№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| ЛК
| ПР
| СРС
| Итого
|
1 курс
1 семестр
|
1.
| Принципы изучения языка. Лексика как уровень языка. Особенности лексики (социальность, относительность лексической парадигматики, открытость лексической системы).
|
|
|
|
|
2.
| Слово как основная единица лексики. Содержание понятия "слово" и подходы к определению понятия "слово" в отечественной лингвистике. Признаки слова.
|
|
|
|
|
3.
| Понятие лексического значения слова. Структура лексического значения слова: сигнификат, денотат, коннотация. Способы толкования лексического значения слова.
|
|
|
|
|
4.
| Типы лексического значения слова: по предметной отнесенности, по мотивированности, по лексической сочетаемости, по синтаксическому поведению.
|
|
|
|
|
5.
| Явление многозначности. Понятие многозначного слова. Структура лексического значения многозначного слова. Способы образования лексического значения многозначных слов: перенос наименования, многократная реализация словообразовательной модели, расширение лексического значения слова. Многозначность и омонимия.
|
|
|
|
|
6.
| Виды переносов наименования. Метафора и метонимия в соотношении. Механизмы образования переносных значений разных типов. Актантная метонимия.
|
|
|
|
|
7.
| Системная организация лексики. Лексические парадигмы: семантические поля, лексико-семантические группы, синонимы, антонимы. Понятие синонимов. Типы синонимов. Структура синонимического ряда.
|
|
|
|
|
8.
| Понятие антонимов. Типы антонимов. Контекстуальные антонимы. Антонимия и антитеза. Конверсивы.
|
|
|
|
|
9.
| Лексика с точки зрения актуальности употребления. Понятие архаизмов. Классификации архаизмов: по степени архаизации, по причинам архаизации, по устаревшему в слове компоненту. Использование архаизмов в современном языке.
|
|
|
|
|
1 курс
2 семестр
|
1.
| Понятие неологизмов. Классификации неологизмов. Использование различных типов неологизмов в современном языке.
|
|
|
|
|
2.
| Лексика с точки зрения стилевой и функциональной принадлежности. Понятие стилистически нейтральной и стилистически окрашенной лексики. Использование стилистически окрашенной лексики и лексики, ограниченной в употреблении в современном русском литературном языке.
|
|
|
|
|
3.
| Лексика с точки зрения происхождения. Понятие заимствования. Причины заимствования и пути появления заимствованных слов в русском языке. Этапы освоения заимствованного слова. Признаки заимствования из различных языков. Старославянизмы и их признаки.
|
|
|
|
|
4.
| Фразеология. Понятие фразеологизма. Фразеологизм и слово. Классификация фразеологизмов (по В.В.Виноградову).
|
|
|
|
|
5.
| Лексикография. Типы современных словарей. Толковые словари современного русского языка. Структура словарной статьи толкового словаря.
|
|
|
|
|
6.
| Фонетика как уровень языка. Особенности фонетики. Единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, речевая фраза. Особенности звука как основной единицы фонетики.
|
|
|
|
|
7.
| Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения: отличие ударных гласных от безударных по длительности, силе и тембру. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция русского ударений. Неподвижное и подвижное, словоизменительное и словообразовательное ударение.
|
|
|
|
|
8.
| Интонация. Тональные средства интонации, интонационные конструкции, их типы. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Функции интонации: такто- и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная.
|
|
|
|
|
9.
| Строение речевого аппарата и общие принципы звукоизвлечения. Артикуляционная и акустическая классификации звуков. Смыслоразличительные признаки гласных и согласных фонем. Диаграмма сонорности.
|
|
|
|
|
10.
| Фонетическое членение речи. Понятие речевой фразы, речевого такта, фонетического слова, слога. Слог с акустической и артикуляционной точки зрения. Типы слогов. Закон восходящей звучности как основа членения слова на слоги.
|
|
|
|
|
11.
