Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационно-правовые формы управления образованием



Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Процесс обучения и воспи­тания сопро­вождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответ­ствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное обра­зование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на некоторых видах предприятий. Вместе с тем, Конституция РФ провозглашает поддерж­ку различных форм образования и самообразования и, следова­тельно, не исключает получение образования в иного рода него­сударственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования является Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании".[328] Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

-светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

-свобода и плюрализм в образовании;

-демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Образовательная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"[329] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"[330] Кроме того, отдельные аспекты функционирования образовательных учреждений освещаются актами Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди них можно выделить: Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.[331], Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций от 14 июня 2008 г.[332], Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования[333] и др.

Система образования строится и функционирует в соответ­ствии с государственной политикой, направленной на обеспече­ние преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является до­стижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографичес­кими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Организационной основой государственной политики РФ в об­ласти образования является, согласно ФЗ "Об образовании", Фе­деральная целевая программа развития образования, разрабаты­ваемая и утверждаемая Правительством РФ. К ней также можно отнести Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы[334]

В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, обра­зовательным программам; лицензированию, аккредитации и ат­тестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты включают фе­деральный и региональный (национально-региональный) компо­ненты, а также компонент образовательного учреждения. Феде­ральные компоненты государственных образовательных стандар­тов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагруз­ки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Основные положения государственных образовательных стан­дартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения ус­танавливаются федеральным законом. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреж­дений уполномоченными органами исполнительной власти и яв­ляются обязательными для учреждений, осуществляющих обра­зовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяются общие требования к структуре высшего профессионального обра­зования и образовательным программам такого образования, ус­ловия их реализации, нормативы учебной нагрузки обучающих­ся и ее максимальный объем. В стандарте подчеркнут его обяза­тельный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными феде­ральным государственным органом управления высшим образо­ванием в качестве высших учебных заведений.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться региональным (национально-реги­ональным), устанавливаемым субъектами РФ в лице их компе­тентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются осно­вой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения определяется Пра­вительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных за­коном.

Образовательные программыопределяют содержание образо­вания определенных уровней и направленности. Они подразделя­ются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и ос­воения профессиональных образовательных программ. Они фор­мируются применительно к дошкольному и видам общего обра­зования. К данному виду программ относятся программы дошколь­ного, начального общего, основного общего, среднего (полного) об­щего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессиональ­ного и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы на­чального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной обще­образовательной или профессиональной образовательной програм­мы устанавливается соответствующим государственным образо­вательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основ­ной общеобразовательной или профессиональной программы дей­ствует единый государственный образовательный стандарт.

Лицензирование. Лицензия на право ведения образователь­ной деятельности выдается уполномоченным органом исполнитель­ной власти на основании заключения экспертной комиссии. Ли­цензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образо­вательным учреждением, отвечающим установленным государ­ственным и местным требованиям. Эти требования относятся к ма­териально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом эк­спертизы не являются содержание, организация и методика об­разовательного процесса. Например, Положением о лицензирова­нии образовательной деятельности определены цель, предмет, содержание, организация и порядок лицензирования названных в нем образовательных учреждений. В лицензии фиксируются кон­трольные нормативы, предельная численность контингента обу­чающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

Аккредитация означает юридическое признание прав и спо­собности образовательного учреждения осуществлять свою дея­тельность на уровне не ниже официально признанной нормы. С момента государственной аккредитации, подтвержденной свиде­тельством о государственной аккредитации, образовательное уч­реждение приобретает определенные права, в том числе на вы­дачу своим выпускникам документа об образовании государствен­ного образца.

Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основе заявления образова­тельного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательных учреждений имеет целью уста­новление соответствия содержания, уровня и качества подготов­ки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет. По общему правилу, аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Аттестация определенных учреждений (дош­кольных, для детей-сирот и др.) проводится в особом порядке. По результатам аттестации образовательное учреждение мо­жет быть лишено государственной аккредитации.

Типам образовательных учреждений соответствуют их опре­деленные виды, среди которых можно выделить:

-общеобразовательные — начальные, основные (средние) шко­лы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гим­назии;

-начального профессионального образования — профессио­нальные училища; профессиональные лицеи-центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пун­кты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

-среднего специального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

К органам, осуществляющим управление образованием, относятся:

а) федеральные государственные органы управления образо­ванием: Министерство образования и науки РФ; подведомствен­ные ему федеральные службы и федеральные агентства;

б) федеральные ведомственные органы управления народным
образованием. Имеются в виду федеральные органы исполнитель­ной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреж­дения (Министерство обороны РФ, МИД РФ, МВД РФ и др.);

в) государственные органы управления образованием субъектов РФ (в данном случае термин "государственные органы" яв­ляется условным, применимым к органам субъектов РФ, ибо федеральные органы в этом контексте также являются государственными);

г) муниципальные органы управления образовани­ем муниципальных районов и муниципальных округов.

Учредителем (учредителями) государственного образователь­ного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Минобрнауки РФ; государственные органы управ­ления субъектов РФ.

Учредителем (учредителями) муниципального образователь­ного учреждения являются органы местного самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть так­же отечественные и иностранные организации всех форм собствен­ности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и ино­странные общественные и частные фонды; общественные и рели­гиозные организации (объединения), зарегистрированные на тер­ритории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешает­ся совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих во­енные профессиональные программы, может быть только Правительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и подрост­ков с общественно опасным поведением — могут быть только фе­деральные органы исполнительной власти и (или) органы испол­нительной власти субъектов РФ.

Действие федерального законодательства в области образова­ния распространяется на все образовательные учреждения, на­ходящиеся на территории РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.