Здавалка
Главная | Обратная связь

Основания и порядок прекращения правоохранительной службы



Правоохранительная служба прекращается со дня исключения служащего из списка правоохранительного органа (подразделения) в случаях:

- увольнения служащего;

- гибели (смерти) служащего либо признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служащий увольняется с правоохранительной службы в связи с прекращением или расторжением контракта.

Прекращение контракта наступает по двум основаниям: во-первых, на основании условий контракта, если контракт был заключен на определенный срок; во-вторых, на основании зако­нодательства, регулирующего прохождение правоохранительной службы, если контракт бы заключен на неопределенный срок.

По истечении срока действия срочного контракта уполномо­ченный руководитель правоохранительного органа должен не менее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения с правоохранительной службы преду­предить служащего о прекращении контракта. В то же время, если ни одна из сторон не потребовала прекращения контракта в связи с истечением его срока, а служащий продолжает осуще­ствлять свою деятельность, контракт считается перезаключен­ным на неопределенный срок.

Если контракт был заключен на период замещения отсутст­вующего служащего, за которым в соответствии с законодатель­ством сохраняется должность правоохранительной службы, кон­тракт расторгается с выходом этого служащего на службу.

По достижении служащим предельного возраста пребывания на правоохранительной службе контракт прекращается с соблюдени­ем возрастных требований для различных категорий должно­стей, установленных законодательством о правоохранительной службе. Так, для сотрудников органов внутренних дел в соответ­ствии с Положением о службе в органах внутренних дел пре­дельный возраст составляет:

• для лиц рядового и младшего начальствующего состава, а также среднего и старшего начальствующего состава до подполковника включительно — 45 лет;

• для полковника полиции, юстиции, внутренней службы — 50 лет;

• для генерал-майора, генерал-лейтенанта полиции, юсти­ции, внутренней службы — 55 лет;

• для генерал-полковника полиции, юстиции, внутренней службы — 60 лет.

В интересах службы при положительной аттестации и отсут­ствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внут­ренних дел в персональном порядке с их согласия могут быть ос­тавлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет, а в исключительных случаях, для лиц сред­него, старшего и высшего начальствующего состава, срок остав­ления на службе может быть продлен еще на пять лет. Решение об оставлении сотрудника на службе сверх установленного для него предельного возраста принимается начальником, имеющим право назначения этого сотрудника на должность

Расторжение контракта предполагает окончание государст­венно-служебных отношений до срока прекращения контракта или достижения предельного возраста нахождения на правоох­ранительной службе. Контракт может быть расторгнут:

- по соглашению сторон;

- по инициативе служащего;

- по инициативе уполномоченного руководителя правоохра­нительного органа;

- по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Соглашение сторон как основание прекращения контракта и увольнения с правоохранительной службы применяется в случаях, когда для прекращения служебных отношений желания только служащего или только уполномоченного руководителя правоох­ранительного органа недостаточно. Необходимо взаимное воле­изъявление сторон на прекращение служебных отношений.

Расторжение контракта по соглашению сторон является традиционным для трудового законодательства основанием расторжения трудового соглашения. По соглашению сторон контракт может быть расторгнут в любое время, а служебные отношения прекращаются в согласованный сторонами срок.

По соглашению сторон может быть расторгнут как контракт, заключенный на неопределенный срок, так и срочный контракт. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии руководителя правоохранительного органа и служащего правоохранительной службы.

Служащий правоохранительной службы вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе, предварительно подав об этом рапорт уполномоченному лицу. В рапорте необходимо указать конкретные причины увольнения. По общему правилу, служащий, инициирующий расторжение контракта, должен предупредить об этом руководителя правоохранительного органа в письменной форме за один месяц.

Расторжение контракта по инициативе служащего может осуществляться и без предварительного предупреждения об этом руководителя. Такой порядок увольнения по собственной инициативе допускается, во-первых, при невозможности продолжения служащим исполнения должностных обязанностей и прохождения правоохранительной службы и, во-вторых, в случае нарушения руководителем законов, иных нормативных право­вых актов и условий контракта[126].

