Билет 2. Жанр аналитического романа во фр.лит-ре.
Аналитический роман наиболее полно проявился во французской литературе. Его истоки мы находим в психологической повести раннего французского романтизма. В повести Ф.-Р. Шатобриана «Рене» (1802) священник отец Суэль выносит приговор характеру героя, охваченного философским пессимизмом. В психологической повести основное внимание автора устремлено на психологический процесс отчуждения человека от мира. Изображение душевных страданий человека, осознающего себя ненужным в мире, является жанровым заданием психологической повести в раннем французской романтизме (Шатобриан). Аналитический роман, представляющий собой следующий этап в жанровой эволюции психологической прозы, исследует не столько душевные движения героя, сколько «противоречия страстей» (А. С. Пушкин). Целью аналитического романа является уже не микроанализ душевных переживаний, а доказательство вечной раздвоенности человека между «небом» и «землей». В аналитическом романе человек воплощает в своем миросозерцании метафизический разлад с собой и миром. Грехи «аналитического» характера - это эгоизм, раздвоенность и неспособность к действию. Ведущая черта героя аналитического романа — бинарность сознания, он заключен в рамках извечного противоборства страстей и рассудка. Композиция сюжета выглядит как четырехступенчатая схема: «мотив-действие-результат-объяснение». Любой поступок имеет свою причину, чаще просто повод - рационально объясненное побуждение к действию Аналитический жанр эволюционировал довольно быстро -в рамках двух десятилетий он претерпевает изменения от аналитико-психологического до социально-аналитического романа. В соответствии с логикой развития жанра мы рассматриваем три романа: «Адольф» Б. Констана (1815), «Исповедь сына века» А. де Мгоссе (1836) и «Красное и черное» Стендаля (1831). цель аналитического романа - поиски личного счастья. Ход аналитического романа всегда убеждает нас в том, что человек все дальше и дальше удаляется от этой цели. В сущности, жанровым заданием такого рода произведений является исследование страданий человека, осознающего принципиальную невозможность своего счастья. В аналитическом романе общество изначально враждебно человеку В «Исповеди сына века»А. де Мюссе жанр аналитического романа обогащается историко-философским содержанием. Первую часть романа можно назвать «теоретической». Она воссоздает «портрет эпохи» — крайний материализм и скептицизм, выраженный в поучениях приятеля Октава. Разочарование Октава в любви и дружбе, поскольку ни то ни другое не отвечает высоким нравственным запросам героя-романтика, тоже вызвано отречением от Бога, которое стало главной тенденцией эпохи Реставрации. Безверие поколения является одной из ведущих тем романа. Перелом в сознании героя наступает после попытки убийства Бригитты Пирсон ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|