Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в учебном заведении



Для проведения оценки эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в МОУ СОШ №49, автором данной работы было проведено анкетирование учащихся 9-го класса.

Цель исследования - определить уровень удовлетворенности учащихся 9-го класса организацией профориентационной работы в МОУ СОШ №49.

Предмет исследования - уровень удовлетворенности учащихся 9-х классов организацией профориентационной работы в МОУ СОШ №49.

Объект исследования - учащиеся 9-го класса МОУ СОШ № 49 г. Калуги.

 

Задачи исследования:

1. определить положительные и отрицательные стороны организации профориентационной работы в МОУ СОШ №49.

2. выявить готовность обучающихся к профессиональному самоопределению;

3. оценить компетентность педагога учебного заведения в оказании обучающимся педагогической поддержки в профессиональном самоопределении.

4. выявить основные факторы, влияющие на выбор профессии учащихся 9-го класса;

5. узнать обстоятельства, препятствующие профессиональному самоопределению.

Сбор первичной информации проводился в виде анкетирования учащихся 9-го класса МОУ СОШ № 49.

В данном исследовании принимало участие 10 человек, обучающихся в МОУ СОШ № 49. Из них девушки 50%, молодые люди 50%.

Им было предложено ответить на 20 вопросов анкеты «Профессиональная ориентация учащихся старших классов», в каждом из которых от двух до пяти вариантов ответов (приложение 1).

Для визуального анализа данных анкетирования, все полученные результаты представлены в виде таблиц с ответами респондентов. Для более наглядного представления о результатах проведенного исследования, некоторые данные представлены в виде диаграмм.

Согласно таблице 2, при проведении данного исследования 40% опрошенных имело позитивный настрой, приподнятое настроение, 30% опрошенных имели ни хорошее ни плохое настроение, 20% оценило свое настроение как отличное, 10% оценили свое состояние как угнетенное.

Таблица 2 – Оценка настроения респондентов

Вариант вопроса % респондентов
Рисунок № 1 (злость, агрессия, негативный настрой)  
Рисунок № 2 (угнетенное состояние )
Рисунок № 3 (настроение ни хорошее ни плохое)
Рисунок № 4 (позитивный настрой, приподнятое настроение)
Рисунок № 5 (отличное настроение)

Данный вопрос был дан для определения настроя респондентов, что в свою очередь связано с оценкой валидности данного исследования. Так как учитывая возрастные особенности респондентов, которые связаны с психологическими и физиологическими изменениями, такие факторы как смена настроения и изменчивость мнения не всегда могут адекватно оценить валидности данных.

Так как, большинство учащихся имели позитивный настрой, можно говорить о высокой степени валидности полученных данных.

В данном опросе приняло участие 60% опрошенных в возрасте 15 лет, 40% в возрасте 16 лет.

На вопрос «Какой профиль обучения Вы выберите в 10-м классе/ колледже?» ответы респондентов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Предпочтения учащихся по выбору будущего профиля обучения в 10-м классе/ колледже

Согласно рисунку 1, можно сделать вывод, что по 30% учащихся выбрали технический и экономический профили дальнейшего обучения, гуманитарный профиль выбрали 20% учащихся, по 10% учащихся выбрали химико-биологический и другой вид профиля.

Популярность экономического и технического направления связано с популярностью и престижностью профессий с данными видами деятельности. Такие профессии как IT специалист, экономист, финансист и бухгалтер остаются одними из наиболее востребованных профессий на рынке труда последние три года. Также открытие новых коммерческих ВУЗов и колледжей, филиалов обучающих профессиям с данными направлениями с каждым годом становится все больше, снижается планка при поступлении, что сильно влияет на качество обучения.

Гуманитарный и химико-биологический профили является также востребованными, но также и наиболее сложными в плане подготовки и обучения, поэтому современные молодые люди стараются выбирать профессии более легкие в обучении и более широкие в примени полученных в ВУЗе знаний.

На рисунке 2 представлены данные по распределению ответов учащихся о времени определения с выбором профессии.

Рис. 2. Распределение ответов учащихся о времени определения с выбором профессии

Как видно из рисунка 2, что 40% опрошенных учащихся еще не определились с выбором профессии, также 40% учащихся сделали свой выбор в 9 классе, что можно связать с выбором экзаменов и 20 % определились до 9-го класса.

В МОУ СОШ №49 все учащиеся с 8-го класса имеют занятия по профориентации и также проводятся занятия по профессиональной подготовке (УПК) по направлениям секретарь и плотник, но данная подготовка не дает право выбора, так как нет достаточной материально-технической базы для подготовки учащихся по другим направлениям. Также данная система не обеспечивает более глубокие и полные знания по предметам выбранного профиля.