| Фонология. Фонологические школы. Понятие фонемы. Функции фонемы. Фонемы и звук в соотношении. Понятие позиции фонемы. Типы позиций: сильная позиция, слабая позиция, позиция нейтрализация, гиперфонема. Вариант и вариация фонемы. Фонетическая транскрипция.
|
|
|
|
|
12.
| Состав гласных фонем (по М.Ф.Ш.). Позиционные чередования гласных фонем: редукция, аккомодация, переход /и/ в /ы/ после твердых согласных. Состав согласных фонем (по М.Ф.Ш.). Позиционные чередования согласных фонем: ассимиляция по глухости-звонкости, по месту образования, по способу образования.
|
|
|
|
|
13.
| Исторические чередования в русском языке как результат фонетических изменений: истории носовых гласных, падения редуцированных гласных /ъ/ и /ь/, перехода /э/ в /о/, истории /ъ/, перехода /о/ в /а/, смягчение заднеязычных согласных, смягчение согласных в сочетании с /j/, упрощения групп согласных и т.д.
|
|
|
|
|
2 курс
3 семестр
|
1.
| Графика. Система знаков для передачи речи на письме. Состав современного русского алфавита. Соотношение фонемного состава и алфавита русского языка. Слоговой (позиционный) характер русского письма. Функции букв русского алфавита: букв гласного, букв согласного, букв "Ъ" и "Ь".
|
|
|
|
|
2.
| Слоговой характер русского письма: способы передачи твердости-мягкости согласной фонемы, способы обозначения [ j ] на письме. Лингвистические основы обучения грамоте в начальной школе (в различных системах обучения).
|
|
|
|
|
3.
| Орфография. Позиции фонем как лингвистическая основа русской орфографии. Основной и дополнительные принципы орфографии.
|
|
|
|
|
4.
| Типы орфограмм. Орфограммы, подчиняющиеся основному принципу и противоречащие основному принципу русской орфографии. Способы проверки орфограмм различного типа.
|
|
|
|
|
5.
| Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе. Место понятия орфограммы в системе лингвистических понятий в начальной школе. Лингвистические основы формирования понятия орфограммы и способа ее проверке в различных системах обучения.
|
|
|
|
|
6.
| Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения. Варианты литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматически форм. Особенности произношения заимствованных слов. Справочники по орфоэпии.
|
|
|
|
|
7.
| Понятие о морфемике. Морфема и морф. Принципы объединения морфов в морфему.
Морфемный состав слов в русском языке.
|
|
|
|
|
8.
| Классификация морфем: морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Нулевой суффикс. Основа и флексия в структуре русского слова. Флексии нулевые и материально выраженные. Типы корней в русском языке: корни свободные и связанные.
|
|
|
|
|
9.
| Словообразование как уровень языка. Понятие производящей и производной основ и их соотношение. Принципы выделения производящей основы.
|
|
|
|
|
10.
| Морфонологические процессы на стыке производящей и производной основ: чередование, усечение, интерфиксация. Принципы установления направления
производности.
|
|
|
|
|
11.
| Смысловые отношения производящей и производной основ. Классификация производных основ по Е.Куриловичу (лексические и синтаксические дериваты).
|
|
|
|
|
12.
| Явление фразеологичности семантики у производных слов. Типы мотивации производных слов: прямая, образная, условная.
|
|
|
|
|
13.
| Морфологические и неморфологические способы словообразования.
|
|
|
|
|
14.
| Единицы словообразования: словообразовательное значение, словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная категория.
|
|
|
|
|
15.
| Этимологический анализ слова. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение.
|
|
|
|
|
16.
| Современные морфемные и словообразовательные словари.
|
|
|
|
|
2 курс
4 семестр
|
1.
| Морфология как уровень языка. Понятие грамматической формы слова. Грамматическое значение и способы его выражения. Понятие грамматической категории. Типы грамматических категорий.
|
|
|
|
|
2.
| Система частей речи современного русского языка. Принципы выделения части речи (по В.В.Виноградову). Вопрос о месте местоимений в системе частей речи.
|
|
|
|
|
3.
| Имя существительное как часть речи: общекатегориальная семантика, характер
грамматических категорий, синтаксические особенности. Лексико-грамматические разряды существительных и их семантические характеристики и грамматические свойства.
|
|
|
|
|
4.
| Категория рода имени существительного. Классификация существительных по роду.
