Здавалка
Главная | Обратная связь

Театрализованный концерт как жанр.



Введение.

 

В книге «Эстрада России. XX век» сказано: «Эстрада —многожанровое сцени­ческое искусство... Имеет ярко выраженную развлекательную функцию, что отнюдь не исключает содержательности. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие...»[АЛ2]

Как и всякое искусство, эстрада есть художественное отражения реальной действительности и утверждение определенной идеи в определенной форме. Эстрада – это всегда сегодняшняя проблема. Это железная спресованность, яр­кость исполнения. Особенности эстрадного искусства накладывают отпечаток бук­вально на все аспекты создания номера и представления.

Эст­радное искус­ство чрезвычайно многожанрово. Песня и акробатика, конферанс и фокусы, музыкальная эксцентрика и психологические опыты, публицистический фелье­тон и игра с хула-хупами... «Множе­ственность номеров, исполняемых масте­рами разных искусств, - фактор не количественный, а качественный, опреде­ляющий природу эстрады. Исторически сложилась такая коренная особенность эстрад­ного искусства, как многожанровость», — писал А. Анастасьев.[АЛ3]

Основным видом зрелищных мероприятий в эстраде является Концерт, состоя­щий из но­меров.

Концерт – это публичное выступление артистов по определенной составной программе. Это особая сценическая форма, в основе которой номер, свои за­коны построения, свои художественные принципы и свои условия игры.

Ну и немного глубже.

Сочинения, называющиеся «концертами», впервые появились в конце XVI в. в Италии. Как правило, это были вокальные полифонические пьесы, однако в их исполнении могли участвовать и инструменты. В XVII в. концертом назывались вокальные произведения для голоса в сопровождении инструментального аккомпанемента.

Концерт — музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партий солиста, нескольких солистов, меньшей части исполнителей всему ансамблю. Существуют концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром, для оркестра, для хора без сопровождения и т. д.

В России в XVII—XVIII вв. сформировался особый тип концерта — многоголосное хоровое произведение без сопровождения.

Принцип «состязания» (а именно так переводится с латинского слово «концерт») постепенно проникал и в инструментальную музыку. Сопоставление всего ансамбля (тутти) с несколькими инструментами (соло) стало основой «концерто гроссо» — жанра, получившего распространение в эпоху барокко. Вершинные образцы «концерто гроссо» принадлежат А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Баху, Г. Ф. Генделю.

В эпоху барокко складывается также тип сольного концерта для клавира, скрипки и других инструментов в сопровождении оркестра.
В творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена тип инструментального концерта для солирующего инструмента (или инструментов) с оркестром получил свое классическое воплощение.

Но, о чем это я…!

В наше время концерты бывают разных видов:

1) музыкальный – симфонический, камерный, фортепианный, скрипич­ный и т.д.

2) литературный – художественное чтение, эстрадный монолог, бытовой рассказ, миниатюра и т.д.

3) смешанный или дивертисментный – музыкальный, художественное чтение, сценки из балета и т.д.

4) эстрадный – легкая вокальная и инструментальная музыка, юмори­стические сценки, пародии.

Концерт может быть просто сборным или, как иногда гово­рят. — дивертисментным, а может — и тематическим, театрализованным. И именно театрализованный концерт, на мой взгляд, наиболее интересен в наши дни. На современном этапе развития общества театрализованный концерт является отражением социальной действительности общества и имеет свои характерные признаки на данном этапе развития.

Изучением проблемы организации и проведения концертных программ занимались такие авторы как: И.М. Туманов, Г. А. Щербакова, С.С. Клитин, А.Д. Жарков, А.А. Рубб, И. Г. Шароев, А.И. Чечетин, Б.Н. Глан, А.Д. Силин, Д.В. Тихомиров, В.А. Шпагин, В.С Ерёменко, М. И. Маршак и др. Научных работ посвящённых проблемам технологии организации и проведению концертных программ на современном этапе развития общества не так много и именно поэтому сегодня данная проблема довольна актуальна в режиссуре массовых представлений и праздников.

В данной работе описан технологический процесс, инструментарий создания театрализованного концерта (ТК) и особенности его подготовки.

Объект исследования: театрализованный концерт.

Предмет исследования: специфика подготовки и проведения театрализованного концерта.

Цель данной работы: изучить технологию организации и проведения театрализованного концерта.

