Здавалка
Главная | Обратная связь

Конечно, в процессе раздумий над решением концерта, что-то изменится, что-то уточнится, а что-то возникнет новое.



 

 

На одном дыхании

Как говорилось раньше, от верно выстроенной композиции всего концерта зависит его динамика, его темпоритма.

Темпоритм концерта

В верном темпоритме концерта заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося дейст­вия, идущего как бы на одном дыхании.

Но верный темпоритм концерта отнюдь не означает постепенное, плавное, равно­мерное его нарастание. Наоборот, современный выразительный язык режиссера чаще всего использует синкопированное построе­ние темпоритма концерта (при непременном соблюдении закона его нарастания).

Говоря о синкопированном построении темпоритма, имеется в виду второе его значение. То есть такое чередова­ние номеров, такое их сочетание, которое приводит к резкой, конт­растной смене ритмов. Ведь ритмический «сбой», сочетание темпо­ритмов – одно из самых действенных выразительных средств, по­зволяющих режиссеру подчеркнуть значимость номера или какого-либо момента концер­та. Вот почему режиссер сознательно прибегает к «сбою» ритма перед ним или в нем, используя прием резкого и неожиданного ритмического контраста.

Создание верного темпоритма концерта, постоянного его нара­стания в значительной степени зависит еще и от четкости перехо­да от номера к номеру, выхода и ухода ис­полнителей, характера и способа объявления номеров, смены оформления, подачи инструментов и т.д.

О смене номеров. Если режиссер хочет добиться верного тем­поритма концерта, он, несмотря на всю имеющуюся в его распо­ряжении технику, должен тщательно продумать, определить при­емы перехода от номера к номеру.

Существуют самые различные способы смены номеров. В ко­нечном счете их выбор зависит от режиссерского замысла концер­та, от конкретных условий сцены, характера номеров и всего кон­церта.

Поворотный круг. Допустим, режиссер решил использовать для этой цели пово­ротный круг. То есть прибегнуть к такому приему, когда, повора­чивая круг, каждый последующий, заранее установленный на кру­гу номер «подается» (выезжает) на сцену. Смена номеров при помощи поворота круга задумывается как обнаженный прием, как один из зрелищных эле­ментов решения концерта, когда все перемены происходят на глазах у зри­телей. Это характерно для современной сценической эстетики.

Правда, для осуществления этого приема следует вместе с ху­дожником решить ряд весьма важных вопросов.

Первый. Заранее продумать и отобрать все, что потребуется на сцене по ходу концерта: станки, элементы оформления, радиоуси­лительные колонки, микрофоны, трудно передвигаемые музыкаль­ные инструменты, стулья и т.д.

Второй. Решить планировку круга и в соответствии с ней расставить все отобранное в таком порядке, чтобы подавать на сцену все не­обходимое для номера на первый план, в то же время не нарушая развитие всего концерта.

Третий. Не просто расставить, с учетом сказанного, а так, что­бы возникшая на сцене единая установка была художественно организована, несла в себе образность.

Помимо использования поворотного круга существуют и другие приемы обнаженной смены номеров, создающие непрерывность развития действия концерта. Причем многие из них чрезвычайно эффектны и придают концерту яркую зрелищность, театральность.

Один из них – «живой занавес». Прием, который удобен еще и тем, что для смены номеров исполь­зуются сами исполнители.

«Живой занавес».Он достаточно прост, но, естественно, требует специальных репетиций. Заключается он в том, что во время специально поставленного ре­жиссером поклона и ухода, закончивших номер исполнителей, за их спиной готовится («заряжается) следующий номер; или во время специально поставленного режиссером выхода участников следующего номера, в момент перекрытия ими переднего плана сцены с нее уходят участники предыдущего.

Например, в одном из концертов в Зале имени П. И. Чайков­ского подряд шли номера: «Лирическая хороводная» в исполнении женского танцевального ансамбля, «Фантазия на темы русских народных песен» в исполнении оркестра русских народных ин­струментов им. Осипова, русская народная песня «Как по морю, морю синему» и «Береза, береза» в исполнении народного хора, затем «Топотушки» в исполнении большого танцевального ансамбля. Сце­на этого зала вообще не имеет занавеса. А для оркестра народ­ных инструментов нужны расставленные в определенном порядке стулья и пюпитры; для народного хора стулья, на которые подни­маются мужчины, стоящие во втором ряду за женской группой хора; для хоровода, пляски сцена должна быть свободной. Ак­компанирующий оркестр, по традиции зала, располагался в пра­вой ложе, над сценой.