Способы формального выражения разных родов. Семантика рода существительных.
Существительные общего рода. Выражение рода у неизменяемых существительных.
|
|
|
|
|
5.
| Родовая принадлежность несклоняемых существительных и аббревиатур.
|
|
|
|
|
6.
| Категория числа имени существительного, семантика и способы формального выражения. Существительные, имеющие одну форму числа (Pluralia tan tum и Singularia tan tum). Выражение числа у неизменяемых существительных.
|
|
|
|
|
7.
| Категория падежа имени существительного. Способы формального выражения падежа. Именительный и косвенные падежи в сопоставлении. Значения
падежей. Типы склонения имени существительного.
|
|
|
|
|
8.
| Варианты падежных окончаний как отражение исторических изменений в системе русского склонения. Употребление вариантных окончаний в различных сферах речи.
|
|
|
|
|
9.
| Категория одушевленности существительного, семантика и способы формального выражения.
|
|
|
|
|
10.
| Имя прилагательное как часть речи: общекатегориальная семантика, характер
грамматических категорий, синтаксические особенности. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Противопоставленность качественных и относительных прилагательных. Специфика притяжательных прилагательных.
|
|
|
|
|
11.
| Кратка и полная форма качественных прилагательных. Образование кратких форм. Семантические, грамматические, стилистические различия между краткими и полными формами качественных прилагательных.
|
|
|
|
|
12.
| Категория степени сравнения прилагательного. Синтетическая и аналитическая формы степени сравнения и способы их образования. Семантические,
грамматические и стилистические особенности различных форм степени сравнения.
|
|
|
|
|
3 курс
5 семестр
|
1.
| Имя числительное как часть речи, общекатегориальная семантика, характер грамматических категорий, синтаксические особенности. Вопрос о разрядах числительных. Научный и школьный подход к классификации числительных.
|
|
|
|
|
2.
| Склонение числительных разных разрядов. Стилистические особенности числительных разных разрядов.
|
|
|
|
|
3.
| Местоимение как часть речи. Вопрос о классификации местоимений, семантические и грамматические разряды местоимений. Морфологические и синтаксические особенности местоимений различных грамматических разрядов.
|
|
|
|
|
4.
| Местоименные существительные, их семантические, морфологические и синтаксические особенности (в сопоставлении с именем существительным). Личные местоименные существительные и принципы их изучения в начальной школе.
|
|
|
|
|
5.
| Семантические и грамматические особенности местоименных прилагательных, числительных, наречий.
|
|
|
|
|
6.
| Глагол как часть речи, общекатегориальная семантика, характер грамматических категорий, синтаксические особенности. Предикативные и непредикативные грамматические категории глагола.
|
|
|
|
|
7.
| Формообразующие основы глагола. Формы, образующиеся от каждой формообразующей основы. Классы глаголов.
|
|
|
|
|
8.
| Категория вида глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Понятие видовой пары. Способы образования видовых пар. Вариантные образования видовых форм, их стилистические различия. Одновидовые глаголы. Двувидовые глаголы. Способы глагольного действия, их связь с категорией вида.
|
|
|
|
|
3 курс
6 семестр
|
1.
| Категория переходности и возвратности: семантические и грамматические особенности.
|
|
|
|
|
2.
| Категория залога глагола. Теории залога в отечественной лингвистике. Образование и значение залоговых форм. Связь категории залога с переходностью и возвратностью.
|
|
|
|
|
3.
| Категория наклонения как предикативная категория глагола. Система наклонений. Значения и образование форм наклонений. Употребление форм одного наклонения в значении другого.
|
|
|
|
|
4.
