Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация форм бытия В.П. Тугаринова 16 страница



...Состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем... Зигмунд Фрейд

Психическая жизнь окружает и охватывает сознание человека со всех сторон, оставляя ему лишь островки в океане Психеи. Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто ясного сознания, затем минимального сознания, за которым следует уже неосознаваемое. Понятие психического шире сознания. Психическая деятельность человека может находиться в фокусе сознания, иногда она не достигает уровня сознания (досо-знательное, предсознательное состояние, например у новорожденного), или же опускается ниже порога сознания (подсознательное). Сознание не во всяком состоянии человека характеризуется своей максимальной концентрацией и прозрачностью. Рассеяно оно у человека в состоянии сильного опьянения, стресса, отсутствует во сне, в результате гипнотического воздействия, у некоторых категорий душевнобольных.

Т.Лишкевич

Понятием бессознательного охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и неподдающихся контролю72. Бессознательное интерпретируется как действие, совершаемое автоматически, ре-флекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, в состоянии гипноза). В психологической литературе термин "бессознательное" часто употребляется для обозначения особой области психики, сосредоточивающей в себе влечения, стремления и мотивы, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

Бессознательное — глубинный фундамент психики. Оно проявляется в различных и многообразных формах: установка, влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние аффекта и др. Термин "бессознательное" используется для характеристики как индивидуального, так и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками процесса. Ближайший соратник и популяризатор учения 3. Фрейда К. Юнг подробно исследовал образы коллективного бессознательного — "архетипы". Они представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не декларируются как социокультурные нормы, не лежат на поверхности каналов официального общения, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода.

Коллективное бессознательное, понимаемое как передающийся по наследству итог коллективной жизни рода, может служить объяснительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет воспринимать опыт архетипов и откажется выступать как элемент самоорганизующейся системы, в которой идет постоянный энергийный обмен , психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. А это, как утверждает Юнг, ведет к индивидуальным и массовым

психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам. "Деликатное и разумное существо может превратиться в маньяка и дикого зверя"73. Теряя контакт с сознанием, бессознательное утверждает себя косвенным образом. "Прорываясь" в наше сознание, оно захлестывает и парализует рациональные психические структуры социального бытия личности.

Анализируя связь бессознательных архетипов и сознательных компонентов психики, Юнг указывает на две опасности: рост восточнорелигиозных культов, в которых личностное начало оказывается полностью растворенным, и европейская экспансия научно-рационального Я, искажающая сущность психической жизни Юнг предупреждает об опасности игнорирования бессознательного. Бессознательное не просто противоположно сознанию, оно является его модифицирующим противником-партнером. Бессознательное проистекает из самого стихийно-спонтанного жизненного потока, аккумулируя информацию как бы по ту сторону добра и зла, вне социальных предписаний.

На современном этапе развития объявлять бессознательное мистикой, не оказывающей никакого воздействия на жизнедеятельность, безграмотно. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны, Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации люди даже и не подозревают. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, человек не мог бы ни думать, ни действовать. Получилось бы как в известной сказке Оскара Уайльда о сороконожке. Ее спросили, как она ходит? Она задумалась... и перестала ходить. Даже у вполне развитого человека основной запас информации хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные ему воздействия, но не все они становятся фактом сознания.

28* 435

Общая идея бессознательного имеет древнейшую историко-философскую традицию. Она восходит к деймонии Сократа, утверждающего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу как к своего рода совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного в учении Платона связана с тематикой познания как воспоминания. Анамнесис — термин платоновской философии, обозначает состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Платон уверен: человек не искал бы того, что ему неизвестно, если бы предварительно не имел этого бессознательно в своей душе. Идея бессознательного связывается с наличием в душе скрытых, неосознаваемых знаний, о которых сам субъект может и не предполагать.

В различных исторических условиях проблема бессознательного вызывала различное к себе отношение. В 17—18 вв. представления о неосознаваемых формах душевной деятельности выходят за рамки теологии и становятся предметом обсуждения философов. Декарт и Локк с порога отвергают идею "неосознаваемой психики", потому что за пределами сознания и психики может находиться только протяжение и чистая физиология. Это позволяло им избежать многих несообразностей (в самом деле, как же мы знаем, что мы имеем какие-либо представления, если мы не осознаем их?).

