Здавалка
Главная | Обратная связь

Электронные замковые системы в гостиницах



В настоящее время автоматизированные системы контроля доступа находят все более широкое применение на российских предприятиях, где используются для повышения безопасности объектов сохранности материальных ценностей и информации, обеспечение дисциплины и порядка. Система контроля и управления доступом для гостиниц представляет собой мощный инструмент, позволяющий автоматизировать работу обслуживающего персонала гостиницы и значительно повысить уровень сервиса, предоставляемого постояльцам гостиницы.

Основное назначение данной системы состоит в автоматизации управления доступом в гостиничные номера, оценке эффективности работы обслуживающего персонала, определении несанкционированного проникновения в гостиничные номера, подготовке различной отчетной документации.

Контроль доступа — это система, контролирующая доступ к двери/дверям, и отвечающая за их открытие/закрытие. Самый распространённый пример системы контроля доступа — система электронных замков. Есть множество уровней и типов электронных систем контроля доступа; все они, в зависимости от функциональности и размеров, могут отличаться по стоимости, но их общая цель — ограничение доступа к закрытым дверям и охраняемым территориям. Ограничение доступа достигается с помощью таких устройств, как считыватель проксимити-карт, биометрический контроль (отпечатки пальцев, геометрия руки), кейпады и т. д.

Гостиницы высокого класса устанавливают в общественных и жилых помещениях электронную систему замков, которые могут быть открыты только электронным ключом. Такой ключ представляет собой пластиковую магнитную карту с индивидуальным кодом. Контроль использования осуществляется с центрального пульта. На магнитной карте закодированы время и даты обслуживания. При окончании срока или при неуплате в номер попасть невозможно без вмешательства персонала. Такая система электронных замков является показателем высокого уровня обслуживания в гостинице, и обеспечивает безопасность персонала и гостей.

Служба портье имеет следующее специальное оборудование:

- мини-терминал, который позволяет оперативно изготавливать электронные ключи-карты любого уровня, защищенные личным кодом;

- электронные ключи-карты, которые изготавливаются по специальной технологии, гарантирующей абсолютную точность и совместимость со считывающим устройством каждого замка. Материал, из которого изготовлены электронные ключи, не накапливает статическое электричество, не подвержен влиянию пыли и влажности, устойчив к механическим воздействиям;

- устройство кодировки электронного ключа, которое записывает вновь созданный код на новый электронный ключ;

- устройство передачи информации, используемое в качестве интерфейса между устройством кодировки и дверным замком в случае, если коды совпадают;

- система подтверждения электронного ключа, используемая для проверки действительности ключей.

Как только новый ключ, подготовленный службой регистрации, вставляется в соответствующий замок, код предыдущего ключа этого уровня автоматически отменяется. Украденные или потерянные ключи не могут быть использованы, если клиент об этом заявил своевременно.

Электронные ключи могут быть использованы в различных режимах работы, которые имеют условные наименования. Такие как клиент, горничная, комнатное обслуживание, мини-бар, инженерная служба, директор, авария, запасной ключ, одноразовый ключ.

Каждый гость получает ключ (режим «клиент»), код которого подходит только к замку его комнаты. У горничной, персонала прачечной, сотрудников, обслуживающих номера с мини-барами, есть ключи, закодированные для доступа только в те помещения, которые за ними закреплены.

Для сотрудников инженерно-технической службы специально программируется ключ того номера, на который имеется заявка.

У директора и администрации есть ключ, код которого позволяет открывать любое помещение гостиницы.

При необходимости используется режим работы ключа «авария». Этот режим позволяет блокировать целые этажи или корпуса.

В случае прекращения подачи электроэнергии или во время профилактики компьютерной сети вновь прибывающим гостям выдается заранее запрограммированный ключ. Такие ключи должны храниться в сейфе гостиницы.

Для однократного доступа в номер выдается «одноразовый ключ». Этот ключ откроет дверь только один раз.

Биометрические замки. Биометрией называют технологию автоматической идентификации людей по одной или нескольким физическим характеристикам. Использование биометрии в учете рабочего времени и посещаемости усложняет вероятность обмана сотрудниками работодателя путем отмечания времени ухода или прихода в пользу другого.

Основные виды биометрии: радужная оболочка глаза, форма кисти руки, отпечатки пальцев, почерк, распознавание лица и распознавание голоса. Все эти виды имеют свои преимущества и недостатки, что позволяет использовать их для разных типов приложений. Отпечатки пальцев и форма кисти руки — это самые часто используемые виды для учета рабочего времени и посещаемости.

Биометрические замки стали актуальны с конца девяностых, когда произошел качественный скачок в области биометрических технологий, а значит, возросла точность распознавания сенсором папиллярного узора пальца. Кроме того, произошло и существенное удешевление этих технологий.

