Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 90. Краткосрочное финансирование



 

Существует несколько соновных элементов единого механизма реализации краткосрочного финансирования деятельности предприятия.

К основным из них относятся следующие:

Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты. Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими операциями; предоставляется поставщиком или посредником и оформляется по-разному: векселем, авансом покупателя, открытым счетом. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками.

Разновидностью коммерческого кредита выступает обычная кредиторская задолженность, образующаяся ввиду существующей системы оплаты по безналичному расчету. Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.

Коммерческий кредит есть форма краткосрочного финансирования, применяемая почти во всех сферах бизнеса. Фактически это основной источник краткосрочных средств для большей части фирм. Фактически, на период отсрочки продавец товара предоставляет покупателю кредит.

В качестве источника финансового обеспечения коммерческий кредит имеет следующие преимущества:

1) всегда может быть предоставлен, так как кредиторы рассчитывают на продолжение деловых отношений;

2) не может рассматриваться как залоговая имущественная стоимость;

3) при его применении не начисляются проценты (или они минимальны);

4) существует возможность продления его срока, если фирма вновь окажется в трудном положении.

Выделяют несколько основных способов предоставления коммерческого кредита:

· вексельный способ - покупатель выписывает вексель, который служит подтверждением задолженности продавцу; вексель должен быть оплачен к определенной дате,

· открытый счет - продавец предоставляет кредит, основываясь на информации о кредитоспособности покупателя, который не предоставляет никаких письменных обязательств, свидетельствующих о том, что сумма взята в долг у продавца,

· скидка при условии оплаты в определенный срок.

Недостатки коммерческого кредита связаны с тем, что удлинение его срока или само его получение (например, в России) часто оказывается проблематичным либо из-за его неэффективности для продавца, либо из-за ненадежности оплаты поставки, сделанной на условиях открытого счета в силу низкой кредитоспособности покупателя.

Это еще один способ превращения текущих финансовых потребностей предприятия в отрицательную величину, т.е. оптимизации управления работающим капиталом.

Применение векселей в своей деятельности позволяет предприятию решать ряд важных задач как стратегического, так и тактического характера:

  • увеличить возможности пополнения оборотных средств предприятия, покрытия временных кассовых разрывов для финансирования капитального строительства и инвестиционных проектов;
  • сгладить сезонные и прочие перепады платежного оборота предприятия;
  • заменить дорогие кредиты и займы;
  • привлечь средства не только банков и других профессиональных участников финансового рынка, но и предприятий, имеющих временно свободные денежные средства;
  • стимулировать расчеты с дебиторами путем использования векселей предприятия, что позволяет снизить долю просроченной дебиторской задолженности в ее общей массе;
  • при выпуске конкурирующей на внутреннем рынке продукции наличие у потенциальных потребителей векселей определенного предприятия при прочих равных условиях стимулирует их приобрести продукцию именно у этого предприятия, а не у конкурентов, так как в этом случае они могут рассчитаться векселями;
  • улучшить имидж предприятия и общие представления участников рынка о нем. В результате размещения векселей у участников рынка формируется мнение, что предприятие, способное привлекать денежные средства, выпуская свои векселя и занимая деньги публично, имеет хорошую кредитоспособность, использует современные, цивилизованные финансовые и управленческие технологии;
  • сделать торговую марку предприятия более узнаваемой среди широкого круга участников рынка, то есть увеличить ее стоимость.

Использование векселей позволяет не проходить обычные процедуры сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования, не предоставлять кредитору обязательного в обычных случаях обеспечения, то есть не закладывать ликвидное имущество или собственные акции; дает возможность изменять условия выпуска векселей, их обращения и погашения, управлять долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа.

При учете векселя, как известно, удерживается дисконт (или учетный процент). Дисконт равен разности между номинальной стоимостью векселя и суммой, выплачиваемой предъявителю векселя.

Величина дисконта зависит от:

· числа дней, оставшихся от дня учета векселя до срока платежа по нему,

· номинала векселя,

· размера учетной ставки.

Тогда выражение для дисконта можно представить в таком виде:

,

Где Д – дисконт, руб.,

Н – номинал векселя, руб.,

К – число дней от даты учета до даты платежа по векселю,

С – учетная ставка, %.

Факторинг с экономической точки зрения является посреднической операцией. Это специфическая форма банковского кредита, один из методов финансирования для предприятия, при котором происходит продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования.

Факторинг является одной из наиболее выгодных и высокотехнологичных финансовых услуг для современного бизнеса. В России факторинг стал развиваться сравнительно недавно, но уже сегодня многие предприятий используют схему факторинга для ускорения расчетов и развития бизнеса.

Учет векселей и факторинг имеет смысл применять тогда, когда выгода от немедленного получения денег больше, чем от их получения в срок.

На это указывают следующие обстоятельства:

· у предприятия есть возможность применить средства с рентабельностью, превыщающей ставку учетного процента или стоимость факторинговых услуг,

· потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и факторингу (ставка этих расходов сравнивается с прогнозируемым уровнем инфляции),

· стоимость кредита, необходимого для покрытия нехватки оборотных средств, оказывается выше, чем учетная ставка банка и плата за факторинг.

