По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»
(1 курс, 2 семестр).
Тема: ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМЫ (6 часов)
План:
- Фонологические школы и их взгляды на определение понятия фонемы.
- Понятие и функции фонемы. Фонема в соотношении со звуком.
- Понятие позиции фонемы. Типы позиций: сильная позиция, слабая позиция, гиперфонема.
- Позиция нейтрализации как условие утраты фонемой смыслоразличительных свойств.
- Разновидности фонем в слабой позиции: отличительные черты варианта и вариации фонемы (по М.Ф.Ш.).
- Фонематическая и фонемная транскрипция слова в соотношении с графическим обликом слова. Причины расхождений.
Практическое задание:
- Выполнить СРС №12.
- Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
- Выполнить указанные виды разборов:
Машенька села у руля он оттолкнулся1 багром и медленно стал грести вдоль3 самого берега парка, где на воде черными павлиньими2 глазами отражались густые ольхи и порхало5 много темно-синих стрекоз.
(В.В. Набоков).
Рекомендованная литература:
№№ 1-11 раздел «Фонетика»; 77-80,87,88,91,92,97,98.
Задание к практическому занятию №16-18
По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»
(1 курс, 2 семестр).
Тема: ФОНЕМНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ЯЗЫКА (6 часов)
План:
- Состав гласных фонем современного русского языка (по Московской фонологической школе). Количественное и качественное соотношение гласных фонем и гласных звуков.
- Позиционные чередования гласных фонем: закон редукции, разновидности редукции.
- Позиционные чередования гласных фонем: закон аккомодации (влияние на гласный соседства мягкого согласного).
- Состав согласных фонем современного русского языка (по Московской фонологической школе).
- Позиционные чередования согласных фонем: закон ассимиляции по глухости-звонкости, по месту образования, по способу образования.
Практическое задание:
- Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
- Выполнить указанные виды разборов:
Есть опасение1, что при большой воде ледоход2 может направиться через дамбу в затон5, вследствие чего пароходы, стоящие там, могут быть перекорежены1, поэтому срочно надо было принимать меры.
Рекомендованная литература:
№№ 1-11 раздел «Фонология»; 77-80,87,91-93,97,98.
Задание к практическому занятию №19-20
По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»
(1 курс, 2 семестр).
Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ (4 часа)
План:
- Понятие чередования звуков в родственных словах и словах.
- Позиционные чередования как мена звуков, объясняемая современным состоянием фонетической системы.
- Исторические чередования как мена звуков, не объясняемая современным состоянием фонетической системы.
- Типы исторических чередований.
Практическое задание:
- Выполнить СРС №13.
- Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
- Выполнить указанные виды разборов:
Василиса Егоровна возвратилась домой, не успев1 ничего3 выведать от попадьил, и узнала, что во время её отсутствия2 было у Ивана Кузмича совещание и что Палашка была под замком.
(А.С. Пушкин)
Рекомендованная литература:
№№ 1-11 раздел «Фонология»; 77-80,87,91-93,97,98.
КУРС 3 СЕМЕСТР
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.