Папиллярный узор уникален для каждого человека – именно это лежит в основе действия всех биометрических замков. «Замок узнает» своего хозяина, который прикладывает палец к специальному сенсору – устройству, визуально воспринимающему папиллярный узор. Естественно, биометрический замок обладает некой памятью на определенное количество папиллярных узоров.

Если сравнивать биометрические замки с равными им по классу механическими, то у первых есть одно преимущество. Для одних это преимущество может быть решающим, для других – практически ничего не значащим. Речь идет об удобстве. Если вы используете биометрический замок, то у вас отпадает необходимость носить с собой ключи или магнитную карту. И вы никогда не останетесь за закрытой дверью, потому что забыли или потеряли ключ.

Биометрические замки обладают всеми характеристиками механических замков: взломостойкостью и секретностью. По уровню взломостойкости биометрические замки уже сегодня приближаются к механическим среднего и выше среднего уровня (по общепринятой международной классификации middle security и high security), а по секретности они, как минимум, не уступают механическим замкам с высокой степенью защиты (от 3 млн. комбинаций).

Некоторые производители биометрических замков до сих пор предпочитают дублировать механизм распознавания простым механическим ключом или кодовым идентификатором. Это может пригодиться в случае, если сенсор по той или иной причине не хочет «распознавать» своего хозяина. Сами по себе биометрические замки достаточно трудно вывести из строя, но в сознании людей – и это касается не только жителей России, – замок, который не имеет ключа, все еще вызывает недоверие.

Смарт-карта - обычная пластиковая кредитная карточка, содержащая в себе интегральную схему, которая наделяет ее способностями к хранению и обработке информации.

Смарт-карты классифицируются по следующим признакам: тип микросхемы, способ считывания информации, соответствие стандартам, область применения.

Типы смарт-карт. В зависимости от встроенной микросхемы все смарт-карты делятся на несколько основных типов, кардинально различающихся по выполняемым функциям: карты памяти, микропроцессорные карты, карты с криптографической логикой.

Карты памяти предназначены для хранения информации. Память на таких типах карт может быть свободной для доступа или содержать логику контроля доступа к памяти карты для ограничения операций чтения и записи данных.

Микропроцессорные карты также предназначены для хранения информации, но в отличие от обычных карт памяти они содержат в себе специальную программу или небольшую операционную систему, которая позволяет преобразовывать данные по определенному алгоритму, осуществлять защиту информации, хранящейся на карте при передаче, чтении и записи.

Карты с криптографической логикой используются в системах защиты информации для принятия непосредственного участия в процессе шифрования данных или выработки криптографических ключей, электронных цифровых подписей и другой необходимой информации для работы системы.

Способы считывания информации со смарт-карты. По методу считывания информации карты делятся на следующие:

- Контактные;

- Бесконтактные;

- Со сдвоенным интерфейсом.

Контактные карты взаимодействуют со считывателем, соприкасаясь металлической контактной площадкой карты с контактами считывателя. Данный метод считывания просто реализуем, но повышает износ карты при частом использовании.

Контактная смарт-карта состоит из трех частей:

1)Контактная область:

- 6 или 8 контактов квадратной или овальной формы;

- Позиции контактов выполнены в соответствии со стандартом ISO-7816;

2) Чип (микропроцессор карты);

3) Пластиковая основа.

Бесконтактные карты имеют встроенную катушку индуктивности, которая в электромагнитном поле считывателя обеспечивает питанием микросхему, выдающую информационные радиосигналы. Такой метод считывания позволяет часто использовать карту без износа самой карты и считывателя.

Карты со сдвоенным интерфейсом имеют одновременно и контактную площадку и встроенную катушку индуктивности. Такие карты позволяют осуществлять работу с разными типами считывателей.

Смарт-карты применяются практически в любых областях деятельности. Сегодня одними из основных видов применения смарт-карт являются: телефония (карты оплаты разговора для таксофонов, GSM-карты в мобильных телефонах), финансы (различные банковские операции, оплата товаров и услуг, кредитные и дебетовые карты, карты для начисления стипендий, зарплат и пенсий и т.д.), транспорт (карты для проезда на городском транспорте и метро), здравоохранение (медицинские карты больных, страховые полисы), безопасность (разграничение доступа в помещения, компьютерные системы, идентификация пользователей) и т.д.

