Методы и формы работы социального педагога по профориентации
Профессиональная ориентация—это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности. Формы профориентационной работы. Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия: · в младших классах так называемые «Встречи с профессией», · в старших — вечера встреч со специалистами. · беседы о профессиях, · приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю», · проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление · стенды и витрины «Профессии». · посещения школьниками предприятий и учреждений. · создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях. · выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых. Активные формы профориентации. · организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса, · вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др. · развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам. · занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии. · консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения. · профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом. · рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации. · издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов. · создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
· профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность. · профориентационная работа центров занятости населения. Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации). Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии - воспитание в семье, семейные традиции. Важной формой профессиональной ориентации выступаетпрофессиональная консультация- система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении. Формы и методы - совет, компетентная рекомендация. Силы - пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии. Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов. Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди. Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье. Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся. В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами. Профориентационная диагностика - процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности. Профессиональная направленность - мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере. Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы. Методы профессиональной ориентации. Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы: · профессиограммы (краткие описания профессий);
· компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»; · профессиональная реклама и агитация; · дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях; · выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий); · лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью; · учебные фильмы и видеофильмы; · выставки вооружений и военной техники. Методы профессионального воспитания: · методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.); · методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций); · методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание); · методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности). Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности. Вывод по главе: профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Важную роль в выборе будущей профессии играет деятельность социального педагога. Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально-педагогической помощи в поиске профессии для себя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|