Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация форм бытия В.П. Тугаринова 6 страница



Если задаться вопросом, как же познать движение (ибо оно есть "изменение вообще"), то правильный ответ, видимо, будет состоять в указании на необходимость изучать отдельные формы движения. Понятие "форма движения материи" служит именно для того, чтобы выделить специфические закономерности, присущие той или иной ступени развития природы. Форма движения отражает своеобразные типы изменений качественно сходных материальных объектов и особенности их взаимодействия. Иногда форму движения материи определяют как специфическую организацию связей между взаимодействующими элементами или как группы изменений, объединенных общностью подчинения определенным законам.

С формами движения материи человечество познакомилось еще на пороге своей истории, когда добывание огня трением наглядно превращало механическое движение в теплоту. Открытие паровой машины свидетельствовало об обратном процессе — превращении тепла в механическое движение.

В рамках господствовавщей долгое время механистической концепции восприятия мира допускалось, что все проявления движения материи отличаются друг от друга лишь количественно. Однако уже в естествознании гётевского времени (конец 18 в.) считалось, что все объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей от простейших веществ, от элементов, минералов через растения и животных к

18-Т.Лешкевич 273

человеку. Мир рисовался немецкому мыслителю и поэту Гете (1749—1832), как сплошной "метаморфоз" форм. Представления о качественно различающихся "ступенях организованности" природы были развиты представителями немецкого классического идеализма Ф. Шеллингом (1775— 1854) и Г.В.Ф. Гегелем (1770—1831). Шеллинг ставил перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассмотреть природу как целесообразное целое, назначение которого в порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы связывались с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности "мирового духа", носящей у него название абсолютной идеи. Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и далее к органической жизни (организме) и практике.

Когда в 1873 г. Энгельс приступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук.Родоначальник позитивизма О. Конт был уверен, что каждая наука имеет своим предметом отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены друг от друга: механика, физика, химия, биология, социология. Такое соответствие было названо принципом координации наук. Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят друг в друга объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Подход, где механика была связана и переходила в физику, последняя в химию, та в биологию и социальные науки (механика—”физика—”химия—”биология—асоциальные науки) стал известен как принцип субординации.И действительно, куда ни бросим взгляд, мы нигде не найдем какую-либо форму движения в полной отдельности от других форм движения, везде и всюду существуют лишь процессы превращения одних форм движения в другие. Формы движении материи существуют

в непрерывно-прерывном процессе взаимодействия и превращения друг в друга.

В то время, когда Энгельс начинал работу над "Диалектикой природы", в науке уже утвердилось понятие энергии (механической, физической, химической), распространенное на область неорганики. Однако все более и более становилось понятно, что между живой и неживой природой не может быть абсолютной грани. Убедительным примером тому впоследствии стал вирус — переходная форма и живое противоречие. Попав в органическую среду, он вел себя как живое тело, в неорганической среде он так себя не проявлял. Можно сказать, что Энгельс прозорливо предугадал переход одной формы движения материи в другую, так как к моменту возникновения его концепции наукой были изучены лишь переходы между механической и тепловой формами. Вызывало интерес и предположение о том, что выдающиеся открытия в скором времени как раз и будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. Взявшись за разработку одной из таких пограничных областей, связывающих природу и общество, Энгельс предложил трудовую теорию антропосоциогенеза. В свое время Дарвин, проводя сравнительноанатомические исследования человека и обезьяны, пришел к выводу о чисто животном происхождении человека. Энгельс же оценил роль социальных факторов, и в частности, особую роль труда в процессе антропосоциогенеза — становления человека и человеческого общества.

Основы классификации форм движения материи,которые были заложены Энгельсом, базировались на следующих принципах:

— каждая из форм движения материи должна быть связана с определенным материальным носителем;

— формы движения материи качественно различны и не сводимы друг к другу;

— при надлежащих условиях они превращаются друг в друга;

— формы движения материи отличаются по степени сложности, высшая форма понимается как синтез низших. При этом

18* 275

важно избегать как отрыва высших форм от низших, так и механического сведения высших к низшим;

— для каждого вида материальных систем следует выделять главную, высшую, и побочные, низшие, формы;

— классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Классификация форм движения материи охватывала собой:

— механическую форму движения материи как простейшую, включенную в любую другую;

— изучаемые физикой теплоту, свет, электричество;

— химические процессы;

— органическую жизнь — это основные формы в области природы. Над ними стоит более высокая область — общественно-исторический процесс, социальная форма движения материи, а также процессы мышления.

