Здавалка
Главная | Обратная связь

Минимальные требования к содержанию дисциплины «Теоретический и практический курс русского языка»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского

 

 

Институт педагогики

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»

 

Профили подготовки: «Педагогика и методика начального образования» и «Информатика», «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

Квалификация: Бакалавр

 

Срок обучения: 5 лет

 

Разработчик: старший преподаватель И.В.Пацина

 

 

Утверждено на заседании кафедры (протокол №_____ от ____________________________________________)   Зав.кафедрой_______________________В.А.Антохина

 

 

Калуга, 2012


АННОТАЦИЯ

Минимальные требования к содержанию дисциплины «Теоретический и практический курс русского языка»

Сущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление о системе языка. Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней. Язык и речь. Речь как деятельность.

Слово как единица лексического уровня языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Явления омонимии, синонимии, антонимии и паронимии. Происхождение русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления русской лексики. Фразеология.

Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.

Основные понятия морфемики. Типы и разновидности морфем. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный виды анализа. Этимология.

Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Категориально-семантические, морфологические и синтаксические характеристики частей речи.

Основные синтаксические единицы. Смысловые отношения в синтаксисе. Способы выражения синтаксических значений. Понятие о словосочетании, классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность. Формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложения. Классификация простых предложений. Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений. Синтаксис текста. Коммуникативная структура и единицы текста.

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана направления.

Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тесно связана с философией — наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Понятно, что к сфере ведения философии имеют непосредственное отношение те из проблем языкознания, которые касаются проявлений в языке общих свойств окружающей нас действительности. Это такие проблемы, как сущность и устройство языка, его связь с мышлением, взаимоотношение языка и общества, происхождение языка и закономерности его эволюции. Все эти вопросы решаются лингвистами с опорой на основные положения философии, а полученные результаты являются достоянием не только языкознания, но и философии.

Существование и развитие языка тесно связано с жизнью общества, его историей, политическим устройством, социальной структурой, культурой. Это обусловливает связь между языкознанием и социологией — наукой об устройстве и закономерностях развития общества.

Владение языком неразрывно связано с деятельностью человеческого сознания, направленной на отражение действительности и управление поведением человека. Эту деятельность изучает психология, с которой дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тоже тесно связана.

Языкознание, как и все другие научные дисциплины, связано с математикой — наукой, изучающей количественные отношения и пространственные формы действительного мира. С помощью методов математической статистики удается исследовать особенности словарного состава языка, частоту встречаемости тех или иных языковых явлений в речи, а также, например, особенности различных стилей. Кроме того, математические, и в частности алгебраические, методы могут применяться при анализе структуры языка.

Знание законов построения языка во многом определяет содержание и глубину литературоведческого анализа текста. Поэтому очевидна связь данной дисциплины с дисциплинами литературоведческого цикла: «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература», «Актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе», «Актуальные проблемы изучения современной детской литературы в начальной школе»

Наконец, следует упомянуть связь дисциплины с информатикой. Компьютеры, которые наряду с решением иных задач начинают все шире использоваться для хранения и обработки текстов, накопления, поиска и передачи информации, обучения людей тем или иным дисциплинам, автоматического перевода с одного языка на другой.

Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» тесно связана с другими лингвистическими дисциплинами: «Педагогическая риторика», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Теоретические основы развивающего обучения русскому языку», «Исторический комментарий к современному русскому языку».

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

· Нормативный блок: аннотация, учебная программа дисциплины, список литературы основной и дополнительной по разделам.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей.

· Практический блок:

- планы практических занятий;

- планы-задания для самостоятельной работы студентов.

· Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов:

- требования к уровню знаний по разделам дисциплины;

- вопросы к экзаменам и зачетам;

- тесты по дисциплине;

- тексты аудиторных контрольных работ.

4. Список авторов элементов УМК:

старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Пацина И.В.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

  1. ГОС ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование.
  2. Стандарт второго поколения для начальной школы.
  3. Учебные комплекты по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»для начальной школы.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.