Здавалка
Главная | Обратная связь

По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»



(1 курс, 2 семестр).

Тема: ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМЫ (6 часов)

План:

  1. Фонологические школы и их взгляды на определение понятия фонемы.
  2. Понятие и функции фонемы. Фонема в соотношении со звуком.
  3. Понятие позиции фонемы. Типы позиций: сильная позиция, слабая позиция, гиперфонема.
  4. Позиция нейтрализации как условие утраты фонемой смыслоразличительных свойств.
  5. Разновидности фонем в слабой позиции: отличительные черты варианта и вариации фонемы (по М.Ф.Ш.).
  6. Фонематическая и фонемная транскрипция слова в соотношении с графическим обликом слова. Причины расхождений.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №12.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Машенька села у руля он оттолкнулся1 багром и медленно стал грести вдоль3 самого берега парка, где на воде черными павлиньими2 глазами отражались густые ольхи и порхало5 много темно-синих стрекоз.

(В.В. Набоков).

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Фонетика»; 77-80,87,88,91,92,97,98.

 


Задание к практическому занятию №16-18

По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(1 курс, 2 семестр).

Тема: ФОНЕМНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ЯЗЫКА (6 часов)

План:

  1. Состав гласных фонем современного русского языка (по Московской фонологической школе). Количественное и качественное соотношение гласных фонем и гласных звуков.
  2. Позиционные чередования гласных фонем: закон редукции, разновидности редукции.
  3. Позиционные чередования гласных фонем: закон аккомодации (влияние на гласный соседства мягкого согласного).
  4. Состав согласных фонем современного русского языка (по Московской фонологической школе).
  5. Позиционные чередования согласных фонем: закон ассимиляции по глухости-звонкости, по месту образования, по способу образования.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Есть опасение1, что при большой воде ледоход2 может направиться через дамбу в затон5, вследствие чего пароходы, стоящие там, могут быть перекорежены1, поэтому срочно надо было принимать меры.

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Фонология»; 77-80,87,91-93,97,98.

 


Задание к практическому занятию №19-20

По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(1 курс, 2 семестр).

Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ (4 часа)

План:

  1. Понятие чередования звуков в родственных словах и словах.
  2. Позиционные чередования как мена звуков, объясняемая современным состоянием фонетической системы.
  3. Исторические чередования как мена звуков, не объясняемая современным состоянием фонетической системы.
  4. Типы исторических чередований.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №13.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ____________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Василиса Егоровна возвратилась домой, не успев1 ничего3 выведать от попадьил, и узнала, что во время её отсутствия2 было у Ивана Кузмича совещание и что Палашка была под замком.

(А.С. Пушкин)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Фонология»; 77-80,87,91-93,97,98.


КУРС 3 СЕМЕСТР







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.