Приведенная классификация основных форм движения материи относится к восьмидесятым годам прошлого века, когда наука только начала выявлять глубинные связи развития природы. Многое оставалось неясным, многое требовало уточнения.

С точки зрения современной методологиипростое линейное расположение форм движения материи неправомерно. Оно требует как минимум раздвоения в каждом звене на магистральные и периферийныеветви развития. Первая ветвь — магистральная свидетельствовала об образовании таких форм, которые выводят процесс развития в перспективе за пределы данной качественной стадии. Вторая — о воспроизводстве существующей формы движения. Например, химические соединения начинают дифференцироваться на органические и неорганические. В данной дивергенции (раздвоении) первая форма — органическая, как перспективная, выведет процесс развития к новой форме Движения материи — биологической, а вторая, представляющая собой неперспективную ветвь, будет характеризовать нашу землю, ее кору и поверхность. На уровне биологической формы движения материи развитие растений от низших к высшим может быть рассмотрено как

неперспективная ветвь, поскольку оно не доводит до выхода процесса развития за пределы собственной природы. Развитие животных организмов доходит до возникновения качественно нового объекта — человека. Это свидетельствует об образовании качественно иной формы движения материи. В каждой форме движения материи целесообразно выделять макро-и микроуровень, а также прослеживать общие и частные закономерности.

Переосмысляется роль тупиковых и периферийных линий развития. В некоторых случаях эти неперспективные (тупиковые) ветви развития оказались предпосылками и условиями существования "перспективных" линий. Так, растения сыграли решающую роль не только при образовании атмосферного кислорода, но и сами послужили пищей травоядным.

Если принять гипотезу о существовании геологической формы движения материи,то последняя, в свою очередь, выступит как первоначальный синтез, включающий в себя механические, физические и химические взаимодействия. Это отражается в древней категории хаоса, которая интерпретируется не просто как свидетельство неупорядоченности и беспорядка, но как принцип стихийного становления. Тогда доорганическая природа представляет собой слитное, недифференцированное взаимодействие механических, физических и химических процессов, а не их поступательное восхождение. Геологические и географические факторы явились исторической предпосылкой для возникновения жизни на Земле.

Доказательством существования геологической формы движения материи являются исследования, согласно которым землетрясения происходят оттого, что в жесткой оболочке Земли возникают и быстро распространяются гигантские трещины. Земная кора, по мнению шведских ученых, состоит из блок-плит, находящихся в постоянном движении. Наползая друг на друга, они вызывают природные аномалии типа цунами и землетрясений. Швейцария оказалась расположенной на стыке двух плит, африканской и европейской. Африканская плита,

двигаясь со скоростью 6—11 мм в год, является "виновницей" территориальных потерь Швейцарии. "Путешествует" и древний Урал, со скоростью 3 — 5 см в год он приближается к Западной Европе.

Ученые древности объясняли движение земной коры деятельностью поверхностных вод и подземным жаром. Движение земного вещества происходило и под влиянием космических причин, когда в далеком прошлом вслед за рождением Земли ее поверхность сотрясали удары огромных астероидов, а приливы, достигавшие по высоте 1,5 км, разрушали рельеф.

Иногда понятие "геологическая форма движения материи" распространялось и на другие планеты. Подобное допущение демонстрировало универсальность движения, но противоречило термину "гео", который однозначно указывал именно на планету Земля и предполагал наличие на ней необходимых компонентов: воды, кислорода, мягкого температурного режима. Все это в совокупности вряд ли можно отыскать на других планетах.

