Здавалка
Главная | Обратная связь

Умение эффективно использовать невербальные средства общения



Активное слушание клиента важно на протяжении всей сессии, а на начальных этапах оно просто необходимо. Для того чтобы показать клиенту, что консультант его слышит и старается понять, он может использовать как вербальные, так и невербальные и паралингвистические средства общения. Он может использовать открытые жесты и позы (нескрещенные руки и ноги, жест — открытая ладонь, обращенная вверх и т. д.), легкий наклон туловища по направлению к говорящему, кивок головой (означающий «да»), показывающий наше понимание или согласие с клиентом и др.

В общении с клиентом немаловажную роль играет мимика консультанта: выражение его глаз, улыбка, напряжение мышц лица и т. д. Часто наше лицо отражает малейшие проявления чувств, которые консультант пытается скрыть от клиента через так называемую микромимику. «Микромимика — это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама, ее рождают наши мысли, видения, эмоции» [Гиппиус С. В., 2001. С. 14]. Именно поэтому консультанту важно быть конгруэнтным на протяжении всей сессии. В противном случае клиент может интуитивно уловить фальшь или неправильно интерпретировать состояние консультанта и перестать ему доверять.

Часто для клиента важен контакт глаз. Это не означает, что консультант должен непрерывно смотреть на клиента, но он должен постоянно чувствовать, где и на каких объектах задерживается его взгляд. Если клиент слишком редко смотрит в глаза консультанту, это может свидетельствовать о том, что он чувствует себя не совсем комфортно, смущается или не проявляет достаточной искренности. В случае, если клиент пытается поймать взгляд консультанта, необходимо немедленно отреагировать на это и взаимно взглянуть ему в глаза, таким образом проявляя свою заинтересованность и показывая искренность своих намерений [Boyes С., 2005; Hartley M., 2003; Lambert D., Lambert К., 2004]. В. Классовский в книге «Теория и мимика страстей», написанной в 1849 г., подчеркивая важность нашего взгляда в глаза другого человека, уверял читателя: «Глазами мы призываем, отгоняем, грозим, умоляем, презрительно уничтожаем, смеемся».

Г. Игэн [Egan G., 1994], подчеркивая значимость невербальных компонентов консультирования, предложил модель, которую он назвал «SOLER». Эта модель отражает ключевые эффективные аспекты невербального языка консультанта в процессе сессии. SOLER —- это аббревиатура, которая включает в себя первые буквы пяти основных положений (на английском языке).

При более точном переводе на русский язык первые буквы этой аббревиатуры сохранить достаточно трудно, поэтому ниже приведены основные идеи модели без их сохранения:

П сидеть под удобным углом к клиенту, на удобном расстоянии;

П демонстрировать открытые жесты, не скрещивать руки и ноги;

П наклонять туловище немного вперед время от времени, слушать внимательно, смотреть с искренним интересом;

П демонстрировать эффективный контакт глаз;

О сидеть без напряжения в удобной позе.

Одним из важных аспектов невербального языка является организация пространства для общения клиента и консультанта. Расстановка стульев и кресел (угол и расстояние между ними, их приближенность или удаленность от дверей, окон и других объектов и т. д.) могут способствовать созданию комфорта или дискомфорта в общении между клиентом и консультантом [Clayton P., 2003; Pease A., Pease В., 2004]. Так, например, размещение клиента спиной к открытой или даже закрытой двери может вызывать у него чувство неосознанной тревоги и беспокойства, а расположение его стула вплотную к окну может отвлекать его внимание.

Существуют различные мнения по поводу расстановки стульев в процессе психологического консультирования. Некоторые психотерапевтические школы считают наиболее удобным положение стульев под углом 90 градусов. Такая организация пространства имеет свои преимущества. Прежде всего, она способствует формированию ощущения свободного, неформального общения между клиентом и консультантом. К. Роджерс предлагал ставить стулья друг напротив друга, с тем чтобы консультант мог наблюдать за невербальным языком клиента. При таком расположении специалист может выявлять различия между паттернами правой и левой частей тела клиента, что способствует обнаружению того, насколько клиент искренен и конгруэнтен в процессе беседы. При постановке стульев под углом 90 градусов друг к другу доступ к такой информации теряется.

На начальном этапе обучения консультированию как клиенту, так и консультанту очень важно чувствовать себя комфортно, поэтому консультант может попробовать различные способы расстановки стульев и выбрать для себя наиболее удобный.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.