| Категория времени как предикативная категория глагола. Связь категории времени с категориями вида и наклонения. Система времен. Значения и образование форм времени. Употребление форм одного времени в значении другого.
|
|
|
|
|
5.
| Категория лица как предикативная категория глагола. Связь категории лица с категориями наклонения и времени. Система личных форм. Значения и образование форм лица. Употребление форм одного лица в значении другого.
|
|
|
|
|
6.
| Безличные глаголы
|
|
|
|
|
4 курс
7 семестр
|
1.
| Спряжение глаголов. Типы спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Способ определения спряжения.
|
|
|
|
|
2.
| Неспрягаемые формы глагола. Грамматические свойства инфинитива, его формальные показатели и синтаксические функции.
|
|
|
|
|
3.
| Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Причастия действительные и страдательные, настоящего прошедшего времени, их образование.
Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастий Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
|
|
|
|
|
4.
| Наречие как часть речи; его общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Разряды наречий по значению и образованию.
|
|
|
|
|
5.
| Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния как особой части речи. Общекатегориальное значение слов данной части речи, их морфологические и синтаксические свойства. Отличие слов категории состояния от омонимичных словоформ.
|
|
|
|
|
6.
| Предлог как часть речи. Функция предлогов в речи. Разряды предлогов по структуре и происхождению. Разряды предлогов по типу выражаемых ими отношений.
|
|
|
|
|
7.
| Союз как часть речи, функции союзов в речи. Разряды союзов по структуре и происхождению. Классификация союзов по выражаемым ими отношениям. Стилистическая дифференциация союзов.
|
|
|
|
|
8.
| Модальные слова как часть речи. Разряды модальных слов по значению. Синтаксическая функция модальных слов.
|
|
|
|
|
9.
| Частица как часть речи. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометия как часть речи. Отличие междометий от знаменательных и служебных частей речи. Типы междометий по структуре. Употребление междометий в речи.
Звукоподражательные слова; их отличие от междометий. Функция звукоподражательных слов в речи.
|
|
|
|
|
10.
| Омонимия частей речи. Переход слов из одной части речи в другую как один из способов пополнения лексико-грамматических классов слов. Субстантивация. Адъективация. Прономинализация. Адвербиализация. Переход слов из знаменательных частей речи в служебные. Исторические изменения в морфологическом строе русского языка.
|
|
|
|
|
11.
| Предмет изадачи синтаксиса. Место синтаксического уровня в системе языка. Особенности синтаксического строя русского языка. Вопрос об основной единице синтаксиса.
|
|
|
|
|
12.
| Словосочетание как номинативная синтаксическая единица. Форма и значение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.
|
|
|
|
|
4 курс
8 семестр
|
1.
| Классификация словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова, по степени семантической спаянности компонентов. Словосочетания и другие сочетания слов в предложении.
|
|
|
|
|
2.
| Предложение как коммуникативная синтаксическая единица. Основные признаки предложения: предикативность, интонационная завершенность. Компоненты предикативности: темпаральность, модальность, персональность и их связь с морфологическими категориями времени, наклонения и лица. Формально-грамматический и коммуникативный аспекты предложения.
|
|
|
|
|
3.
| Семантический аспект предложения. Семантическая модель предложения.
|
|
|
|
|
4.
| Классификация предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонационные и структурные свойства каждого типа предложений, особенности употребления в различных сферах речи. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Средства оформления восклицательных предложений. Типы предложений по характеру выражаемых отношений: утвердительные и отрицательные. Структурные особенности отрицания. Распространенные и нераспространенные предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
|
|
|
|
|
5.
| Понятие о членах предложения как компонентах формально-грамматического уровня предложения. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Понятие семантического субъекта. Субъект и подлежащее.
|
|
|
|
|
6.
| Сказуемое и его типы. Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное, скоординированное и нескоординированное. Составное глагольное и составное именное сказуемое. Вещественная часть составного сказуемого и способы ее выражения. Понятие о связках, типы связок.
