Трубчатые ТА для охлаждения воздуха и охлаждаемые воздухом
К этой группе ТА могут быть отнесены ОНВ дизелей, радиаторы транспортных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), радиаторно-вентиляторные установки (РВУ) для охлаждения компримируемого газа, масла и воды газомотокомпрессоров. АВО трансформаторных подстанций, химических и нефтехимических производств, бытовые и промышленные кондиционеры и другие аппараты, трубные пучки которых скомпонованы из труб с высокими, соизмеримыми с радиусом трубы, ребрами. Благодаря оребрению площадь теплообменной поверхности, контактирующей с воздухом, может быть увеличена в 7...20 раз и больше, что компенсирует относительно невысокие коэффициенты теплоотдачи со стороны воздуха. Трубные пучки рассматриваемых ТА чаще всего имеют прямоугольную форму, воздух направляется в развитое наружным оребрением труб межтрубное пространство. Наружные ребра круглых или овальных труб могут иметь различную конфигурацию.
В современных конструкциях ОНВ применяют моно- и биметаллические трубы (рис. 1.18) диаметром D = 25...29 мм, а также биметаллические трубы с разрезными ребрами. Продольные разрезы на ребрах с последующим отгибом лепестков обеспечивают многократное разрушение пограничного слоя, формирующегося на ребрах, и способствуют выравниванию поля коэффициента теплоотдачи по поверхности ребра. По результатам анализа экспериментальных данных выявлено, что размер, радиус и направление отгиба лепестков мало влияют на интенсификацию теплообмена. Число разрезов целесообразно принимать не более 20, а их глубину — меньше 3...4 мм. Экспериментально установлено увеличение значений коэффициентов теплоотдачи в пучках с разрезными ребрами на 20...35 %, а аэродинамического сопротивления — на 20...90 % по сравнению со значениями в пучках из таких же труб с неразрезными ребрами. Разрезы (вид А) типа "интеграл" и "полуинтеграл" дают наибольшее увеличение сопротивления, разрезы по винтовой линии — самое низкое (14...35 %). Необходимо отметить, что разрезание ребер оправдано только в том случае, когда в аппарате используется незагрязненный воздух. В противном случае разрезы ребер задерживают пыль, сажу, масло, золу и другие загрязняющие вещества, в результате межреберные щели труб быстро заполняются асфальтоподобной массой, которую трудно удалить.
Cхема теплообменного элемента одного из ОНВ показана на рис. 1.19. Воздух движется в межтрубном пространстве перпендикулярно к осям труб 3. Охлаждающая вода поступает в переднюю водяную камеру. Благодаря наличию перегородки 5 вода движется внутри труб первого хода, поворачивает в полости задней водяной камеры 1 и возвращается по трубам второго хода в полость передней водяной камеры. Теплообменный элемент крепится в корпусе ОНВ посредством шпилек, соединяющих неподвижную трубную решетку 4 с фланцем корпуса (на рисунке не показан). Для предотвращения утечек воздуха подвижную трубную решетку 2 и трубный пучок необходимо уплотнять. Для этого со стороны боковых стенок 4 корпуса аппарата устанавливают вытеснители 3 (рис. 1.20), штампованные из стальных пластин, гофры которых повторяют очертания трубного пучка. Вытеснители 3 закрепляют с помощью штифтов 2, устанавливаемых на трубных решётках. РВУ (рис. 1. 21) состоит из нескольких секций, установленных на несущей конструкции 3 таким образом, чтобы воздух от вентилятора 1 равномерно поступил к каждой секции. В РВУ установлены секции охлаждения масла, воды, прокачиваемой через ОНВ, воды внутреннего контура двигателя, компримируемого газа после первой и второй ступеней сжатия. В одной секции РВУ (охлаждения газа) (рис. 1.22) газ поступает в переднюю камеру через патрубок 1, движется по трубам первого хода, поворачивает в полости задней камеры, по трубам второго хода возвращается в переднюю камеру и отводится через патрубок 11. Трубы 7 биметаллические, внутренняя труба стальная, а оребренная рубашка изготовлена из алюминия АД-1. Ребра выполнены винтовой накаткой. Трубные решетки 5 и 8 неподвижные. Для осмотра и очистки каждой трубы в крышках 4 и 10 предусмотрены лючки, закрытые при эксплуатации заглушками 3.
АВО и РВУ по расположению вентилятора в теплообменной поверхности могут быть выполнены одинаково, но АВО чаще предназначены для охлаждения одного вещества. В ТА установок кондиционирования воздуха часто применяют трубы с коллективным оребрением. Собирающие пластины для интенсификации теплообмена штампуют с зигзагами или волнами, перпендикулярными к потоку воздуха. Используют также перфорированные пластины и пластины с просечками, в которых наличие просеченных участков пластины, смещенных относительно ее поверхности, приводит к разрушению образующегося пограничного слоя. В бытовых кондиционерах типа БК одиночные ребра из алюминия прямоугольной формы толщиной 0,2 мм с выштампованными воротниками надеты с натягом на медные трубы. В более мощных установках нередко применяют трубы, оребренные спиральной гофрированной лентой. Если не принять мер по уменьшению термического сопротивления в месте контакта труб с ребрами, то эффективность оребренных поверхностей может снизиться в 1,5 — 2 раза. Исследование теплоотдачи медно-алюминиевых трубчато-ребристых ТА с насадными ребрами позволило установить следующее. Для уменьшения контактного термического сопротивления труб технология изготовления должна предусматривать закрепление ребер с воротниками путем увеличения внутреннего диаметра несущей трубы. При этом должен быть обеспечен гарантированный натяг 0,28...0,32 мм в соединении труба — ребро с предварительным гальваническим покрытием медных труб цинком или оловом (толщиной слоя 18...21 мкм). Расширение несущей трубы целесообразно осуществлять не гидравлическим, а механическим способом путем протяжки через трубу калиброванного дорна (шарика), поскольку теплоотдача на ребрах при этом способе расширения трубы на 6...9 % больше, чем при гидравлической раздаче. Для нагрева воздуха в системах воздушного отопления и приточной вентиляции применяют калориферы с трубными пучками различной конструкции. Греющим теплоносителем является горячая вода или пар. Отечественной промышленностью выпускаются калориферы из биметаллических труб с винтовыми накатными ребрами (КСк-3, КСк-4) и калориферы из стальных труб с коллективным оребрением пластинами — пластинчатые из листовой стали толщиной 0,5 мм и шагом 5 мм (рис. 1.23). Стальные пластинчатые калориферы изготовляются одноходовыми по воде (КФМ — малая модель, КФС — средняя модель, КФБ — большая модель) и многоходовыми (КВС и КВБ). Калориферы КФМ, КФБ и КФС имеют коридорное, а калориферы КВС и КВБ — шахматное расположение труб. Значения площади Fсж проходного сечения по воздуху приведены для правильного выбора производительности вентилятора; массовую скорость воздуха рекомендуется принимать r w = 8...11 кг / (м2 с). Калориферы модели КОМ по направлению движения воздуха имеют два ряда труб 4, калориферы модели КОС — три, калориферы модели КФБ — четыре ряда труб. Калорифер набирают по ширине из нескольких секций. В каждой секции два продольных ряда стальных труб с d / dвн = 22 / 18 мм. Скорость воды обычно назначают 0,01...1,0 м / с.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|