В связи с новыми данными естествознания разработанная Ф. Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям. Наибольшую известность получила классификация форм движения материи, предложенная Б. Кедровым. Он различал шесть основных форм движения: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным и комплексным.Основные — наиболее широкие формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Ряд авторов подвергают сомнению существование единой физической формы движения материи. Однако с этим вряд ли можно согласиться. Все объекты, объединяемые понятием физического, обладают двумя наиболее общими физическими

свойствами — массой и энергией. Для всего физического мира характерен общий всеохватывающий закон сохранения энергии.

Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплексным формам материи и движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — Галактика— звезды — планеты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела) ;географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро-и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая; геологические процессы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, теплотой. Географические законы обусловлены физическими и химическими условиями и соотношениями верхних оболочек Земли.

Современные ученые говорят о технической, кибернетической, информационной формах движения материи. Эта проблематика во многом полемична. Однако бесспорным представляется то, что дальнейшее изучение объективной реальности повлечет за собой не только детализацию и уточнение имеющихся классификаций, но и появление новых форм движения материи. Ибо каждая из форм реализует собой одну из возможностей глобального и универсального процесса развития.

Тема 26. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - КОРЕННЫЕ УСЛОВИЯ БЫТИЯ

Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании. — Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. — Критика субъективных и априористских трактовок пространства и времени. — О специфике пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. — Объективность пространственно-временного континуума: место и положение, длительность и миг. — Метрические и топологические свойства пространства и времени.—.Эмпирический постулат трехмерности пространства.

Осваивая мир, человек первоначально воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне, на котором телесная материя, движение, пространство и время не отделены друг от.друга. Никто и никогда не воспринимал ни чистого пространства, ни чистого времени, материальные тела также никогда вне пространства и времени не воспринимались. С этими выводами согласится каждый, однако не каждый сможет ответить на вопрос, а что же такое пространство и время, в каком отношении они находятся с другими фундаментальными характеристиками бытия? Этот вопрос действительно труден, ибо сама философия на протяжении более чем двухтысячелетнего периода своего развития искала на него ответ.

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная(от relatio — отношение). Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища движения атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены такой возможности.

Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара, объективно, однородно, бесконечно. Оно вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо с вечностью — это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель отрицает существование пустоты как таковой. Пространство неоднородно и конечно — это система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Отвечая на вопрос: "Что есть время?" — Аристотель рассуждает: как в движении, так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается не чем иным, как последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, "числом движения в связи предыдущего и последующего".

Эти две тенденции в истолковании пространства и времени: либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи — получили развитие в дальнейшем. Более двадцати веков просуществовала первая субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Ньютоново пространство как неподвижное, непрерывное, однородное трехмерное вместилище материи, в сущности, также было и Демокритовым. Время, по Ньютону, — однородная, равномерная, вечная и неизменная "чистая" длительность. В классической механике пространство и время — объективные данности, которые все в себя вмещают и ни от чего не зависят; Ньютон говорил об абсолютном времени, которое "само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью"10.

Представления, аналогичные взглядам Аристотеля на пространство и время, развивались в Новое время Лейбницем и

Декартом. Ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия не существует. Пространство — порядок взаиморасположения тел, время — порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов — это не первичные свойства, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.

Исторически сложилось так, что на протяжении 18 — 19 вв. субстанциональная концепция — концепция абсолютного пространства и времени стала ведущей как в философии, так и в естествознании. По своему существу эта концепция была метафизична, ибо разрывала связь движущейся материи, пространства и времени, так как получалось, что могло существовать "этакое" чистое пространство вне материи или время, абсолютно не связанное с материальными процессами. Тем не менее эти метафизические представления о пространстве и времени как о пустых вместилищах вещей и событий имели под собой определенные эмпирические основания. В области обычного опыта и малых скоростей, в макромире (а макромир есть основная среда обитания человека) не наблюдается прямой связи между пространством, временем и движущимся предметом. Объект может быть удален из определенного места, но от этого пространство не изменится и не исчезнет. Аналогичным образом воспринимается и время, оно безразлично к объектам. Именно поэтому метафизические представления были так живучи, особенно в условиях, когда естествознание еще не подошло к изучению микромира.