Лейбниц в концепции "неощущаемых восприятий", а также Кант, признавая область темных представлений ("dunkler Vorstellungen"), предпочли пойти навстречу логическим трудностям. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций — восприятий. Мы можем опосредованным образом убедиться, считал он, что у нас есть определенное представление, даже если последнее нами не осознается. В "Монадологии" Лейбница учение о бессознательных восприятиях — "малых перцепциях" — использовалось для обоснования

непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов. В силу этой взаимосвязи любая монада — бестелесная субстанция — выступает зеркалом Вселенной.

В середине 19 в. можно вновь оказаться в атмосфере горячих споров, однако во многом отличающихся от тех, в которых Лейбниц и Кант противостояли Декарту и Локку. Наметились два истолкования бессознательного. Согласно первому, бессознательное — сугубо негативное явление, обозначающее работу мозга, утратившего по каким-то причинам качество осознаваемости. Это некая рудиментарная, "выродившаяся психическая деятельность", изучать которую следует лишь физиологически. Согласно второму, бессознательное — это позитивный момент душевной жизни, такая форма отношения к окружающей действительности, которая не может быть реализована на основе психической активности осознаваемого типа. Такую двойственность в подходе к проблеме бессознательного фиксировал немецкий философ-идеалист, физиолог и психолог В. Вундт (1832-1920).

Особое значение в выявление роли и значимости бессознательного имела концепция 3. Фрейда. Он представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Вместе с тем он полагал, что бессознательные влечения могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Фрейд опирался на представление о глубинном бессознательном пласте человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но весьма значимая для сознания.

Центральным понятием фрейдовской концепции является "либидо". В ранних работах Фрейда под "либидо" понимается энергия сексуального влечения. В дальнейшем Фрейд сводит "либидо" к "Эросу" Платона, отождествляя с ним энергию того, что охватывается словом "любовь": половая любовь, любовь к родителям и детям, любовь к людям вообще. У Юнга имеется более

широкое энергетическое толкование понятия "либидо" - как психической энергии, проявляющейся в жизненном процессе. Это поток витально-психической энергии, и все феномены сознательной и бессознательной жизни — суть проявления единой энергии либидо.

При рассмотрении фрейдовской концепции использовалось образное сравнение бессознательного с большой передней, где находились все душевные влечения, страсти и порывы. На пороге между передней и салоном стоял страж, разглядывающий каждое душевное влечение и решающий, пустить ли его из передней в салон, олицетворяющий собой область предсозна-тельного, где имеются память, мышление, привычки разумного Я. Если душевное влечение допускается в салон, оно имеет шанс стать сознательным при условии, если привлечет к себе внимание сознания. За прихожей и салоном располагалась келья — собственно обитель сознания. Этот пространственный топологический образ хорошо иллюстрировал взаимосвязь сознательного и бессознательного.

В работе Фрейда "Я и Оно"74 используется другая аналогия. Психика представляется состоящей из трех слоев Оно — Я — Сверх-Я. Бессознательное Оно (Эго) в своих недрах скрывает копошащиеся древние животные инстинкты, скрытые безотчетные влечения. Это "кипящий котел инстинктов". Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром — оказывает влияние на бессознательное, стремится к удовлетворению его влечений, допускаемых обществом. Сверх-Я — императивы и долженствования социальности, накладывает всевозможного рода запреты на проявление влечений. Я, таким образом, оказывается в тисках со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я". Психическая жизнь человека беспрестанно потрясается конфликтами, защищаясь от них, человек руководствуется двумя принципами. Первый — "принцип удовольствия" когда бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй — "принцип реальности", задающий

ориентиры и характеризующий ход протекания душевных процессов в соответствии с требованиями окружающей среды, накладывающей вето на возможность сиюминутного удовлетворения влечений. Впоследствии Фрейд уточнил область применения этих принципов. Психическая деятельность бессознательного подчиняется "принципу удовольствия", а психическая деятельность предсознательного — "принципу реальности".