 

 

Вопрос 97. Особенности организации финансов малого бизнеса

Под субъектами малого предпринимательства в России понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

В странах с рыночной экономикой существуют разные критерии численности работающих на малых предприятиях. В Японии, например, к ним относятся промышленные предприятия с численностью не более 20 чел., а предприятия торговли и сферы услуг — с численностью не более 5 чел.

В США малыми считаются предприятия с численностью менее 500 чел. Во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 чел. считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 чел. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 чел. В Греции, например, средним считается предприятие с численностью работников 10–50 чел.

Основные достоинства, определяющие экономическое значение малого бизнеса, заключаются в том, что он выполняет следующие функции:

1. создает широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса;

2. обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность, глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность;

3. создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры;

4. осуществляет разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

5. мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными, в частности, использует местные сырьевые ресурсы и отходы производства;

6. улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики;

7. способствует более равномерному развитию регионов страны.

Наряду с названными экономическими функциями в условиях рыночной экономики сектор малого предпринимательства осуществляет целый ряд важнейших социальных функций.

1. Увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.

2. Обеспечивает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп.

3. Осуществляет отбор наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.

4. Создает новые рабочие места с относительно низкими капиталозатратами, особенно в сфере обслуживания.

5. Обеспечивает трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин и др.).

6. Проводит подготовку кадров, в том числе за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию в процессе работы.

Функции, которые выполняет малое предпринимательство в рыночной экономике, определяются особыми свойствами его субъектов. Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются:

1. минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий;

2. короткие сроки создания и освоения проектных мощностей;

3. быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала;

4. прямой контакт с потребителем и способность быстро реагировать на спрос;

5. высокая эффективность в использовании малого и местного ресурсного потенциала, в том числе:

o незанятых и устаревших основных фондов;

o вторичных ресурсов;

o отходов;

o специфических ресурсов городской среды (которые ранее практически не использовались);

o отработанных месторождений и т. п.;

6. упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников;

7. мощная мотивация к труду у членов небольших коллективов, возникающая на основе появления у них чувства хозяина, либо (если это наемные работники) сознание непосредственной связи между качеством труда, результатами хозяйственной деятельности и их материальным благополучием;

8. простота управления, отсутствие, как правило, элементов бюрократизма, свойственных крупным хозяйственным системам;

9. большая, нежели в крупных хозяйственных структурах, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса;

10. высокая гибкость и мобильность, определяющие возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка;

11. возможность идти на риск благодаря своей гибкости и мобильности;

Вопрос 99. Корпоративная форма бизнеса

Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени.

Прежде всего рассмотрим определение корпорации. Наиболее полное определение можно найти в "Большом коммерческом словаре": "Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

В основным достоинствам корпоративной формы относятся:

1. возможность формирования крупного бизнеса при ограниченных финансовых ресурсах;

2. управление силами профессионального менеджмента, работающего по найму;

3. возможность формирования сложноструктированного предпрятия

К основным недостаткам относятся:

1. Двойное налогообложение (1раз при обложении прибыли, второй – при обложении дивидендов);

2. Сложность управления;

3. Многоиерархическая оргструктура.

 

 


Вопрос 100. Структура корпоративной среды

Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992 г. подготовлены Американским институтом права "Принципы управления корпорациями". Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду (рис. 1) вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей.

 
 

 


Рис. 1. Корпоративная среда

Поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы различных экономических составляющих общества.

Акционерывступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.

Потребители, требующие к себе самого пристального внимания, поскольку без них корпорация просто не сможет существовать. Потребители хотят получить качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого корпорацию, как правило, постигает неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.

Служащие,суть отношений которых с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходит к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.

Местное население,на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. От корпораций ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности.

Общество в целом,на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов, уплаты налогов и других обязательных платежей.

В то же время первой и главной обязанностью корпораций перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Наряду с этим, одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.

Поставщики,большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с корпорациями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.

 

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления – обеспечить работу корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления. Наиболее важные из них:

Если корпорацию составляют разные по типу группы акционеров (крупные и мелкие, держатели обычных и привилегированных акций), должны ли быть отдельно представлены и права этих групп?

2. Финансирование деятельности корпораций осуществляется как за счет внешнего долга, так и за счет акционерного капитала, что предполагает различия интересов кредиторов корпорации и владельцев акционерного капитала. В связи с этим: должны ли быть представлены в системе корпоративного управления обе эти категории?

3. Акционерный и заемный капитал представляют лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время другие участники деятельности корпорации инвестируют другие формы капитала, например, работающие по найму сотрудники вкладывают "человеческий капитал". Должна ли система управления корпорацией учитывать интересы и данной группы инвесторов?