Proximity-карты (от англ. на расстоянии) бесконтактные карты представляют собой небольшие пластиковые пропуска (возможны варианты брелоков, самоклеющихся меток) с бесконтактной микросхемой, содержащей уникальный код. Такие карты используются в системах контроля доступа, системах учета рабочего времени. Для того, что бы попасть в помещение, оборудованное такой системой необходимо поднести эту карту к специальному считывателю. Когда такая карта попадает в электромагнитное поле proximity-считывателя, ее контур излучает радиосигнал, несущий информацию об уникальном коде этой карты и соответственно о ее носителе (сотруднике), которому присваивается данный код в БД. Сигнал поступает на приемник считывателя, где и преобразуется в цифровой код. Затем этот код поступает в специализированный контроллер и сравнивается там с доступными кодами всех сотрудников, имеющих доступ в помещение. Если обладатель proximity-пропуска идентифицируется как «свой», то электронный замок срабатывает на открытие и фиксирует время его прохода.

АСУ

Родоначальниками автоматизации гостиниц в мире являются американцы. В 60-е годы прошлого столетия три крупнейших гостиничных цепочки Hilton, InterContinental и Sheraton совместно с корпорацией IBM профинансировали создание первой системы управления гостиницей, назвав ее HIS (это и название Hotel Information Systems, и первые буквы названий вышеупомянутых гостиниц). До настоящего времени во многих гостиницах США и мира функционирует данный программный продукт, который теперь носит название «epitome PMS для платформы IBM iSeries» (он представлен и в России, в столичном «Метрополе»), а зарегистрированный знак Hotel Information Systems (HIS) является названием калифорнийской корпорации по созданию программных продуктов для гостиничной индустрии.

Требования к автоматизированной системе управления зависят от величины номерного фонда, типа отеля, его места расположения. Система, написанная исключительно для малых отелей, может оказаться совершенно неспособной работать в крупном отеле: она просто не сможет обработать необходимый объем информации. Автоматизированная система, ориентированная исключительно на крупные отели, может оказаться громоздкой и малопонятной для персонала малого отеля.
Рост конкуренции вызывает необходимость предложения новых услуг, в том числе использование информационных технологий.

Можно выделить несколько основных направлений использования информационных технологий:

• Система бронирования.

• Система расчетов с гостями.

• Система бухучета.

• Система электронного запирания.

• Торговые терминалы.

• Контроль состояния номерного фонда.

• Учет дополнительных услуг.

• Управление доходностью.

• Система управления качеством обслуживания .

• Система жизнеобеспечения (отопление, холодоснабжение и кондиционирование, водоснабжение, канализация, дренажные системы, электроснабжение, освещение, системы безопасности и пожаротушения, автопаркинг, телефонная связь, эфирное и интерактивное телевидение)

С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная служба; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические службы; вспомогательные службы.

Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным. Автоматизацией управления гостиничными комплексами занимались еще несколько десятилетий назад в эпоху создания первых автоматизированных систем управления предприятиями. Тогда преимущественно осуществлялась разработка индивидуальных информационных систем на заказ для конкретной гостиницы. Такого рода подход практикуется и сейчас, но он не является перспективным, так как создавать заказные системы стало экономически невыгодно. Кроме этого, к настоящему времени разработано достаточно много различных систем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую. При необходимости всегда можно сделать дополнительные доработки с учетом особенностей функционирования конкретной гостиницы.

Начиная с 80-х гг., в практику активно внедряются системы управления гостиницами (PMS – Property Management Systems). Эти системы строятся на базе персональных компьютеров (ПК), объединенных в локальные сети.

Основные задачи, решаемые системами PMS - оперативное индивидуальное и групповое бронирование номеров гостиницы, поселение и выписка гостей, расчеты с гостями с оформлением соответствующих документов, контроль состояния номерного фонда, обработка информации по договорам и взаиморасчетам с фирмами, формирование оперативной, контролирующей и статистической отчетности. Структура PMS основана на понятии гостиничного цикла, который охватывает период времени от того момента, когда потенциальный клиент связывается тем или иным способом с гостиницей, и до оплаты гостиничного счета.

К настоящему времени разработаны PMS различных конфигураций, однако обычно имеется четыре модификации программных модулей обслуживания внешних служб:

1) Модуль бронирования,

2)Модуль управления номерным фондом,

3) Модуль расчетов с клиентами,

4) Модуль общего управления,

Модуль "Бронирование" создан для выполнения функции бронирования гостиничных мест. Информация отражается на дисплеях локальной компьютерной сети, которая может быть включена в глобальную систему бронирования (GDS – Amadeus, Galileo и проч.) либо работать автономно.

Система PMS осуществляет накопление данных в автоматическом режиме и способна выдавать по желанию оператора информацию о свободных и занятых номерах и доходе на определенную заявленную оператором дату как в прошлом, так и в будущем.

Модуль "Управление номерным фондом" хранит информацию о каждом номере и позволяет осуществлять контроль за загрузкой, уборкой и другими операциями с номерным фондом. Составным элементом этой системы является электронный хранитель ключей и информационное табло, отражающее все, что связано с номерным фондом гостиницы.