Задачи: изучить теоретические аспекты организации и проведения театрализованного концерта и дать определения основным терминам;

· изучить технологический процесс создания театрализованного концентра;

· определить этапы работы над сценарием;

· разработать сценарий театрализованного концерта;

· практически организовать и провести театрализованный концерт, используя изученный материал и подготовленный сценарий: провести анализ проведенного мероприятия, дать оценку используемым приемам и качеству подготовки театрализованного концерта.[АЛ4]

 

 

Поэтому форма театрализованного концерта сегодня востребована и позволяет в ненавязчивой, увлекательной форме знакомить зрителей с культурой и искусством, вплетая в концерт художественную литературу, поэзию, визуальный ряд.

 

Актуальность технологии подготовки и проведения театрализованнойконцертной программы нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В современных условиях концерту уделяется не только культурно - просветительская функция, но и воспитательная, способствующая созданию культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способным к творческой реализации во всех сферах деятельности. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

 

Популярность театрализованных концертных программ позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоёв населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе. Успех достижения той или иной цели поставленной перед организаторами концертной программы напрямую зависит от выполнения технологического процесса подготовки и проведения.Такой концерт позволяет формировать эстетический вкус, повышать общекультурный уровень у подрастающего поколения и их родителей. В том числе, это и хороший способ отдыха всей семьей, а семья – это современная, актуальная тема и приоритетное направление политики нашего государства.

 

Театрализованный концерт как жанр.

 

Театрализованные концерты являются составной частью театрализованных представлений, праздников. В нашей стране свое начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы. Основоположником театрализованного концерта считается И.М.Туманов.

Определяя понятие «театрализованный» концерт необходимо установить, что такое концерт, его виды и особенности.

В основе концерта, как я уже говорил ранее, лежит музыкальный принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.

Концерт один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать условно как состоящую из двух основных разделов: филармонического и эстрадного.

К филармоническим концертам принято относить следующие жанры концертов:

· симфонические, камерные концерты, концерты хоровых, танцевальных коллективов, концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов, концерты выступающих с классическим репертуаром, сольных исполнителей, музыкально-литературные концерты, концерты-лекции.

К эстрадным концертам относятся:

· концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;

· концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей, ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;

· концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

· концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

· театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);

· концерты коллективов эстрадно- народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;

· концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

Существует несколько видов концертов по целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные.

По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные.

По составу участников: любительские, профессиональные, смешанные.

По числу участников: сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или коллектива), сводные.

По составу зрителей: для детей, для ветеранов.

По способу построения программы: тематические, сборные, театрализованные.

Ну и перейдем к раскрытию понятия – театрализованный.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – создание художественного образа по законам драматургии, театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. В театрализованном представлении главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. (Петров Б. Н.)

Театрализация – это приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств [25, с.56]. Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт готовится и ставится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды: на столе драматурга и на сцене под руководством режиссера. Сценарий театрализованного концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстом ведущего или связанных театральными этюдами, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления. Причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки, поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим: количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником. Таким образом, театрализованный концерт (спектакль-концерт) представляет собой единое сквозное театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных в эпизоды. Особенностью проведения театрализованного концерта является учёт запросов и интересов индивидов, в зависимости от которых режиссёром осуществляется поиск сценарно-режиссёрского хода и единого творческого решения. По содержанию и специфике театрализованный концерт представляет собой форму, соединяющую в себе многообразие выразительных средств.

Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т.п.). Как правило в концертах участвуют хореографические, эстрадное и рок - коллективы. Сцена на концертах оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой. Иногда концерты проводятся на открытом пространстве в несколько гектар, где строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена для выступления артистов. Как правило такие подиумы окружаются большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене. На таких больших концертах количество зрителей доходит до 500,000 человек.

 

Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.[17. с.15]Помещениями для концертов могут быть: театр, концертный зал, гостиница, зеленая зона города, филармония,капелла. Сейчас каждый день проводятся тысячи концертов, и, чтобы выделиться и запомниться среди сотни других, необходимо сделать концерт ярким и красочным. Театрализованные концерты стали играть одну из немаловажных ролей в духовном воспитании народа, раскрывая в образно-художественной, эмоциональной форме тему события, которому они посвящены.