Так вот. После того, как закончился номер «Лирическая хоро­водная» и в зале раздались аплодисменты, девушки, выстроив­шись в одну линию (от левого до правого выхода на сцену), под возникшую снова мелодию, начинали медленно двигаться к краю сцены. В это время за их спиной с двух сторон, в заранее отрепе­тированном порядке, выходили музыканты с инструментами и пюпитрами в руках. Одновременно группа рабочих сцены быстро выносила и расставляла стулья. Музыканты один за другим тихо садились на свои места. Девушки же, закончив к этому времени поклоны, под непрекращающуюся мелодию начинали расходить­ся («змейкой») и открывали сидящий оркестр. Мелодия заканчи­валась. Дирижер взмахивал дирижерской палочкой. Начиналось выступление оркестра.

«Живой занавес» для ухода оркестра создавали участники следующего номера – русский народный хор. Когда отзвучал пос­ледний аккорд и в зале смолкли аплодисменты, за сценой возни­кала плавная мелодия русской народной песни. С двух сторон по первому плану сцены перед оркестром, одна за другой, в такт ме­лодии, навстречу друг другу, выходили женщины хора. Поскольку появлялись они с противоположных от своего постоянного места в хоре сторон, то первыми шли те хористки, которые стоят по кра­ям, а последними – те, кто стоит в центре. В тот момент, когда первые вышедшие встретились, а все остальные перекрыли собой оркестр, последний, в установленном (отрепетированном) порядке быстро уходил со сцены. Движение же женщин не прекраща­лось – они продолжали идти («гребенкой») на свои места. Затем, остановившись, поворачивались лицом к залу. Мелодия прекра­щалась. Объявлялся номер. Таким же образом они покидали сцену, только в обратном порядке, освобождая сценическое пространство для танцевального ансамбля.

Таким образом, между номерами практически не было пауз.

 

Объявление номеров

Объявление номеров. Это тоже имеет немаловажное значение для создания верного темпоритма концерта. Ставшее в последнее время традиционным объявление номеров эстрадного концерта не конферансье, а ведущим имеет существенные недостатки. Пока ведущий дой­дет до центра сцены к микрофону, объявит номер и уйдет – про­ходит время. Пусть немного. Но все-таки прерывающее течение единого действия. Может быть, именно поэтому чаще всего используются дикторы, объявляющие номера по радио, как это делается в больших торже­ственных концертах.

Само искусство объявления номеров не такое уж простое де­ло, как может показаться на первый взгляд. Неслучайно среди профессиональных актеров так называемого разговорного жанра есть люди, специальностью которых стало ведение, то есть объ­явление номеров концертов. Дело в том, что задача ведущего концерт заключается не столько в том, чтобы сообщить зрителям необходимую информа­цию о номере, сколько «подать» номер, то есть соответствующим образом подготовить зрителя к его восприятию. От того, как будет подготовлен зритель, в какой- то мере зависит успех самого но­мера.

Одновременно ведущий должен произнес­ти текст объявления таким образом, чтобы не только не уронить набранный концертом темпоритм, а и «подстегнуть» его. Профес­сиональные ведущие знают, что непрерывный темпоритм концерта зависит от того, в какой момент звучит объявление номера. Поэтому до­вольно часто ведущий (диктор) начинает говорить, либо «насту­пая» на аплодисменты, либо «накладывая» весь текст объявления на вступление к номеру, в первый момент его исполнения. Такой прием подстегивает темпоритм. Но тогда текст объявления должен быть предельно коротким, несущим только самую необходимую информацию. Из­вестны случаи, когда режиссеры вообще отказываются от объявле­ния номеров. Наверное это можно делать толь­ко в том случае, если есть возможность отпечатать программки концерта. Правда, при таком способе информации недопустимо ни­какое изменение программы. Номера и их порядок дол­жны точно соответствовать тому, что напечатано.

Конферансье в сборном концерте очень часто прини­мает на себя функции драматурга зрелища, которые выражаются в установлении последовательности номеров, в придании программе хотя бы видимости тематизма, в обеспечении определенного сквозного действия в течение представления. В концерте может быть «задействован» и парный конферанс, когда программу ведут два исполнителя. У парного конферанса более широкие, чем у конферанса-соло, возможности, но и трудностей в этом случае заметно больше.

Очень удобным приемом «первичной театрализации» обычного сбор­ного концерта может служить трансформация образа конферансье. Имеется в виду прием, когда он от образа обычного, стандарт­ного, относительно нейтрального «артиста эстрады» перевоплоща­ется в образ того или иного театрального персонажа. Это можно делать с самого начала концерта, впервые появляясь перед зрителя­ми в том или ином образе. Например — в образе эксцентричного ве­сельчака-говоруна, или, наоборот, забывчивого меланхолика.