Увольнение по инициативе служащего возможно по следующим основаниям:

- по семейным обстоятельствам;

- ввиду несоблюдения существенных условий контракта уполномоченным руководителем;

- перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

- в связи с избранием (назначением) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления муниципального образования.

Расторжение контракта по инициативе уполномоченного руководителя правоохранительного органа допускается при условии заблаговременного уведомления служащего о расторжении контракта. Такой порядок позволяет обеспечить соблюдение трудовых прав служащего правоохранительной службы, связанных с его трудовой занятостью. В период после уведомления и до фактического увольнения, исключения из списка служащих правоохранительного органа служащий имеет возможность подыскать себе новое место для продолжения своей дальнейшей профес­сиональной деятельности.

Особенностью расторжения контракта по инициативе руководителя является возможность обжалования данного решения. В этом случае служащий либо ранее состоявший на правоохранительной службе гражданин в течение одного месяца со дня ознакомления с правовым актом об увольнении вправе обратиться к уполномоченному руководителю или в суд. В случае признания его незаконно уволенным, он подлежит восстановлению в должности и специальном звании или классном чине правоохранительной службы.

Руководитель правоохранительного органа может выступить инициатором расторжения контракта в следующих случаях:

- в связи с изменением существенных условий контракта и отказом служащего от продолжения правоохранительной службы;

- по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, — в случае, если у служащего имеются дисциплинарные взы­скания (например, предупреждение о неполном служеб­ном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании, лишение нагрудного знака);

- по несоответствию замещаемой должности — с учетом ре­комендаций аттестационной комиссии;

- за совершение грубого дисциплинарного проступка либо за неоднократное нарушение служебной дисциплины;

- в связи с состоянием здоровья служащего, препятствующим исполнению обязанностей по замещаемой должности;

- в связи с сокращением должности или численности либо ликвидацией правоохранительного органа;

- в связи с отказом служащего от прохождения службы в особых условиях;

- в связи с отказом служащего от перевода на нижестоящую должность в целях исполнения дисциплинарного взыскания;

- ввиду несоблюдения служащим существенных условий контракта.

Обстоятельствами, не зависящими от воли сторон, являются условия, не позволяющие служащему в дальнейшем замещать должность правоохранительной службы. Таким обстоятельствами являются:

- состояние здоровья служащего, препятствующее прохождению правоохранительной службы;

- признание судом служащего недееспособным или ограничении его в дееспособности;

- невозможность перевода служащего либо его отказ от прохождения необходимой для перевода профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

- выход служащего из гражданства Российской Федерации или приобретения им гражданства другого государства;

- неудовлетворительный результат испытания;

- представление служащим подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;

- осуждение служащего за совершение преступления;

- нарушение обязательных правил при заключении контракта;

- прекращение допуска служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

- истечение срока, установленного законодательством для возобновления действия приостановленного контракта.

Служащий увольняется правовым актом руководителя правоохранительного органа. На него оформляется представление, содержащее сведения об имеющихся основаниях увольнения, стаже правоохранительной службы, возрасте, состоянии здоровья, наличии у служащего прав на получение социальных гарантий в зависимости от оснований увольнения, а также иные сведения, установленные законодательством.

Увольнение сотрудника не всегда означает бесследно утрату им связи с правоохранительной службой. За некоторыми из них сохраняется право ношения формы и т. д. Правоохранительная служба прекращается в случаях увольнения служащего либо его гибели (смерти) либо признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим в соответствии с законодательством РФ.

Служащий увольняется в связи с прекращением или расторжением контракта по основаниям, установленным законом. Вомногих случаях применительно к основаниям предусматриваются и условия увольнения. Например, увольнение в связи с состоянием здоровья служащего, восстановлением в должности служащего, с сокращением должности по инициативе уполномоченного лица допускается при невозможности перевода служащего или отказа его от перевода, и т. п.

Контракт может быть прекращен лишь в двух случаях: по истечении срока действия срочного контракта и по достижении служащим предельного возраста пребывания на правоохранительной службе.

Основания расторжения контракта подразделяются на два вида: а) при их наличии лишь возможно расторжение контракта по соглашению сторон; по собственному желанию служащего; в связи с изменением существенных условий контракта; неоднократное нарушение служебной дисциплины и др., б) влекущие его обязательное расторжение - признание служащего недееспособным; выход из гражданства РФ; осуждение служащего за совершение преступления и др.