|
|
|
|
|
7.
| Сложное сказуемое.
|
|
|
|
|
8.
| Согласование сказуемого с подлежащим.
|
|
|
|
|
9.
| Главный член односоставных предложений. Классификация односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, указательные предложения. Парадигматические свойства односоставных предложений, способы выражения главного члена.
|
|
|
|
|
10.
| Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений и сфера их употребления. Проблема эллиптических предложений. Отличие неполных предложений от односоставных.
|
|
|
|
|
11.
| Синтаксически нечленимые предложения. Их типы, значение и сферы употребления.
|
|
|
|
|
12.
| Второстепенные члены предложения. Принципы их классификации. Определение, дополнение, обстоятельство. Проблемы разграничения второстепенных членов предложения. Их виды и способы выражения. Приложение как разновидность определения. Понятие о детерминантах.
|
|
|
|
|
13.
| Осложненное предложение. Общее понятие об осложнении. Виды осложнения. Сочинительная связь в простом предложении. Однородные члены предложения. Способы выражения однородности. Однородные определения и их отличия от неоднородных.
|
|
|
|
|
14.
| Стилистические возможности использования однородных членов предложения.
|
|
|
|
|
15.
| Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Условия и средства обособления. Полупредикативная связь в простом предложении как один из факторов обособления.
|
|
|
|
|
16.
| Конструкции, осложняющие структуру простого предложения, но не являющиеся членами предложения. Вводные и вставные конструкции. Обращения.
|
|
|
|
|
17.
| Актуальное членение предложений. Тема и рема. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения.
|
|
|
|
|
18.
| Выразительные возможности порядка слов и логического ударения.
|
|
|
|
|
19.
| Сложное предложение как синтаксическая единица.Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Грамматическое значение сложного предложен: и средства его выражения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
|
|
|
|
|
20.
| Сложносочиненные предложения, их структурно-семантические признаки. Виды сложносочиненных предложений. Факторы, определяющие грамматическое значение сложносочиненных предложений.
|
|
|
|
|
21.
| Сложноподчиненные предложения, их структурно-семантические признаки. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Критерии определения придаточных частей.
|
|
|
|
|
22.
| Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения и их виды. Типы придаточных частей нерасчлененной структуры.
|
|
|
|
|
23.
| Типы придаточных частей расчлененной структуры.
|
|
|
|
|
24.
| Бессоюзные сложные предложения, их структурно-семантические признаки. Виды бессоюзных сложных предложений.
|
|
|
|
|
25.
| Многокомпонентные сложные предложения, их разновидности. Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей.
|
|
|
|
|
26.
| Способы передачи чужой речи. Цитирование. Понятие о прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь. Стилистические функции предложений с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью.
|
|
|
|
|
27.
| Способы оформления цитат.
|
|
|
|
|
28.
| Понятие текста. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность.
|
|
|
|
|
29.
| Членимость текста. Отличие текста от предложения. Текст как определенным образом организованная совокупность предложений. Понятие сверхфразового единства. Композиционные особенности текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Виды абзацев.
|
|
|
|
|
30.
| Смысловая цельность текста. Тема как смыслообразующее ядро текста. Содержание текста и информативность речи. Содержательно-фактурная и содержательно-концептуальная информация. Структурное оформление цельности текста (заголовок, автономность высказывания, начало и конец).
|
|
|
|
|
31.
| Связность текста. Основные средства обеспечения связи предложений в тексте. Контактная и дистантная связь. Коммуникативное единство предложений как основа связности текста.
|
|
|
|
|
32.
| Актуальное членение в тексте. Тема и рема в тексте. Понятие рематической доминанты. Понятие коммуникативного регистра.
|
|
|
|
|
33.
| Коммуникативный регистр и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Языковые средства коммуникативных регистров.
|
|
|
|
|
34.
| Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их основные функции и употребление. Экспрессивно-стилистические возможности пунктуации.
|
|
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.