Однако против подобных взглядов энергично выступал диалектик Гегель. "Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения". В отношении времени Гегель замечает: "...не во времени все возникает и преходит, а само время

есть это становление, есть возникновение и прехождение"". В своих возражениях Гегель был прав.

Естественнонаучные аргументы, опровергающие метафизические представления о природе пространства и времени, стали складываться лишь к концу 19 в. с возникновением в физике электромагнитной теории. Ее развитие привело к необходимости отбросить представления о пустом пространстве. Первоначально его заменили эфиром, который выполнил роль представителя теперь заполненного всюду, но все же абсолютного и ни от чего не зависимого пространства. А затем и эти представления были преодолены.

Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени, в рамках объективного идеализма Гегеля не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. Для всей субъективно-идеалистическойлинии в философии и пространство и время — способ расположения впечатлений, а следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. Иммануил Кант трактует пространство и время как формы нашей чувственности — формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. От Беркли к Маху идет линия доводов, согласно которым пространство и время — это формы упорядоченных рядов ощущений. Английский махист Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещей. Пространство — порядок или категория восприятия предметов. Время — категория восприятия событий. Русский махист А.А. Богданов считает пространство и время продуктами организующей и гармонизирующей человеческой мысли.

Метафизическая субстанциональная концепция пространства и времени, согласно которой названные атрибуты являются ни от чего не зависящими абсолютами, полностью преодолевается в ходе развития науки на протяжении 19 — 20 вв.

Лобачевский высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. Это отвергало концепцию абсолютного пространства, ибо последнее должно описываться лишь одной геометрией. В специальной теории относительности, основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 г., было установлено, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности, которая была завершена А Эйнштейном в 1916 г., нанесла сокрушительный удар не только субстанциональной концепции пространства и времени, но и субъективистским априористским трактовкамсущности пространства и времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем. Сам Эйнштейн, разъясняя суть своей теории, говорил: "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время".

С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства , времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме.Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материальных тел. Пространство — это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время — форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний.

Поскольку все существующие в мире тела пространственно ограничены именно тремя направлениями и самая плоская из всех форм все же имеет мину, ширину и высоту, то трехмерность нашего пространства является повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. В нашем пространстве мы знаем три перпендикуляра, геометрически изображающих его метрику. Однако,не двигаясь в пространстве, а точнее, на его макроуровне, тело всегда движется (разнообразится) во времени. В этом смысле временем можно назвать расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности. Это расстояние осуществляется в направлении от прошлого к будущему, и если мыслить это направление в пространстве, то оно выступает четвертым измерением пространственно-временного континуума. Из этого следует, что для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Время образует не только временной порядок, но и обусловливает объединенный пространственно-временной порядок и выражает каузальный (причинный) строй Вселенной.

В качестве основных свойств пространства и времени следует выделить бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. В связи с этим следует отметить специфические проявления пространства и временине только в макромире, микро- и мегамире,но и в живой и социально организованной материи. Специально анализируются биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время. Объективность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума, независимо от возможности восприятия или отсутствия таковой. Именно это имел в виду Л. Фейербах, когда считал пространство и время коренными условиями бытия — Wesenbedingung. Последнее не означало, что они предшествовали материальным телам , но лишь подчеркивало, что материя в принципе невозможна вне пространства и времени.

Характеризуя пространство и время, ученые выделяют метрические и топологические ихсвойства. К метрическим свойствам относят количественные характеристики пространства-времени, такие как протяженность и длительность. Протяженность предполагает наличие места и положения.Место есть единство пространственной границы и некоторого объема, охватываемого ею. Положение — это координация одного места по отношению к другим. Место и положение обусловливают пространственную структуру. Таким образом, говоря о пространственной структуре, мы с необходимостью должны характеризовать место и положение.

Основными метрическими характеристиками времени являются длительность и мгновение.Мгновение — это далее не расчленимыый атом длительности, квант длительности. Сама длительность при этом понимается как совокупность мгновений, заключенная в некоторые границы, каковыми являются начальные и конечные мгновения существования того или иного объекта. Длительность — это продолжительность существования, сохранение существования объекта. Длительность может характеризоваться отношениями одновременности — синхронияили последовательности — диахрония.

