Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные органы управления образованием и наукой



 

Государственные органы управления народным образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Разграничение компетенции в области образования определя­ется: между федеральными органами законодательной и испол­нительной власти в соответствии с Конституцией РФ и законом, регулирующим деятельность Правительства РФ; между федераль­ными органами исполнительной власти — Правительством РФ; между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также между их органами — законодательством субъектов РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. № 280.[336]

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

-вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

-самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

-положение о профессиональной переподготовке специалистов;

-перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

-положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

-формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

-ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников;

-положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования;

-положение о подготовке научно-педагогических и научных работников;

-федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

-положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

-положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

-номенклатуру должностей научных работников;

-порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

-порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

-порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

-порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

-порядок установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

-порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием;

-порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов - результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно-правовой формы;

-порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, а также кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах Российской Федерации за рубежом;

-порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

-порядок функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков;

-порядок присуждения премий Президента Российской Федерации и премий Правительства РФ в области образования, науки и техники;

-порядок создания и развития инновационной инфраструктуры;

-положение об экстернате в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

-положение о производственной (профессиональной) практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

-нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ;

-проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

-организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

-обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

-обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;

-организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства;

-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

-осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства; а также согласовывает назначение руководителей государственных органов управления образованием субъектов РФ;

-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осу­ществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образова­тельных ресурсов. Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г.[337], Агентство реализует функ­ции государственного заказчика федеральных целевых программ; организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, а также государственных науч­ных организаций, действующих в системе высшего и послевузов­ского образования; определяет для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, кон­трольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему.

Федеральное агентство по образованию размещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государ­ственное задание по подготовке специалистов с высшим профес­сиональным образованием; открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительного про­фессионального образования и научных организациях. Ему пре­доставлено право утверждать на установленный срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учрежде­ний высшего профессионального образования, находящихся в его ведении, ректоров (директоров), а при наличии вакантной долж­ности ректора возложение его обязанностей на одного из прорек­торов; давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам своей компетенции и т. д.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)[338] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки РФ. Роснауку возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра образования и науки РФ.

Федеральное агентство по науке и инновациям:

-проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Роснауки;

-осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Роснауки;

-организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

-выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе;

-ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

-ведет реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

-осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Роснауки;

-осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;

-осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

-осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам установленной сферы деятельности;

-осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

-обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

-осуществляет мобилизационную подготовку Роснауки, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по мобилизационной подготовке;

-организует профессиональную подготовку работников Роснауки, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью Роснауки;

-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Роснауки и реализацию возложенных на Роснауку функций;

-организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

-осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации[339] создается в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Высшая аттестационная комиссия участвует в разработке: проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования; номенклатуры специальностей научных работников; паспортов научных специальностей; руководит работой, проводимой советами по защите докторских и кандидатских диссертаций.

ВАК России принимает решения: о присуждении ученой степени доктора наук; о выдаче дипломов кандидата наук или об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени кандидата наук; о присвоении ученых званий профессора по специальности или доцента по специальности; по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов и Высшей аттестационной комиссии по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученых степеней, выдачи диплома кандидата наук, присвоения, лишения (восстановления) ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности; по апелляциям, поданным на решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросам переаттестации научных и научно-педагогических работников, имеющих ученые степени, которые присуждены им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней; о лишении (восстановлении) ученых степеней и ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности; о возможности представления к защите диссертации, написанной не на русском языке; о представлении к защите на соискание ученой степени доктора наук кандидатской диссертации при возбуждении диссертационным советом соответствующего ходатайства; о продлении сроков проведения экспертизы диссертаций; о снятии диссертации с рассмотрения в Высшей аттестационной комиссии по письменному заявлению соискателя;

Высшая аттестационная комиссия определяет: перечень кандидатских экзаменов; перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций; рассматривает поступающие в Высшую аттестационную комиссию предложения, заявления, жалобы и принимает по ним заключения по вопросам, отнесенным к ее компетенции; проводит анализ защищенных диссертаций и в установленном порядке представляет для заинтересованных организаций соответствующую информацию; подготавливает совместно с заинтересованными организациями рекомендации по результатам экспертизы научных и технических программ и проектов; участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам, относящимся к компетенции Высшей аттестационной комиссии.

Для осуществления экспертизы соответствия диссертаций установленным критериям, а также для подготовки рекомендаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности Высшей аттестационной комиссией формируются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Экспертные советы Высшей аттестационной комиссии формируются с учетом рекомендаций академий наук, имеющих государственный статус, ведущих высших учебных заведений, научных и иных организаций. Состав экспертных советов Высшей аттестационной комиссии утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ве­дающих сферой образования, выступают: в республиках — соот­ветствующие министерства или комитеты, в других субъектах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органами, зани­мающимися вопросами образования на соответствующей терри­тории в целом.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработка и реализация республиканских, реги­ональных программ развития образования, в том числе между­народных, учитывая при этом национальные и региональные со­циально-экономические, экологические, культурные, демографи­ческие и другие особенности; формирование государственных орга­нов управления образованием, назначение руководителей этих ор­ганов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их де­ятельности; установление региональных (национально-региональ­ных) компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к об­разовательным учреждениям в части строительных норм и пра­вил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитан­ников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисцип­лин; организация подготовки, переподготовки, повышения квали­фикации педагогических кадров; обеспечение соблюдения зако­нодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т. д.[340]

Закон "Об образовании" относит к органам управления образо­ванием также "ведомственные государственные органы управле­ния образованием". Это подразумевает, что образовательные уч­реждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами уп­равления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждени­ями. И только в этой "части" их можно отнести к органам управ­ления образованием. При этом приоритет в осуществлении функ­ций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализиро­ванным органам управления образованием. Последние при осу­ществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудни­чества по соответствующим вопросам определены действующи­ми нормативными правовыми актами, которые, однако, не огра­ничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопро­са. Например, Министерство образования и науки РФ разраба­тывает с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов РФ программы в области образования, но отвечает за это дело, в конечном счете, данное Ми­нистерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомствен­ными неспециализированным органам, осуществляется их струк­турными подразделениями. Они имеют различные формы и ста­тус в структуре соответствующих органов. Это могут быть само­стоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделе­ния такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функ­циями.

Органы управления образованием создаются в том же поряд­ке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех орга­нов управления образованием компетенция осуществляется с уче­том масштабов их деятельности и региональных особенностей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.