Желания человека, вытесненные в бессознательное, в любой момент могут прорваться наружу и стать причиной драмы. Активность неразряженного желания находит "окольные" пути" проникновения в сознание. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вынесен опять в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль), сублимации. Сублимация понимается как энергия замещения социально низменных целей на культурно приемлемые. Сублимация — это процесс переориентации влечений на иную цель, отдаленную от сексуального удовлетворения, или преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую деятельность.

Как же оценить феномен бессознательного? В полемику с Фрейдом и Юнгом вступает врач и философ Эрих Фромм. По Фрейду, бессознательное — в основном то в нас, что дурно, подавлено, — то, что несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего внешнего Я. В системе Юнга бессознательное становится источником откровения, символом того, что на религиозном языке есть сам Бог. Фромм считает, что обе концепции односторонни. Наше бессознательное — это та часть самости, которая исключена из организованного Эго, которую мы отождествляем с нашим Я. Оно содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы должны подходить к бессознательному не как к Богу, которому следует поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения76.

В отечественной науке после скоропалительного увлечения в 20-е гг. проблематикой бессознательного в ее психоаналитическом варианте интерес к ней угас вплоть до 50-х гг. Благодаря Д. Узнадзе в качестве альтернативной модели фрейдовского "бессознательного" была создана "теория неосознаваемой психической установки", согласно которой действия, реакции, поступки и мысли человека всегда зависят от особого психического состояния — готовности к данному процессу. Кардинальной формой бессознательного оказывается установка, связанная с направленностью личности на активность в каком-либо виде деятельности, общей предрасположенностью к деятельности. Установка возникает при встрече двух факторов: потребности и ситуации удовлетворения потребности. Она определяет направление проявлений психики и характер поведения субъекта. Установка обладает сложной структурой, содержит эмоциональные, смысловые и поведенческие аспекты предрасположенности к восприятию или действию в отношении социальных объектов и ситуаций. Д. Узнадзе экспериментально и теоретически доказал, что установка как неосознаваемая психическая деятельность является составным элементом любого акта человеческого поведения. Особенно велика ее роль в творческих процессах и в области межличностного общения.

Абстрактная постановка вопроса о гегемонии одной из форм психической деятельности над другой недопустима. И сознание и бессознательное — это реальные стороны психики, обеспечивающие ее единство. Каждая их этих сторон имеет свои специфические функции. Однако психика человека всегда остается чем-то целостным и единым, в котором вычленение " ведущего" и "ведомого" имеет весьма условный характер.

Контрольные вопросы

1. Какое содержание вкладывали философы в понятие "душа"?

2. В чем суть картезианской и Марксовой традиций в рассмотрении природы сознания?

3. Как определить феномен сознания, каковы основные аспекты его изучения?

4. Загадки антропосоциогенеза, в чем они?

5. Что такое человек?

6. Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"?

7. Следует ли различать сущность и природу человека?

8. Каковы императивы экософии?

9. Как решается психофизическая проблема?

10. Что мы знаем о структуре сознания?

11. Как соотносятся язык и мышление?

12. Какие функции сознания необходимы в жизнедеятельности человека?

13. В чем специфика самосознания, самопознания и саморегуляции?

14. Как понимать природу идеального?

15. В чем суть дискуссии по проблеме идеального?

16. В каких формах проявляет себя бессознательное?

Темы рефератов

1. Что можно сказать о многомерности сознания.

2. Анализ феномена сознания в русской философии.

3. Проблема сознания в творчестве М.К. Мамардашвили.

4. Что обещает поход "внутрь" сознания?

5. Проблема космичности сознания.

6. Предшествовал ли труд сознанию?

7. Свобода и границы человека.

8. Антропоцентризм, антропокосмизм и дезантропоцентризм: проблемы и предпочтения.

9. Есть ли Зазеркалье? (Анализ концепции Н.П. Бехтеревой.)

10. Языки мозга.

11. Проблемы духовного и психофизического совершенства.

12. Что можно сказать о возможности дистантного воздействия на человека?

13. Проблема защиты психосферы личности.

14. Синергизм влияния слова.

15. Гипотеза именного происхождения языка.

16. Основные проблемы философской антропологии.

17. Психоанализ: проблемы и перспективы.

18. Бессознательное и теория установки.