Это непростые вопросы, и в разных странах существуют свои подходы к их решению. Как мы увидим ниже, данные различия в подходах определяют разнообразие структур и процессов корпоративного управления в разных странах.

Сначала, тем не менее, попытаемся подробнее остановиться на некоторых из этих вопросов. Итак, во-первых, существуют различные группы инвесторов, вкладывающих капитал в деятельность корпорации. Финансирование осуществляется как за счет акционерного капитала, так и за счет заемного, и различие в интересах акционеров и кредиторов в этих условиях приобретает особую значимость. Акционеры имеют право на получение того, что именуют остаточной прибылью, – средств, остающихся после вычета из выручки корпорации всех ее обязательств перед кредиторами, поставщиками, служащими, государством и так далее. Таким образом, чем выше уровень ожидаемой прибыли в результате того или иного решения, принимаемого корпорацией, тем на большую прибыль могут рассчитывать акционеры. Поставщики заемного капитала корпорации (владельцы облигаций и банки-кредиторы) получают прибыль, уровень которой зафиксирован договором между ними и корпорацией. Поэтому кредиторы могут быть и не заинтересованы в высоких прибылях корпорации – больший интерес, для них представляет гарантированный возврат вложенных ими средств.

Именно поэтому кредиторы склонны проявлять определенный консерватизм в определении альтернатив инвестирования и в отличие от акционеров редко отдают предпочтение решениям, которые ведут к получению высоких прибылей, но одновременно сопряжены с высокой степенью риска. Этот конфликт интересов особенно характерен для корпораций, в которых велика доля заемного капитала и владельцы которых склонны к высокорискованному инвестированию. Происходит это потому, что в случае успешного инвестирования и получения высоких прибылей выгода падает только на долю владельцев; в случае же провала программы инвестирования наиболее значительные убытки несут кредиторы. Как бы там ни было, различия в характере интересов акционеров и кредиторов корпорации предполагают, что в рамках этих групп могут складываться различные подходы к контролю за управлением корпорацией, а также возникают различные мотивы, побуждающие их к осуществлению контроля.

Вместе с тем, проблема представительства в системе управления корпорацией не исчерпывается фактом существования финансовых инвесторов. Существуют и прочие категории инвесторов, вносящих свой вклад в деятельность корпорации в той или иной форме. Так, служащие осуществляют эти инвестиции в форме предоставления корпорации специфических навыков и умений, которые могут быть с успехом использованы в рамках корпорации, но менее ценны за ее пределами. Такие специфические для корпорации или отрасли промышленности типы инвестиций не могут быть успешно реализованы, если корпорация не способна создать оптимальные условия занятости. Если служащие действительно являются инвесторами (поставщиками человеческого капитала), то их интересы могут существенно отличаться от интересов финансовых инвесторов – акционеров.

Более того, если признать за "нефинансовыми" инвесторами право на участие в управлении корпорацией, необходимо также признать, что таковыми являются не только служащие корпораций. Так, поставщики той или иной корпорации часто вкладывают средства в оборудование, которое может быть использовано для обслуживания только ее заказов и не может быть переориентировано на другие цели. Представим, к примеру, производителя комплектующих для автомобильной промышленности, который снабжает конкретное автомобильное предприятие той или иной деталью или узлом. Эти деталь или узел могут быть использованы в производстве только одного типа автомобиля, выпускаемого конкретным производителем, и поставщик комплектующих вынужден поэтому вкладывать средства в оборудование, необходимое для изготовления этих уникальных деталей и узлов. Таким образом, прибыль поставщиков оказывается столь тесно увязанной с деятельностью производителя автомобилей, что его можно рассматривать как инвестора в производство.

Список "нефинансовых" инвесторов не исчерпывается служащими, поставщиками и покупателями. Осуществлять инвестирование в деятельность корпорации могут и местные органы самоуправления, развивая инфраструктуру или создавая благоприятные для корпорации условия налогообложения в целях привлечения новых корпораций и увеличения их конкурентоспособности. Они поступают так потому, что прямо заинтересованы в деятельности корпораций на своей территории. Более того, эти корпорации оказывают существенное воздействие на жизнь региона (как позитивное, так и негативное), например, обеспечивают занятость населения, но с другой стороны могут загрязнять окружающую среду. Должно ли в этом случае местное население иметь право на участие в управлении данными корпорациями?

Действительно, проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных групп – для акционеров, кредиторов, служащих, поставщиков, покупателей, местного населения. Всех этих заинтересованных лиц можно назвать "соучастниками" в собственности корпорации. Под этим понятием подразумеваются те, кто произвел полностью или частично безвозвратные инвестиции и, соответственно, имеет заинтересованность в качестве работы корпорации. Какие группы участников должны быть представлены в корпоративном управлении – таков фундаментальный вопрос, стоящий перед корпорацией. В этом смысле важность того, как осуществляется корпоративное управление, выходит за рамки отдельной корпорации или отдельной административной единицы, что требует учета более общих соображений экономического порядка.

 

 

Вопрос 101







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.