Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 29 . Государственное управление здравоохранением



29.1. Государственное регулирование охраны здоровья граждан,
здравоохранения и медицинской деятельности

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из основных прав человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Государство обязуется, как это следует из норм ст. 19, 20, 38, 31 и 41 Конституции РФ, гарантировать право на охрану здоровья, медицинскую помощь независимо от расы, пола, национальности языка, социального происхождения, а также места жительства Российское законодательство обеспечивает гражданам защиту о любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Конституционное право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучение граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Термин "охрана здоровья" может быть истолкован в широком и узком смысле. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1[341], охрана здоровья представляет собой совокупность различного рода мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В эту систему включаются меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. В данном случае речь идет о сложной системе, которая, в свою очередь состоит из подсистем, блоков, вместе обеспечивающих должный уровень общественного здоровья.

Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здравоохранению.[342]

Здравоохранение - это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.

Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.

Медицина - это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Медицинская деятельность - это деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или их облегчение.

Медицинская помощь - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, а также предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и т.д.).

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь.

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает:

-лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;

-медицинскую профилактику важнейших заболеваний;

-санитарно-гигиеническое просвещение населения;

-проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Под медицинским вмешательством понимается правомерное, прямое или опосредованное воздействие на организм человека с целью диагностики, профилактики, лечения заболеваний, предотвращения нежелательной беременности, а также удовлетворение иных потребностей индивида, осуществляемое специально подготовленным лицом или лицами (врачом, фельдшером, медицинской сестрой и т. д.).

Для целей социальной медицины и организации здравоохранения учреждения государственной и муниципальной собственности распределены по видам (отраслям) здравоохранительной деятельности: лечебно-профилактической, охраны здоровья (медицинской помощи), женщинам и детям, санитарно-противоэпидемиологической, медико-фармацевтической, медико-образовательной, научно-исследовательской, санаторно-курортной, патолого-анатомической (включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую помощь), а также медико-страховой (ОМС)[343].

Особо в законодательстве урегулированы вопросы организации оказания психиатрической помощи. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"[344] психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным законом, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

-уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

-получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

-психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

-содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

-все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

-оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

-предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

-приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии;

-помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.

Государством гарантируются:

-неотложная психиатрическая помощь;

-консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

-все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

-социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

-решение вопросов опеки;

-консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

-социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

-обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

-психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

-создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

-организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

-создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

-устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

-применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

-создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

-принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

Организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями и специализированными медицинскими учреждениями субъектов РФ. Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство ставит перед собой вполне определенные социальные и экономические цели, которые находят отражение в нормативных документах, концепциях, приоритетах развития, доктринах и т.п. Применительно к системе здравоохранения такими целями являются: обеспечение доступа к здравоохранению всем гражданам; обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения; медицинская профилактика и информированность населения о здоровом образе жизни; экономичность, снижение издержек государства на здравоохранение при обеспечении определенных гарантий медико-социальной помощи и другие.

Способы реализации поставленных целей могут существенно различаться в зависимости от особенностей экономической ситуации в стране, национальных, культурных особенностей, государственного устройства и т.п.

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения в Российской Федерации являются: установление порядка "входа" хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования или хозяйствования на данном рынке, а также "выхода" с него; правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования хозяйствующих субъектов, аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль медицинских технологий; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных программ; разработка и установление стандартов качества и контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.