 

Раскроем понятие театрализованный концерт - это концерт, в основе которого лежит сюжет – событийная линия или драматур­гический ход. Сюжетный ход сквозным действием объединяет отдельные номера и эпизоды концерта в одно единое. Назначение сюжетного хода в том, чтобы через сценическое действие (основное выразительное средство театра) раскрыть тему концерта. Сюжетный ход может быть не столько внешним, сколько внутренним, ассоциативным – дающий возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера и эпизоды кон­церта, но выполнить главную миссию – раскрыть его через сценическое действие, которое лежит в сущностной природе театрализованного концерта.

Те­атрализованный тематический концерт еще на уровне создания замысла тре­бует от режиссера нахождения соответствующих теме и «условиям игры» художественных приемов, соответствующих средств выразительности, созда­ющих только для данного концерта свой образный строй. Изобразительность зрелища должна быть неожиданной для зрителя. Во-первых, найти точные выразительные приемы. Во-вторых, отобрав необходимые номера и другие элементы, продумав их соотношения и ритмы, выстроить, как каждый эпи­зод, так и все представления. В-третьих, построить заразительное зрелище.

 

 

Режиссёрский замысел театрализованного концерта

 

Один из самых важных этапов работы над созданием сценария театрализованных концертов, по мнению большинства постановщиков, – это нахождение замысла. Именно он, словно путеводная звезда, определяет выбор и отбор необходимого материала, форму концерта и многое другое.

Режиссерский замысел — это видение, это образное понимание идеи, это концепция, изначально связанная с представлением о сценической форме, ее выражающей, — пусть существует она еще вчерне, в наброске, похожая на форму будущего концерта, как эскиз на законченную картину. В творческих вопросах педантизм неуместен. Рождение замысла — живой процесс, он течет свободно и часто скачками, у каждого режиссера по-разному, по-разному в каждом концерте. Можно сразу ощутить образ концерта в целом и уже не расставаться с этим образом до конца, лишь творчески его обогащая; можно ничего еще не знать о нем, но знать решение сцены, куска, отдельного характера, отдельных черт этого характера, и непременно в образном ключе. Когда режиссер говорит: «Я знаю, как это нужно делать», — значит, он увидел кусочек будущего концерта в действии, в сценической конкретности».

Как приложить основные положения театрального режиссерского замысла к условиям радио?

Толкование материала, определение жанра, решение характеров и конфликта, идея спектакля, его направленность — все это в «чистом виде» переходит на радио. Следовательно, все, что нужно решить режиссеру в начале работы в театре, все это надо решить и на радио.

Но второй основной момент — видение спектакля, образ его, пластическое решение... Чем заменить на радио все, что зримо на сцене театра, во что оно должно перетрансформироваться? Если в театре режиссер видит, на радио он слышит. Значит, надо услышать. Что услышать? Очевидно, общий характер звучания будущей постановки. Например, праздничное, мажорное звучание, чистые ясные голоса, ликующая жизнеутверждающая музыка — или тревожно-напряженное звучание, приглушенные голоса, характерные тембры и соответствующая музыка. Как прозвучат кульминации? Есть ли эпизоды, контрастирующие с основным характером звучания? Важны один-два эпизода, которые станут ключом. Голоса. Каким будет соотношение их тембров? Проявится ли в нем соотношение борющихся сил? Как?

Думаю, что замысел режиссера на радио без элементов услышанного будущего спектакля не может стать реальностью. Без этого — разговоры вообще, «литературоведческое» изложение содержания материала, праздные беседы, может быть, сами по себе и интересные.

Я здесь не буду подробно распространяться о роли мировоззрения в творчестве режиссера на радио. Можно только почеркнуть: радио всегда было и будет передним краем идеологической борьбы, и поэтому позиция режиссера, его отношение к действительности, к любой затронутой проблеме приобретают особую остроту. Неточность, расплывчатость неминуемо скажутся на конечном результате. Если учесть масштаб аудитории, станет ясным и конечный размер неизбежных потерь в эмоциональном воздействии радиопостановки на слушателей.

 

Поиск замысла начинается с изучения всех предлагаемых обстоятельств концерта: темы, документов, фактов, литературы и других материалов, связанных с событием.