В таблице 3 представлены ответы респондентов по критериям которые являются приоритетными при выборе будущей профессии.

Таблица 3 – Приоритетные критерии при выборе будущей профессии выпускниками

Утверждение %*
востребованность данной профессии на рынке труда
сложность поступления в учебное заведение на выбранную специальность
стоимость обучения на выбранную специальность
мнение и советы родителей
расположение учебного заведения
престижность и модность профессии
уровень дохода будущей профессии
другое

* можно было дать до 3-х ответов, поэтому сумма процентов более 100

Анализируя данные таблицы 3 можно сказать что, основными критериями при выборе профессии является престижность и модность профессии (60%), это говорит о том, что большинство молодых людей выбирают профессии не в связи с призванием и собственным желанием, а модными тенденциями. Такой выбор приводит к перенасыщению рынка труда специалистами одной и той же профессии и как факт к невозможности трудоустроится после обучения. Процент респондентов ответивших что они выбирали профессии в соответствии с востребованностью данной профессии на рынке труда составил 30%, что говорит об осознанном и обдуманном выборе довольно малого количества старшеклассников. Критерий как «востребованность данной профессии на рынке труда» является осознанным выбором, который делался на основе анализа ситуации на рынке труда, но нельзя и исключать и тот факт что возможно данная профессии не будет настолько же востребована через 5-7 лет когда респонденты закончат обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении.

На вопрос «Является ли зарплата главным критерием при выборе будущей профессии?» 80% учащихся ответили утвердительно и только 10% ответили отрицательно, 10% затруднились с ответом. Это объясняется тем, что зарплата или материальный уровень (потребность) человека является одной из наиболее важных в иерархии потребностей. Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей выделяют три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая - для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной

деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

На рис. 3 представлены данные ответов по важности самореализации в профессии.

Рис. 3. Важность самореализации

Что касается вопроса о важности самореализации в профессии, что это не является важным фактором для большинства старшеклассников, что также позволяет о говорить о неправильном формировании ценностей при выборе будущей профессии.

На рис. 4 даны ответы учащихся по важности различных факторов при выборе профессии.

 

 

Рис.4. Важность различных факторов при выборе профессии

При ответе на данный вопрос, в котором нужно было выбрать вариант утверждения, для 40% опрошенных при выборе будущей профессии важна легкость при трудоустройстве, для 40% опрошенных считают, что уровень легкости при трудоустройстве зависит от человека, а не от профессии, 20% опрошенных считают что, легкость при трудоустройстве конечно важный критерий, но не самый важный.

Данное процентное соотношение может быть связано с тем, что большинство опрошенных имеют определенный опыт трудоустройства родителей, родственников, друзей и исходя из этого каждый определяет для себя условия зависимости легкости при трудоустройстве.

Далее хотелось бы проанализировать ответы учащихся по блоку «Организация профориентационной работы в школе».

На вопрос о месте проведения занятий по профориентации 100% учащихся подтвердили их проведение в школе.

Ответы на вопрос «Кто проводит занятия по профессиональной ориентации?» представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Преподаватель занятий по профориентации

90% опрошенных ответили, что занятия проводит преподаватель по профессиональной ориентации/ социальный педагог, остальные 10% респондентов имеющих занятия по профиориентации ответили что занятия проводит психолог, что связано с подменой на время отсутствия социального педагога.

На рисунке 6 представлены данные по оценке уровня подготовки по профориентации в школе.

Рис. 6. Оценка уровня подготовки по профориентации в школе

При оценке уровня подготовки по профориентации в школе только 20% опрошенных оценили занятия на оценку «хорошо» и 10% на оценку «отлично», что говорит о низком уровне проведения данных занятий.

Большинство респондентов оценили уровень подготовки по профориентации в школе на оценку «удовлетворительно», так как большинству учащихся хотелось бы ближе познакомится с некоторыми профессиями через организацию экскурсий, организацию встреч с интересными людьми, посещению специалистов.

На рисунке 7 представлены данные об ответах учащихся на вопрос об использовании форм проведения занятий по профориентации.

Так 50% учащихся выделили форму проведения занятия в форме урока, 30% в форме лекции, что говорит о неправильном выборе форм обучения для данной дисциплины и 20% в форме беседы.

Занятия по профориентации должны строиться в форме беседы, на основе диалога, с использованием наглядного материала, дискуссию.