К топологическим свойствам пространства и времени относят качественные и во многом проблемные их характеристики, как например, непрерывность и связность пространства и времени, порядок и направление времени, размерность пространства и времени. Топологические свойства пространства — это еще и однородность, изотропность (одинаковость протекания процессов в одних и тех же условиях) пространства. Топологические свойства времени — однонаправленность, одномерность, необратимость. Все эти характеристики до сих пор представляют проблему и нуждаются в обосновании.

Трехмерность пространства до сих пор не получила окончательной научно-теоретической аргументации. Объекты, с которыми мы имеем дело в макроскопическом опыте, обладают трехмерной протяженностью — размерностью в трех

измерениях. Любая точка пространства задается с помощью трех чисел. Однако для философов трехмерность пространства остается по существу необъяснимой, она принимается как эмпирический постулат,который ускользает от попыток обоснования. Аристотель, сформулировавший факт трехмерности пространства, пытался его обосновать, используя идеи пифагорейцев. Он заявил, что три измерения являются наиболее совершенными и законченными, именно число 3 обладает такими достоинствами.

Схоласты, опираясь на Пифагора и Аристотеля, объясняли трехмерность соображениями совершенства мира. К линии длины присоединяется ширина, образуется поверхность. Затем присоединяется высота — образуется тело. Далее наглядно представить переход к другим измерениям невозможно. Трехмерность свидетельствует о совершенстве мира.

Критику такого обоснования трехмерности пространства дал Галилей. Одному из действующих лиц его диалогов, выражающему точку зрения самого Галилея, принадлежат слова: "Не вижу необходимости признавать, что число 3 есть число совершенное и что оно наделено способностью сообщать совершенство всему, что обладает троичностью"12.

Кант в докритический период своей деятельности впервые попытался объяснить трехмерность пространства особенностями действующих в природе сил. Он был прав, пытаясь понять трехмерность пространства как физический факт. Однако затем Кант пришел к выводам об априористской природе пространства и времени и представил их формами чувственного созерцания.

Итак, трехмерность пространства — эмпирический постулат. Это не значит, что вывод о трехмерности пространства базируется на нашей интуиции, исходит из стремления удобства, целесообразности, экономии мышления, эстетических предпочтений или убежденности в совершенстве мира. Трехмерность пространства обусловлена материальными взаимодействиями. Пространство, в котором мы живем, — трехмерно. Это не значит, что не может существовать иного, но в том ином пространстве не было

бы ни атомов, ни молекул, ни Солнечной системы. Если бы пространство не было трехмерным, то нарушились бы все действующие физические закономерности; без всякой причины могли бы появляться и исчезать вещи (их причины были бы в иных измерениях); не могли бы существовать атомы, так как электроны бы мгновенно падали на ядра. И весь мир должен был быть иным. В нашем мире считается, что любое событие определяется четырьмя числами: тремя пространственными координатами, фиксирующими местоположение события, и его временным параметром. Таким образом, универсальным свойством объектов материального мира является их принадлежность к 3 + 1 пространственно-временной структуре.

Тема 27. ПОРЯДОК И НАПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Две серии временных понятий: "прошлое — настоящее — будущее"; "раньше — позже". —Динамическая и статическая концепции времени. — Парадокс Аристотеля — Августина. —Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность. — Ограниченность линейной модели времени. — Что такое время? — определения Г. Рейхенбаха. Перцептуальное время и время человеческого существования. — Многообразие типов временных отношений. — Социальное время. — Проблема размерности социального времени.

Проблемой, по которой ведутся дискуссии с древности и по сегодняшний день, является вопрос об объективном характере становления или течения времени. Когда говорят о порядке и направлении времени, обычно подразумевают ход его течения от прошлого через настоящее к будущему. Время предстает как однонаправленный, асимметричный и необратимый процесс. Само слово "время" восходит к древнерусскому "воремя", смыкаясь с индоевропейской основой санскритского "vartman", что значит "колея", "след от колеса".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.