Здавалка
Главная | Обратная связь

Административно-правовой статус органов, осуществляющих государственное регулирование в отраслях культуры



Значительная роль в реализации государственной политики в области культуры и искусства принадлежит Президенту РФ. В целях более эффективной ее реализации Указом Президента РФ от 30 августа 2004 г. № 1132 утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.[358] Данный орган является консульта­тивным. Он создан для информирования Президента РФ о поло­жении дел в области культуры и искусства, обеспечения его вза­имодействия с творческими союзами, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государ­ственной политики в области культуры и искусства.

Основными задачами Совета являются: выработка предложе­ний главе государства по определению приоритетных направле­ний государственной политики в рассматриваемой области и мер по ее реализации; проведение по поручению резидента РФ экс­пертизы проектов федеральных законов и иных нормативных ак­тов по вопросам культуры и искусства и по ее результатам под­готовка соответствующих предложений; подготовка предложений Президенту РФ о взаимодействии с творческими союзами, орга­низациями культуры и искусства, а также по вопросам социаль­ной защиты работников культуры и искусства и др.

Решая свои задачи, Совет вправе запрашивать и получать необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ, творческих союзов, организаций культуры и искусства, а также должностных лиц; направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, субъектов РФ, творческими союзами по актуальным вопросам в данной области и т. д.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществ­ляет регулирование и государственный контроль в области меж­дународного культурного сотрудничества и т. д.

Важное место в системе органов управления культурой зани­мает Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России),[359] которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

В процессе своей деятельности Минкультуры России издает положения о национальном фильме, о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию; единые правила и условия уче­та и хранения музейных предметов, коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ; правила и условия деятельности го­сударственных, муниципальных и других архивов РФ; правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивов РФ; правила обеспе­чения режима хранения перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, междуна­родным организациям и вывозу из РФ, и др.

Осуществляя государственную политику в области культуры, Минкультуры России обеспечивает тем самым необходимые ус­ловия для реализации гражданами РФ их конституционных прав на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользова­ние учреждениями культуры доступа к культурным ценностям. Эта политика направлена на сохранение исторического и куль­турного наследия; содействие развитию национальных культур народов РФ; определение целей и приоритетов в развитии отдель­ных видов культурной деятельности, профессионального искус­ства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, об­разования и науки в области культуры.

К компетенции Минкультуры России относятся разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры и искусства, в том числе кинематографии. Оно принимает учас­тие в разработке и реализации иных федеральных целевых и межгосударственных программ по вопросам его компетенции. Ми­нистерство подготавливает с участием федеральных органов ис­полнительной власти и органов исполнительной власти субъек­тов РФ и вносит предложения о включении объектов историчес­кого и культурного наследия в Государственный список недви­жимых памятников истории и культуры федерального значения, а также в Свод всемирного наследия ЮНЕСКО, об отнесении ис­торико-культурных и природных комплексов, архитектурных ан­самблей и сооружений, организаций культуры, а также других объектов к особо ценным объектам культурного наследия наро­дов РФ.

По вопросам своей компетенции Минкультуры России коор­динирует деятельность других федеральных органов исполнитель­ной власти.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура)[360] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.

Росохранкультура осуществляет государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения и при заключении охранных обязательств с пользователями и собственниками объектов культурного наследия федерального значения, а также за выполнением условий указанных охранных обязательств; за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с требованиями законодательства; за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе в установленном порядке за расходованием предоставленных на осуществление переданных полномочий субвенций из федерального бюджета, с правом проведения проверок; за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за состоянием Музейного фонда Российской Федерации; за деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации; за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда; за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом.

Федеральное архивное агентство[361] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В содержание деятельности Федерального архивного агентства входит организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных фондов; исполнения запросов российских и иностранных граждан, связанных с реализацией их законных прав и свобод; оформления архивных справок, направляемых в иностранные государства. Оно также организует экспертизу: архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их вывоза; документов Архивного фонда РФ, заявленных к временному вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения.

В пределах своей компетенции Агентство ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, Государственный реестр уникальных документов данного фонда. Оно осуществляет меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи; экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела; обес­печение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, а также контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы РФ, и т. д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.