Жизнь идет не так, как нужно
Разумеется, за бурными ссорами следовали и бурные примирения. Но в душе Марии поселилось с тех пор горькое чувство: жизнь идет не так, как нужно. Она искала свою вину, но не могла ее найти. С самого детства Мария Андерсен была первой ученицей во всем. Такой она осталась и в браке с Гамсуном. Он учил ее, что город - зло, а жизнь среди природы - идеал, что театр - рассадник разврата и лжи, а истинная любовь, любовь супружеская, ценна верностью и заботой, а не романтической шелухой. И она поверила! Выбросила из головы мечты о славе и думать себе запретила о том особенном запахе театральных кулис. Она вдыхала запахи коровника и в высоких сапогах топала проверять, не подгнила ли гать через болото на их угодьях. А что взамен? Ее верный, заботливый гений при первой возможности съезжает из дому, ходит по кинематографам и декламирует стихи юным барышням? Мария очень хотела детей. Хотела с самого начала своего романа с Гамсуном. Но теперь она верила, что дети еще и смогут вернуть гармонию в их жизнь. Сделать ее такой, о которой и говорил Кнут: чистой, дружной и верной жизнью любящей семьи в уютном доме среди прекрасной норвежской природы. Тем более что и Кнут всегда души в детях не чаял: он удивительно легко находил с ними общий язык, играя и разговаривая с малышами на равных - Мария не раз подмечала эту его черту. Она родила четверых детей. Сыновей Туреи Арильда, дочерей Сесилиюи Элинор. Здоровых, смышленых, красивых. Кнут обожал их всех и каждого. Каждого нянчил и носил на руках, каждому читал стихи у колыбельки, с каждым играл в саду, каждому ловко вырезал острым ножом забавные игрушки из дерева. А потом... уходил в свою хижину или уезжал в пансион - писать. Счастливая семья, живущая правильной жизнью на лоне норвежской природы, существовала - на фотографиях семейных праздников. Очаровательные малыши, улыбающаяся мама и заботливый отец, привольно рассевшиеся на ступенях на фоне фальшивого портика с колоннами. Спасибо, снято! Что ж, теперь у нее были дети. Боль в душе притупилась. Отдыхая от работы в саду, Мария подолгу сидела на скамье под большим кустом усыпанного золотыми соцветиями ракитника. Любовалась, какими статными растут Туре и Арильд. Мечтала, что совсем скоро станет подругой для Сесилии и Элинор. Но и тут не вышло. Гамсун, сам и школы-то не окончивший, вдруг загорелся идеей дать всем детям лучшее заграничное образование. И отослал одного за другим. Мария еще стерпела разлуку с сыновьями, но когда Кнут отправил во Францию ее девочек, которым едва исполнилось четырнадцать - это было слишком. Она умоляла мужа одуматься, сутками рыдала, знать ничего не желала про заграничные школы. Предназначение
И, в конце концов, Гамсун сказал ей правду. -Я старею, Мария, - произнес он. - Так будет лучше для всех. Дети получат хорошее образование, а дома станет тихо, и я смогу писать, никуда не уезжая. Мне теперь уже трудно в пансионах. Вот так. Ему, и правда, было трудно, он, и правда, старел. У Гамсуна стремительно слабел слух, стали дрожать руки - настолько сильно, что теперь он писал, прижимая правую кисть левой к столу. Но все равно писал! И это все равно было важнее ее, важнее детей, важнее всего на свете! - Я не могу не писать, Мария, если я зачем-то и рожден на этот свет, так только за этим. Что ж, прекрасно, но зачем тогда была рождена она? Чтобы не мешать ему работать? Чтобы все человечество умывалось чистыми слезами над книгами Гамсуна, пока она льет свои глупые и никому не нужные слезы на заднем дворе? Чтобы терпеть, когда великий гений отсылает прочь из дома родных детей, чей гомон мешает новому творению? Да что он смыслит в любви и как он смеет писать о ней в своих книгах, будь они прокляты?! И какой же дурой была она сама, что не поняла этого сразу! Все эти его вечно страдающие герои и роковые героини, все эти бегства в глушь дикой природы и самоубийства из-за глубоких чувств - какой же слепой нужно было быть, чтобы не увидеть за всеми этими нагромождениями страстей его, Гамсуна, врожденное уродство: неспособность жить и любить по-человечески! Кажется, это был конец. Они месяцами не разговаривали, бродя, как две тени, по опустевшему дому. Чтобы избыть пустоту и одиночество, Мария вдруг начала писать сама. И опубликовала несколько детских книг, которые очень даже доброжелательно встретила публика. Вот только какой-то критик неуклюже пошутил, что книги госпожи Гамсун столь хороши, что впору заподозрить, что ей помогает великий супруг. Наверное, критик думал, что делает комплимент. Мария же была оскорблена. Гамсуну перевалило за семьдесят, он почти совсем оглох и ходил, опираясь на палку. Они по-прежнему почти не разговаривали, каждый искал возможности уехать из Нерхольма и задержаться в отлучке подольше. И лишь иногда, почти случайно вдруг увидев тяжело ступавшего по садовой дорожке Кнута, Мария чувствовала, как щемящей жалостью сдавливает сердце: господи, ведь ее муж - уже глубокий старик! Но тут же вслед за жалостью подкатывала волна горькой желчи. А сама она в свои пятьдесят что, не старуха? И если он может часами бродить вдоль бесконечных полок со своими книгами на разных языках у себя в кабинете, то что прикажете делать ей? Куда ушла ее молодость, ее жизнь?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|