Здавалка
Главная | Обратная связь

Система государственных и муниципальных доходов



 

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируютоя по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее су­щественные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-эконо­мическому признаку дает наиболее полное представление обихисточниках, о связи доходов с различными формами собственнос­ти, об эффективности последних в формировании доходов государ­ства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

а) от государственного или муниципального хозяйства, обра­зующиеся главным образом в результате производственной дея­тельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов госу­дарства или муниципальных образований (например, лесов, водо­емов, других природных ресурсов, от приватизации государствен­ной и муниципальной собственности). При этом получаемые дохо­ды (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вмес­те с тем остаются в распоряжении предприятий;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм соб­ственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Феде­рации;

г) от личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

— федеральные;

 

— доходы субъектов Федерации;

— местные доходы муниципальныхобразований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований можно выделить налоговые и неналоговыеплатежи и поступления. Налогам свойственны признаки обя­зательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта.* Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными

______________________.

* См.: гл 13—18 учебника.

 

 

По методам аккумуляции среди доходов государства выделя­ются обязательные и добровольные платежи и поступления. Ос­новная часть доходов поступает в распоряжение государства и ор­ганов местного самоуправления в обязательном порядке: это нало­ги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и мест­ные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования по­жертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им времен­но и подлежат возврату. В первом случае это различные виды пла­тежей, которые на основании законодательства обращаются в го­сударственную или муниципальную собственность, т.е. становят­ся федеральной собственностью, собственностью субъектов Феде­рации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования го­сударственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольно­го характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источ­никам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установлен­ных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных образо­ваний, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, исполь­зуемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государст­венных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресур­сов широко используются временно свободные средства юридичес­ких и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.

Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государ­стве или муниципальном образовании при недостаточности по­ступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включе­нию ее в обслуживание потребностей общества.

Если принять во внимание порядок образования и использова­ния государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, ор­ганизаций, которые остаются в их непосредственном распоряже­нии и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли пред­приятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими пред­приятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты нало­гов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими на­ходящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, го­сударственной казне субъектовРФ, муниципальной казне, отгра­ничивает их от средств, закрепленных за государственными и му­ниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в

 

соответствующее время потребности общества для финансирова­ния намеченных программ. Однако некоторые платежи могут со­ставлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответ­ствии с Законом РФ «О плате за землю» от 10 октября 1991 г.* хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользование

Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целе­вого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них предусмотрено зачисление специ­ально определенных видов платежей. Впоследствии некоторые фе­деральные внебюджетные фонды (дорожный, экологический и др.) были преобразованы в бюджетные целевые фонды при сохра­нении своих особых источников доходов.

Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охваты­вая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и му­ниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государст­венные, муниципальные внебюджетные фонды.

Система государственных и муниципальных доходов Россий­ской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризис­ными явлениями. Поэтому системе доходов государства и муници­пальных образований свойственна в настоящее время нестабиль­ность, недостаточная отработанность механизма ее действия.

 
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ Государственные (муниципальные) расходы выступают одной из важнейших финансово-правовых категорий, так как являются необходимой составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Именно они обеспечивают выполнение государством (муниципальными образованиями) возложенных на него задач и функций. Государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать с материальной, процедурной, экономической и правовой позиций. В материальном плане государственные расходы представляют собой затраты государства (муниципального образования) путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций. С процедурной точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и государственных внебюджетных фондах. С экономической позиции государственные (муниципальные) расходы — это совокупность общественных отношений, связанных с финансированием государственных и муниципальных затрат. И наконец, с правовой точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных органов (органов местного самоуправления) по распоряжению централизованными и децентрализованными фондами денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований. Понятие «государственные (муниципальные) расходы» несколько шире, чем понятие «расходы бюджета», под которым понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Источником государственных расходов в отличие от бюджетных расходов выступают не только средства бюджетов, но и собственные средства государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, осуществляющих коммерческую дея-тельность. Тесно связана с государственными расходами другая финансово- правовая категория — государственные доходы. Они являются взаимодополняющими понятиями, так как именно за счет доходов государства формируется его расходная часть. В бюджетных отношениях результатом несоответствия данных частей является профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами) бюджета. Профицит бюджета дает возможность резервирования определенной части денежных средств, в то время как дефицит бюджета яв-ляется причиной роста государственного долга, расходов на его обслуживание, увеличения темпов инфляции, снижения курса национальной валюты и иных негативных последствий. Государственные и муниципальные расходы можно классифицировать по различным основаниям. По источникам получения расходных средств выделяют: централизованные расходы, осуществляемые за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов; децентрализованные расходы, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями за счет средств, которые были получены ими самостоятельно и остались в их распоряжении. В зависимости от источника финансирования в рамках централизованных финансовых средств выделяют: бюджетные расходы; расходы за счет государственных внебюджетных фондов. По уровням бюджетной системы все государственные и муници-пальные расходы можно разделить: на федеральные расходы; расходы субъекта Российской Федерации; муниципальные расходы. В зависимости от целей финансирования выделяют: государственные (муниципальные) расходы на финансирование текущих и капитальных расходов; резервы. Расходы бюджетов различных уровней осуществляются на основании соответствующего закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год и согласно бюджетной классификации. Последняя представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Ее назначением является обеспечение надлежащего составления и исполнения, а также сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Кроме того, бюджетная классификация дает возможность сравнить размеры расходов за любой период и определить направления развития государства и муниципальных образований в определенный момент. Напомним, что бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ): классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; 4) классификацию операций публично-правовых образований. Классификация расходов бюджета осуществляется на основании кодов, среди которых выделяют: код главного распорядителя бюджетных средств; код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации делятся на разделы и подразделы. Так, например, в разделе классификации расходов бюджетов «Общегосударственные расходы» существуют подразделы: функционирование Президента РФ; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система и др. В свою очередь, разделу классификации расходов бюджетов «Национальная оборона» соответствуют следующие подразделы: Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс и др. При этом перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета соответствующего уровня утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Основой формирования целевых статей и видов расходов бюджетов выступают расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета. Таким образом, многоаспектность определений и многообразие видов позволяют рассматривать государственные (муниципальные) расходы как многогранную финансово-правовую категорию, неразрывно связанную с финансовой деятельностью госу-дарства (муниципального образования).

Вопрос 24







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.