В зависимости от инициатора расторжения контракта основания могут быть подразделены на три группы: а) по инициативе любой стороны - в случае его прекращения по соглашению сторон; истечение срока действия срочного контракта, б) по инициативе служащего - невозможность продолжения исполнения обязанностей в связи с зачислением в образовательное учреждение; необходимость ухода за родителями и другими лицами, указанными в законе; ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, и др., в) по инициативе уполномоченного лица при условии заблаговременного уведомления служащего о расторжении контракта.

Служащий увольняется письменным приказом уполномоченного должностного лица.

Служащие, замещающие должности II - IV групп, увольняются должностными лицами, определенными руководителем уполномоченного органа, I группы - руководителем уполномоченного органа после освобождения их от должности Президентом РФ.

Окончанием правоохранительной службы является дата исключения его из списка служащих правоохранительного органа. В последний день исполнения служащим служебных обязанностей уполномоченный руководитель либо по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать служащему трудо­вую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Не допускается исключение служащего из списка правоохранительного органа в период нахождения служащего в соответствии с частью 1 ст. 67 настоящего Федерального закона в отпуске, в командировке или в период временной нетрудоспособности, кроме случая ликвидации правоохранительного органа или его подразделения.

Умерший, погибший или признанный в установленном по­рядке безвестно отсутствующим либо объявленный умершим служащий исключается из списка правоохранительного органа со дня смерти или вступления в силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или объявления умершим. При этом кадровое подразделение правоохранительного органа оформляет заключение, содержащее сведения о членах семьи и иных лицах, имеющих права на получение социальных гарантий в связи со смертью или гибелью служащего.

Основания увольнения из органов МВД РФ.При определении основания для увольнения сотрудника полиции учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе. Принимаются во внимание права и льготы увольняемого со службы в выплате пособий, в жилищном и медицинском обеспечении, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Положением о службе в органах внутренних дел РФ.

Перечень оснований увольнения сотрудников полиции, приведенный в ст. 40 ФЗ «О полиции», является исчерпывающим. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.

Согласно ст. 40 ФЗ «О полиции» основаниями увольнения сотрудника полиции со службы в полиции являются:

1) собственное желание;

2) достижение предельного возраста пребывания на службе в полиции;

3) выслуга срока службы, дающего право на получение пенсии;

4) окончание срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции;

5) нарушение сотрудником полиции условий контракта о прохождении службы в полиции;

6) истечение срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе;

7) организационно-штатные мероприятия;

8) болезнь - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в полиции;

9) состояние здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в полиции и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

10) несоответствие замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации - на основании результатов аттестации;

11) грубое нарушение служебной дисциплины;

12) совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции;

13) осуждение за преступление - после вступления в законную силу приговора суда, а также прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

14) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

15) неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у сотрудника полиции дисциплинарного взыскания, примененного в письменной форме;

16) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также представление подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника полиции требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующих должностей, в период прохождения службы в полиции, если это не влечет уголовную ответственность;

17) восстановление в должности сотрудника полиции, ранее замещавшего эту должность (в случае отказа сотрудника полиции, замещающего эту должность, от перемещения по службе);

18) отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

19) перевод на государственную службу иного вида;

20) прекращение оснований для приостановления службы в полиции;

21) отказ от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 37 ФЗ «О полиции»;

22) прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.

Сотрудник полиции может быть уволен со службы в полиции за несоблюдение ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции ФЗ «О полиции».

Начальники органов внутренних дел и кадровых подразделений несут ответственность за правильное определение оснований увольнения сотрудников. Сотруднику, уволенному из полиции, соответствующее кадровое подразделение обязано выдать под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, ознакомить с приказом об увольнении либо вручить заверенную копию приказа, возвратить военный билет и указать на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет. Реализовать эту свою обязанность кадровое подразделение должно в день увольнения сотрудника.

Сотрудники полиции, уволенные из органов внутренних дел, снимаются со специального учета МВД России и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил РФ, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания, и по состоянию здоровья годные к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил РФ или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, либо для призыва на военную службу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.