Вступительный монолог конферансье эстрадной программы со­держит в себе определенные признаки экспозиции, завязки, так назы­ваемого главного и предшествующего события. Только они не показа­ны, не сыграны, а переданы в тексте этого монолога, что для эстрады, с ее вечным дефицитом времени, вполне естественно.

Словом, каким бы ни был способ объявления номеров, какой бы ни был использован прием их смены, все они служат одному – созданию верного темпоритма концерта.

Хорошо продуманный, верно темпово и ритмически построен­ный концерт дает возможность зрителю воспринимать его как еди­ное непрерывно развивающееся действие. Причем, верный темпо­ритм способствует рождению верной сценической атмосферы – одному из самых мощных выразительных средств сценического искусства. Нахождению и в какой-то мере выражению темпоритма концерта помогает и такой компонент действия, как музыка.

 

Заключение.

Практика создания эстрадных и шоу-программ, дивертисментных и театрализованных концертов показывает следующее.

Необходимость иметь в основании программы ту или иную мысль, тот или иной драматургический ход, логически выстраивать друг за другом те или иные номера, выступления солистов и коллек­тивов, естественно, сохранилась. К сожалению, уменьшилась роль слова, звучащего в огром­ных залах. И увеличилась роль чисто зрелищных и музыкальных номеров.

Наша сегодняшняя публика бывает строже и страшнее любого худсовета. Ее реакция — как приговор Верховного суда, окончатель­ный и бесповоротный.

Это заставляет и режиссера-постановщика, и сценариста прибе­гать не только к логике построения программы, к ее содержанию, смысловым аспектам. Тут при­ходится мыслить объемами, ритмами, красками, динамикой движе­ния групп исполнителей, потоками света, звуковыми атаками.

Надо уметь мысленно посадить себя в зал и просмотреть, про­слушать, прочувствовать всю программу, понять ее такой, какой она предстанет перед тем, кто сядет потом на это же самое место.

Некоторые жанры уходят, некоторые стано­вятся не так популярны и востребованы, как прежде. На смену импоявляются новые формы, отвечающие эстетическим и социальным требованиям современности. Но практика современной эстрады дает немало примеров обратного: старые устоявшиеся жанры не пропа­дают. Сегодня они проявляются по-новому, но их художественная структура и методологические принципы построения остаются не­зыблемыми, хотя могут меняться проблематика тем, мода, условия существования самой эстрады.

Таким образом, в изучении художественных законов драматур­гии эстрадного представления одинаково важное значение имеют и процесс освоения «классических» закономерностей структуры эст­радного сценария, и чуткое отношение эстрадного автора, режиссе­ра-драматурга к изменчивым требованиям современного зрителя.

 

Используемая Литература.

 

1. Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968.

2. Аль Д. Основы драматургии. СПб., 2005.

3. А.А.Рубб 30 бесед об эстрадных концертах. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004, - 224 с.

4.А. А. Михайлова. Гаврилин Валерий Александрович // Эстрада России XX века – М., 2004

5. Смелова, Ж.Ж, , ред. Ж.Ж. Смелова, ред. В.Н. Соловьев. - М. : ТИО, 2005.

6. Игорь Алексеевич Богданов, Игорь Александрович Виноградский – Дра­матургия эстрадного представления: Учебник. — СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2009

7. Житницький А. З. Драматургiя масових театралiзованих заходiв / А.З. Житницький. – Х.: Тимченко. – 2005. – 128 с.

8. Зайцев В. П. Режисура естрады и масових видо­вищ / В.П. Зайцев. – К.: Дакор, 2003

9. Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта/И.М.Туманов.Л.,1974.

10. Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979.

11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992.

12. И.А. Богданов, И.А. Виноградский\\ Драматургия эстрадного представления; Санкт-Петербургская академия театрального искусства ISBN: 9785886890617, 2009 г.

13. Богданов, И.А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие / И.А. Богданов; Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. - СПб., 2004.

14. Шапировский Э. Конферанс и конферансье. М., 1970

15. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений

16. Андроников Ираклий. Первый раз на эстраде М., 1941 год.

17. Конников А.Мир эстрады. М., 1980.

 

Приложение

 

Дивертисментный (сборный) концерт – это концерт, программа которого состоит из совокупности номеров различных жанров.

В пример я приведу концерт посвященный празднику всех женщин – 8 марта. Зачастую в концертную программу этого праздника входят различные номера, такие как:

 

1) Хореографические номера

 

 

 

 

 

2)Вокальные номера

 

 

 

 

3)Инструментальные номера

 

 

 

 

4)Спортивно – цирковые номера

 

 

 

 

6)Речевые номера

 

 

[АЛ1]Подправить под себя

[АЛ2]Найти страницу

 

[АЛ3]Найти от куда и страницу

 

[АЛ4]Актуализировать под себя







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.