Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и виды должностей военной службы



Военная служба осуществляется гражданами на воинских должностях с присвоением им воинских званий, соответствующих замещаемой должности. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.

Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы. Они учреждаются в распорядительном порядке актами Президента РФ либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций военных органов.

Каждая воинская должность содержит отдельную от других группу функций, выполняемых военнослужащим по данной должности. В каждой воинской должности аккумулируются властные и профессиональные возможности военнослужащего, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, квалификационные требования, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции соответствующей военной организации.

Несмотря на то, что в большинстве своем воинские должности замещаются военнослужащими, тем не менее, в отдельных случаях без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности разрешается комплектовать вакантные воинские должности гражданским персоналом. Перечни таких должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Наименование воинских должностей, равно как и объем полномочий по ним, обусловлены предназначением и организационно-штатной структурой Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых служебных и должностных обязанностей, применяемых методов деятельности.

Природа воинских должностей неодинакова, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

Органы, войска и воинские формирования, осуществляющие деятельность в сфере обороны страны и обеспечивающие реализацию политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Для этих целей в них соз­даются воинские должности Вооруженных Сил РФ; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований; создаваемых на военное время, специальных формирований.

Сфера государственной безопасности содержит задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации, ее государственной границы, а также объектов государственной охраны. Воинские должности органов, обеспечивающих государственную безопасность, включают должности органов федеральной службы безопасности, органов внешней разведки, органов государственной охраны.

В правоохранительной сфере, призванной обеспечить защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств создаются воинские должности внутренних войск МВД России.

В сфере безопасности жизнедеятельности осуществляют деятельность органы, войска и воинские формирования Мини­стерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий, которые обеспечивают безопасность и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций социального (как правило, некриминального), природного и техно­генного характера. В них создаются воинские должности войск гражданской обороны и воинские должности противопожарной службы.

По способу комплектования воинские должности подразделяются:

• на должности, комплектуемые военнослужащими по призыву.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обя­занные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу организует военный комиссариат, а осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

• на должности, комплектуемые военнослужащими по контракту.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме на срок три года, пять лет, десять лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания, а также на неопределенный срок между гражданином и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Особенностью комплектования воинских должностей по контракту является то, что контракт может заключаться как с гражданином России, так и с гражданином любого другого зарубежного государства.

В зависимости от полномочий должностных лиц, наделенных правом назначения на должность, должности подразделяются:

• на воинские должности, назначение на которые осуществляется Президентом РФ;

• на воинские должности, назначение на которые осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

• на воинские должности, назначение на которые осуществляется руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В качестве критериев для классификации воинских должностей может использоваться установленное деление воинских званий на соответствующие составы. Воинские должности подразделяются на следующие составы:

• должности солдат, матросов, сержантов и старшин;

• должности прапорщиков и мичманов.

• должности младших офицеров;

• должности старших офицеров;

• должности высших офицеров.

Такая классификация означает, что каждой воинской должности соответствует определенное воинское звание. Военнослужащему, по общему правилу, не может быть присвоено воинское звание выше предусмотренного по должности, которую он занимает.

По должностному положению различаются воинские должности начальников и подчиненных.

Классификация по данному признаку обусловлена особенными принципами военной службы, составляющими существо военно-служебных отношений, такими, как единоначалие, субординация, воинская дисциплина. Начальник вправе отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. Служебное подчинение в перечисленных случаях определяется должностным положением военнослужащих. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

В ряде случаев, предписанных законодательством, военная служба может осуществляться и не на воинских должностях. Такими случаями является нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника), в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела.

Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях. Так, военную службу не на воинских должностях проходят судьи военных судов. Они не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и являются прикомандированными к военным судам. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации»[134] на должности судей военных судов и Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.