Художник-живописец, прежде чем написать задуманную картину, длительное время собирает материал, изучает быт и нравы, костюмы, пишет бесчисленное множество набросков, этюдов, проникает в сущность человеческих отношений и т. д. И только тогда, когда под влиянием собранного и изученного материала возникает видение будущей картины, он приступает к ее написанию. Конечно, это не означает, что все им накопленное будет изображено на полотне. Но он никогда не жалеет о потраченном времени, так как все изученное и собранное в предварительной работе дало ему возможность создать картину, которая своим образным решением волнует людей, будит их мысли и чувства. Вспомните, какое количество зарисовок, набросков, этюдов, сделанных И. Е. Репиным во время его работы над картиной «Бурлаки на Волге» экспонируется в Государственном Русском музее рядом с этим шедевром художника.

Итак, нам с вами нужно начать поиск замысла нашего театрализованного концерта. Естественно, что мы начнем с нахождения его темы и идеи. Допустим, мы пишем сценарий к празднику, посвященному 65-летию Великой Победы. Но в этом событии и история войны, и беды первых дней войны и разгром немцев под Москвой, и Сталинградская битва, и Курская дуга, и Брестская крепость, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы не вернувшихся, и Победа… Разве можно перечислить все, из чего складывались четыре долгих года Великой войны? Необходимо выбрать одну тему среди множества. Темой театрализованного тематического концерта в День Победы может стать, например, «Подвиг солдата», или «Война и дети», или «На море и на суше», или «Тыл – фронту».

В качестве примера хочется привести театрализованное представление, постановку которого осуществила зав. отделом народного творчества ОДНТ В. В. Полежаева.Это представление было удостоено Гран-при всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы» (по Южному федеральному округу).

Представление называется «Когда мы будем на войне». Сегодня всем известно, чем закончилась война 45-го года, когда и как это произошло. Но для тех, кто ехал на фронт, впереди была одна неизвестность. Солдаты не знали, останутся ли они в живых, победят ли в войне и увидят ли вновь своих родных. Они готовились к худшему. Именно переживания, выпавшие бойцам по дороге на фронт, стали темой программы. Динамику происходящему придавали бутафорский вагон и видеоряд, изображающий проносящиеся за окном пейзажи. Зритель не увидел здесь окончания войны и остался в той же тревожной неизвестности, в какой уходили на фронт бойцы.

Важно понять, что не нужно «впихивать» в театрализованный концерт как можно больше тем. Лучше глубоко и полно раскрыть одну тему и найти нужно такую, которая бы волновала вас и зрителей.

«По моему глубочайшему убеждению, главным действующим лицом должен стать Человек, с его мыслями, чаяниями, надеждами, любовью, страданиями», – пишет заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор А. А. Рубб в статье «Режиссеру тематического концерта». Возможно, именно этим объясняется глубокое эмоциональное воздействие, которое произвело представление «Когда мы будем на войне» на зрителей.

Идея выражается как главная мысль произведения. Идея – понятие эмоциональное, затрагивающее душу человека.

 

Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым).

 

В драматургии театрализованного эстрадного концерта пролог играет особенно важную роль. Он задает не только тематизм, проблематику, об­разность программы, но и ее стиль, жанр, меру условности, опреде­ляет спо­соб существования артистов и меру привлечения элементов собственно те­атральной выразительности. Пролог и финал — вполне самостоятельные структурные единицы драматургии концерта. Но лучше, правильнее, изящ­нее, когда и пролог, и финал гармонизированы друг с другом, допол­няют друг друга по форме, стилю, затронутым темам и использован­ным краскам.

Важно отметить следующее: драматургия театрализованного концер­та, ос­нованная на использовании вымышленного места действия, по­зволяет выво­дить на первый план основу эстрады — номер, а не само драматургическое построение. Поэтому очень часто драматургия те­атрализованного эстрад­ного представления схематична, условна, является «слугой его величества номера». С этой точки зрения место действия является идеальным структур­ным элементом эстрадной дра­матургии, который способствует органичному и в то же время ненавяз­чивому объединению номеров программы.

Процесс постановки театрализованного тематического концерта имеет свои характерные особенности.

Во-первых, как правило, во время репетиций, в процессе нахождения кон­кретного выражения темы, идеи, сюжетного хода, в поисках адекватного им образного эквивалента, атмосферы представления замысел постоянно уточ­няется.

Во-вторых, успех режиссера во многом зависит от содержательности и от уровня постановочного искусства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.