Здавалка
Главная | Обратная связь

В Российской Федерации



Рассматривая специализированные органы в системе обеспечения национальной безопасности в России, необходимо отметить, что все они являются органами исполнительной власти, непосредственно обеспечивающими государственную безопасность своими силами и средствами.

Федеральная служба безопасности. В соответствие со ст. 1 Федерального закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации. Управление ФСБ осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

К органам федеральной службы безопасности относятся:

-федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

-управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

-другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

-авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний (ст. 2 Закона)

Деятельность ФСБ осуществляется на основе принципов, закрепленных в ст. 5 рассматриваемого нами правового акта. К ним относятся:

- законность;

- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- гуманизм;

- единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

- конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

В соответствие со ст. 8 Закона деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

-контрразведывательная деятельность;

-борьба с терроризмом;

-борьба с преступностью;

-разведывательная деятельность;

-пограничная деятельность;

-обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

При осуществлении своих полномочий органы федеральной службы безопасности имеют право:

а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

б) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

в) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

г) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

д) использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;

е) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

ж) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;

з) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

и) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

к) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

л) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

м) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

н) осуществлять иные действия.

Согласно ст. 14 ФЗ "О федеральной службе безопасности" ее сотрудникам разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации»[406] Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере го­сударственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. Правитель­ство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Пре­зидентом РФ.

В структуру федеральных органов государственной охраны входят:

Федеральная служба охраны Российской Федерации, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах РФ, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

— управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы);

— подразделения связи специального назначения ФСО России;

— образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны (подведомственные организации).

Основными задачами ФСО России являются:

— обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

— прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

— защита охраняемых объектов;

— участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

— организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специ­альной связи и информации» предоставляемых государственным органам;

— осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;

— информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также ин­формационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение собственной безопасности.

ФСО России осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

- осуществляет транспортное и бытовое обслуживание (включая безопасное питание) Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопро­вождающих его, Председателя Правительства РФ, а также транспортное обслуживание других объектов государственной охраны;

- обеспечивает Президента РФ президентской связью, в том числе с главами иностран­ных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительствен­ной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;

-обеспечивает в соответствии с федеральным законодательством предоставление мер государственной охраны Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий;

- организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах про­езда, объектов государственной охраны, обеспечивает поддержание в указанных местах общественного порядка; принимает меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

- разрабатывает и осуществляет специальные мероприятия по обеспечению безопас­ности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществляет оборудование охраняемых объектов средствами охранной сигнали­зации, видеонаблюдения» оперативно-технического контроля, другими техническими средствами усиления охраны; обеспечивает федеральные органы государственной охраны средствами связи, специальными техническими средствами, видеотехнической аппара­турой, системами коллективного телевизионного приема, информационно-техническими средствами, бытовой техникой и предметами бытового назначения, а также организует и осуществляет эксплуатационно-техническое обслуживание указанных средств, обеспечи­вает при необходимости защиту информации во время их эксплуатации;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разведывательную деятельность в по­литической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использо­ванием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы террито­рии Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководство деятельностью СВР России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия СВР России с федеральными органами исполнительной власти. СВР России возглавляет директор СВР России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» для достижения целей разведывательной деятельности СВР России предостав­лены следующие полномочия:

— установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

— осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятель­ности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

— использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность со­трудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

— взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляю­щими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

— заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

— организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

— обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находя­щихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

— обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, со­ставляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

— взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами ино­странных государств;

— создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалифика­ции, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

— обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и инфор­мации от противоправных действий и угроз;

— создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов СВР России.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может при соб­ственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные систе­мы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.