Рис. 7. Формы проведения занятий по профориентации

На вопрос о том, что нравиться в занятиях по профориентации только 20% учащихся отметили возможность познания нового, 30% ответили, что

занятия способствуют выбору будущей профессии, но это скорее всего было отмечено как подсознательно правильный ответ, т. е. так должно быть и школьники это понимают и в тоже время 30% учащихся отметили, что им ничего не нравиться, что также является показателем не эффективной организации занятий (рис. 8).

Рис. 8. Что нравиться учащимся в проведении занятий по профориентации

На вопрос, что не нравиться в организации занятий по профориентации по 30% учащихся отметили не интересную организацию проведения, отсутствие возможности получения новых знаний, методику преподавания, что говорит о необходимости пересмотра процесса преподавания данной дисциплины (рис. 9).

 

Рис. 9. Что не нравиться учащимся в проведении занятий по профориентации

На вопрос о полезности занятий по профессиональной ориентации 70% опрошенных ответили положительно и 30% отрицательно. Очевидно, чем лучше старшеклассник будет знать себя, тем вернее окажется его выбор профессии. Очевидно также и то, что человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей. Решить эти проблемы может профессиональная ориентация учащихся. Также профессиональное самоопределение старшеклассников – это лучший способ избежать проблем с выбором учебного заведения, когда, проучившись несколько курсов, ребенок понимает, что желает заниматься совершенно другим.

На вопрос «Трудно ли Вам сделать выбор будущей профессии?» 50% опрошенных ответили что не трудно и 50% согласились с трудностями при выборе профессии. Высокий процент респондентов не испытывающих трудности при выборе профессии можно объяснить низкой информированностью учащихся, отсутствием опыта общения с представителями разных профессий, низком уровне организации профориентационной деятельностью в школе, пропагандой средств массовой информации.

Что касается объекта влияния на выбор будущей профессии, только 40% опрошенных ответили, что выбор был сделан самостоятельно и никто на него не влиял, 30% опрошенных отметили что на выбор будущей профессии повлияли родители, 20% - друзья. Также стоит отметить, что никто из учащихся не отметил учителя как объекта влияющего на выбор будущей профессии (рис. 10).

Рис. 10. Объект влияния на выбор будущей профессии

Самостоятельность при выборе профессии может объясняться тем, что современные старшие школьники, имея небольшой жизненный опыт, быстрее реагируют на объективно сложившуюся ситуацию и вырабатывают собственные жизненные позиции и способность жить в условиях постоянной борьбы, конкуренции, социальной и экономической нестабильности.

Свобода выбора профессии является одним из важнейших гражданских прав человека в современном обществе. Под свободой выбора профессии следует понимать, с одной стороны, установки личности в выборе профессии, которые согласуются с личными данными: интересами, способностями, психофизиологическими особенностями, а с другой - с общественными потребностями.

Также одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности. При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

Хотя выбор профессии остается за старшим школьником, необходимо этот выбор согласовывать с потребностями общества в кадрах определенного профиля и квалификации. Проблема выбора сферы профессиональной деятельности имеет двойственную направленность, а сам выбор рассматривается с точки зрения целесообразности как для старшего школьника, так и для общества, т. к. в нем переплетаются личные и общественные интересы.

При вопросе об основных источниках информации только 10 % опрошенных указали газеты и журналы, 20% Интернет, 40% опыт друзей и родственников, но никто не указал в качестве информации при выборе профессии книги, что объясняется отсутствием интереса школьников к чтению (рис. 11).

Рис. 11. Источники информации при выборе будущей профессии

Итак, в заключении проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. большинство учащихся выбирают технический и экономический профили дальнейшего обучения, что связано с популярностью и престижностью профессий с данными видами деятельности.

2. 40% опрошенных учащихся еще не определились с выбором профессии, также 40% учащихся сделали свой выбор в 9 классе, так как с 8-го класса имеют занятия по профориентации и также проводятся занятия по профессиональной подготовке (УПК) по направлениям секретарь и плотник, но данная подготовка не дает право выбора, так как нет достаточной материально-технической базы для подготовки учащихся по другим направлениям. Также данная система не обеспечивает более глубокие и полные знания по предметам выбранного профиля.

3. основными критериями при выборе профессии является престижность и модность профессии (60%), это говорит о том, что большинство молодых людей выбирают профессии не в связи с призванием и собственным желанием, а модными тенденциями.

