Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура как отрасль государственного управления



 

Административно-правовое регулирование в области культуры оформляет отношения органов публичной администрации с гражданами и организациями в этой основополагающей сфере общественных отношений.

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Культура как особый вид творческой деятельности включает сохранение, создание, распространение, освоение культурных цен­ностей. Согласно Конституции РФ (ст. 44) каждый гражданин име­ет право на участие в культурной жизни и пользование учреж­дениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государст­во при этом гарантирует каждому гражданину свободу литера­турного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Вместе с тем оно возложило на граждан обязанность заботиться о сохранении культурного наследия, а также беречь памятники истории и культуры. Права и свободы граждан в об­ласти культуры являются конституционными.

Конституция РФ (ст. 71, 72), Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.[351] относят к ведению РФ в этой об­ласти установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития РФ; обеспечение прав и свобод граждан в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отноше­ний собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием РФ; финан­сирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей, правил осуществления валютных операций в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация государственных органи­заций культуры федерального подчинения; определение принци­пов государственной политики в области подготовки кадров, со­циальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения ра­ботников культуры; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре и т. д.

К совместному ведению РФ и ее субъектов относится: обес­печение прав и свобод граждан в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников ис­тории и культуры, историко-культурных территорий, включен­ных в Свод памятников истории и культуры РФ.

К совместному ведению относятся также осуществление фе­деральной культурной политики, разработка и реализация фе­деральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения; охрана права интеллектуальной собственности; утверждение требований к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития народов РФ; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и др.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре относят к культурным ценностямнравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диа­лекты, говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, про­изведения культуры и искусства и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Огромное число творческих работников занимается творческой деятельно­стью, то есть созданием культурных ценностей и их интерпрета­цией.

Творческим работником признается физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

В целях реализации конституционных право граждан в культурной сфере Российская Федерация:

- стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

- обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

- способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

- способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

- содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

- расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

- реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Правительство РФ разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

Управленческая деятельность в области культуры осуществ­ляется многообразной системой органов государственной, прежде всего исполнительной, власти, местного самоуправления, которые при реализации возложенных на них задач в области культуры руководствуются различными нормативными актами.[352] Основными из них являются: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информа­ции"[353], ФЗ Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"[354], Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации",[355] Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"[356], Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".[357]

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

- поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

- создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

- способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

- осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

- публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

На органы местного самоуправления в области культуры возложено решение следующих задач: организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга населения; охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения.

Большое значение имеет возможность для граждан создания организаций, учреждений и предприятий по производству, ти­ражированию и распространению культурных ценностей и благ, также граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии (союзы писателей, кинематографистов, театральных деятелей, гильдии книжников и др.) или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях, которые направляют и объединяют многочисленные некоммерче­ские организации культуры и искусства. Государство содействует созданию и деятельности организаций творческих работников, обеспечивая возможность их участия в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области культуры. В правовой, социально-экономической и других сферах государство содейст­вует творческим работникам, не являющимся членами какой-либо организации творческих работников, равно как и членами таких организаций.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (поло­жение) и изменения к нему, назначает на должность и освобожда­ет от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законода­тельством. Помимо культурной данная организация вправе осуществлять не противоречащую законодательству иную деятельность, предусмотренную ее уставом (положением), в том числе предпринимательскую но лишь постольку, поскольку это служит дости­жению целей, ради которых она создана. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность органи­зации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы культурной деятельности не рассматри­ваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность орга­низаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятель­ность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредите­лем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Право организаций культуры на получение безвозмездных по­жертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.