Модуль "Расчеты с клиентами" обеспечивает контроль за ведением расчетов с клиентами и упрощает проведение ночного аудита. Компьютерная система позволяет автоматически отслеживать предварительно согласованные условия скидок и кредитов одновременно по всему объему операций и информировать о датах предстоящих платежей.

Модуль " Общее управление" работает вместе с другими модулями PMS. Он обеспечивает выдачу информации по запросам руководства о состоянии дел на предприятии в виде соответствующих отчетов на основе хранящейся в базе данных информации, поступающей от модулей "Бронирование", "Управление номерным фондом" и "Расчеты с клиентами".

Обслуживание внутренних служб (Back of the House)

Обслуживание внутренних служб гостиницы обеспечивают следующие модули:

1) Ведение общего бухгалтерского учета,

2) Кадры,

3) Склады,

4) Финансовые отчеты (в том числе многофакторный анализ деятельности гостиницы)

Модуль "Ведение общего бухгалтерского учета" включает осуществление операций по корреспондирующим счетам. Система позволяет делать проводки по суммам дебиторской и кредиторской задолженности, движению наличности, а также производит периодическую выверку счетов. Некоторые модификации этого модуля дают возможность проводить бюджетное планирование и сравнительный анализ. Модуль "Ведение общего бухгалтерского учета" является основным элементом определения эффективности работы всей системы в целом.

Модуль "Кадры" несет одну из основных функциональных нагрузок в системе обслуживания внутренних служб гостиницы. Система позволяет учитывать выплаты поощрений, заработной платы, бонусов, удержания и штрафы, надбавки на питание, чаевые, налоги и проч.

Модуль "Склады" очень важен в проведении гостиничных операций. В системе информация о количестве единиц хранения каждого наименования товарно-материальных ценностей периодически сличается с заданными максимальным и минимальным параметрами, в результате чего выдается информация о прекращении поставки или о новой закупке товаров данной номенклатуры.

Модуль "Финансовые отчеты" обеспечивает определение уровня прибылей и налоговых выплат. Большинство систем способны выдавать как регламентные отчеты (т.е. в определенные моменты времени), так и по запросу. Характер документов (формат), выдаваемых системой, в значительной степени может варьироваться, исходя из потребностей заказчика, а также с учетом применяемых в индустрии стандартов. К таким отчетам относятся балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, а также другие документы, такие как Анализ движения наличности, Анализ основных активов, Анализ платежей, и т.п.


Интерфейсы

При выборе гостиничных систем следует выяснить, как они будут взаимодействовать между собой. В подавляющем большинстве случаев специализированные гостиничные системы достаточно функционально обособлены, они разработаны для разных целей, имеют разную специфику, эксплуатируются разным персоналом в разных службах и требуют различных знаний. Следовательно, структура базы данных, дизайн экранных форм и подход к отчетности в каждой системе могут быть специфическими.

Большинство гостиничных интерфейсов работает в реальном режиме времени (on-line), некоторые функционируют в режиме периодического экспорта-импорта информации. Согласование режима передачи, формата и системного расположения передаваемых между системами данных являются ключевыми вопросами для создателей интерфейсных программ и их пользователей — специалистов гостиницы.

Хотя число интерфейсов в PMS постоянно увеличивается, наиболее популярными прикладными программами являются: "Текущая продажа", "Управление энергетическими ресурсами ", "Телефонные счета ", "Система электронного запирания ", "Встроенные бары и демонстрация видеофильмов ".
Данные, собранные с помощью модуля "Текущая продажа", важны для точной и своевременной работы модулей "Расчеты с клиентом"и "Финансовые отчеты". Эти данные служат для сравнительного анализа и отчетности по нему.

Контроль за гостиничными номерами через модуль "Управление энергетическими ресурсами" привел к снижению расхода электроэнергии и, соответственно, экономии средств на ее оплату.
Модуль "Телефонные счета" позволяет гостинице контролировать внутренние, местные и междугородные разговоры и определять стоимость разговора. В результате введения данного интерфейса гостиничная телефонная система, традиционно являвшаяся расходной статьей, превратилась в серьезный источник доходов.

"Система электронного запирания" позволяет контролировать условия и возможность проникновения в номера. По выезде гостя из номера код, открывающий номер гостиницы, заменяется непосредственно через компьютер, которым управляет служба портье. Такая техника повышает безопасность проживающих гостей, улучшает контроль и степень загрузки номерного фонда.

Интерфейс "Встроенные бары и демонстрация видеофильмов" позволяет контролировать использование установленных в номерах минибаров и мониторов внутригостиничной телевизионной сети. Этот интерфейс взаимодействует с модулем "Расчеты с клиентом ".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.