4. зарплата также является главным критерием при выборе будущей профессии?». Это объясняется тем, что зарплата или материальный уровень (потребность) человека является одной из наиболее важных в иерархии потребностей.

5. что касается вопроса о важности самореализации в профессии, что это не является важным фактором для большинства старшеклассников, что также позволяет о говорить о неправильном формировании ценностей при выборе будущей профессии.

6. для 40% опрошенных при выборе будущей профессии важна легкость при трудоустройстве, что связано с тем, что большинство опрошенных имеют определенный опыт трудоустройства родителей, родственников, друзей и исходя из этого каждый определяет для себя условия зависимости легкости при трудоустройстве.

7. не все учащиеся точно понимают, кто проводит занятия по профориентации, что связано с подменой на время отсутствия социального педагога.

8. большинство учащихся оценили уровень подготовки по профориентации в школе на оценку «удовлетворительно», так как большинству учащихся хотелось бы ближе познакомится, с некоторыми профессиями через организацию экскурсий, организацию встреч с интересными людьми, посещению специалистов.

9. 50% учащихся выделили форму проведения занятия в форме урока, 30% в форме лекции, что говорит о неправильном выборе форм обучения для данной дисциплины и 20% в форме беседы. Занятия по профориентации должны строиться в форме беседы, на основе диалога, с использованием наглядного материала, дискуссию.

10. только 20% учащихся отметили возможность познания нового, 30% ответили, что занятия способствуют выбору будущей профессии, но это скорее всего было отмечено как подсознательно правильный ответ,

т. е. так должно быть и школьники это понимают и в тоже время 30% учащихся отметили, что им ничего не нравиться, что также является показателем не эффективной организации занятий.

11. большинство учащихся отметили не интересную организацию проведения, отсутствие возможности получения новых знаний, методику преподавания, что говорит о необходимости пересмотра процесса преподавания данной дисциплины.

12. в тоже время 70% учащихся понимают важность и необходимость занятий по профориентации.

13. на выбор будущей профессии оказывают влияние родители (30%) и друзья (20%), в тоже время 40% приняли решение самостоятельно.

14. никто не указал в качестве информации при выборе профессии книги, что объясняется отсутствием интереса школьников к чтению.

Итак, сложность выбора профессии личностью обусловливается действием многих факторов, которые можно объединить в следующие группы:

- психологические факторы: склонности, способности, интересы, сформированность самопознания старшими школьниками и др.;

- организационно-педагогические факторы: уровень общеобразовательной подготовки информированности старших школьников о профессиях, уровень общеобразовательной подготовки старших школьников для овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками и др.;

- социально-экономические факторы, связанные с удовлетворением потребностей рынка труда, характером требований профессии к человеку и т.д.

Учет вышеуказанных факторов является необходимым педагогическим условием организации работы по профессиональной ориентации старших школьников, которая не ущемляет свободу выбора профессии и повышает вероятность успешного выбора профессии. Координирующую функцию

могут выполнять образовательные учреждения, потому что исходными принципами, обязательными для любого социального института, который обеспечивает профориентационную работу, являются:

- соблюдение прав на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, интересами, образованием;

- согласование интересов личности с потребностями рынка труда;

- обеспечение непрерывности старшими школьниками общего и профессионального образования;

- длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;

- обеспечение единства целей, последовательности и систематичности профориентационных воздействий и др.

Вышеизложенное дает право рассматривать профессиональную ориентацию как совокупность воспитательных и обучающих воздействий, целью которой является обеспечение самостоятельности, осознанности выбора профессии личностью, изучение и осуществление профессиональной деятельности, позволяющей максимально реализовать способности и склонности личности.

Также в ходе исследования учащимся была предложена анкета «Готовности к выбору профессии» (приложение 2).

Обработка данных производилась подсчетом всех ответов «да» и
к этой сумме прибавлялись по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не учитывались.

Критерии оценки:

- 21-30 баллов (полная готовность). Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

- 11-20 баллов (средняя готовность). Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии.

- Меньше 11 баллов (низкая готовность). Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

На рис. 12. представлены данные по результатам данного исследования.

Рис. 12. Результаты анкетирования

Данные рисунка 12 показывают, что по 20% учащихся имеют высокую и низкую готовность к выбору профессии, но в тоже время 60% имеют среднюю готовность, что подтверждает их недостаточную подготовку по профориентационной деятельности.

Итак, все вышесказанное подтверждает нашу гипотезу, что обстоятельствами являющимися препятствующими профессиональному определению школьников являются: низкая информированность, неопределенность в будущем, низкая мотивация к самоопределению и профориентации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.