19. Самосознание русской интеллигенции как философская проблема.

20. Проблемы жизни и смерти и пути преодоления кризиса личности на рубеже 19—20 вв.

Вместо заключения (яа заметку преподавателю)

"Из всех видов отупения мозгов в результате образования особенно пагубен для гения догматический метод обучения...", — сказал как-то английский физик и социолог науки, автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества Джон Берналл. К этим словам стоило бы прислушаться. Традиционно принятая и во многом устаревшая вопросно-ответнаямодель учебного процесса представляет ре-петиционно-репродуктивнуюпрактику и не всегда оправдывает себя. Она закрепляет связанную с профессиональной ответственностью активность одного полюса — полюса преподавателя, и инертность, а иногда и молчаливое сопротивление другого полюса — обучающихся. Сетования, морализаторство и увещевания по этому поводу, тем более при общей социально-экономической нестабильности, лишь усугубляют неблагоприятность ситуации. Противостояние и дистанция между полюсами не сокращается. Традиционная вопросно-ответная модель "на входе" выливается в интенсивную, но нередко холостую работу организующего начала, т.е. преподавателя, а "на выходе" проявляется обедненной безынициативностью информацией, не нашедшей своих адресатов. Ди-хотомично истолковывается и причина неэффективности организованного таким способом учебного процесса. Ее видят либо в личной бесталанности руководителя, его неумении "расшевелить" аудиторию, либо в пассивности и инертности обучаемых — этаком балласте, не заслуживающем лестных оценок.

И хотя вопросно-ответная модель долгое время выполняла функции единого общеобязательного стандарта и критерия процесса обучения, она по сути дела представляла собой скорее ритуал, оставленный в наследство доиндустриальной эпохой. Эмпирически он во многом дискредитировал себя, методологически же пороки его до сих пор мало осознаются. В силу

инертности методического мышления многие исследователи бьются не над конструктивной переориентацией концептуально устаревшей, гнетущей обоих участников образовательного процесса системы, а над ее же усовершенствованием, формализуя, ужесточая и далее список норм и требований, предъявляемых преподавателю с одной стороны, и предписаний и регламентации, адресованных студентам, — с другой.

Вместе с тем если мы хотим, чтобы книжное знание стало личным достоянием обучающихся, заполнило резервуары внутреннего опыта и оказало свое положительное влияние на принятие жизненно важных решений, то следует пробудить и инициировать индивидуальную мотивацию и поисковую деятельность. Необходимо сделать так, чтобы наш юный коллега сам загорелся желанием осуществить поисковый процесс, доказать, убедить, а тезис "школа должна учитьмыслить" перестал быть просто лозунгом.

На наш взгляд, требуется новая методика проведения занятий — методика деловой игры, в которой делается акцент на механизм самоорганизации и переносится центр тяжести на самоподготовку, в ядро самого процесса, в данном случае обучающегося коллектива. Именно механизм самоорганизации создает атмосферу так называемой "мозговой атаки", напряженного интеллектуального поиска, позволяющего распредмечивать сложные теоретические вопросы и осмысливать их в контексте жизненных реалий современности. Методика деловой игры дает возможность привить навыки системного мышления и добиться полноты освоения материала; отработать приемы определения ключевых понятий и инициировать личную систему аргументации; четко обозначить ценностно-оценочную метрику мышления обучающего и обеспечить необходимую лингвистическую свободу изложения.

Приложение Методика деловой игры

Методика деловой игры по типу "Творческая лаборатория" реализует выявленную в логико-методологических и психологических исследованиях поэтапную модель принятия решений, предполагающую наличие четырех компонентов — блоков: информационного, селекционно-оценочного, экспертного и специального (итогового) — сокращенно ИСОЭС. Таким образом, в основе предлагаемой методики лежит четырехблоковый алгоритм, закрепляющий четкое разделение ролей и функций. Каждый из блоков ориентирован на удовлетворение конкретной потребности: в информации, в селекции и оценке, экспертном анализе, итоговом обобщении. Их совокупность дополняет обучающую модель до необходимой целостности. Субъект процесса обучения, поэтапно осваивая задачи каждого из блоков, овладевает навыками построения содержания заявленной тематики.

В соответствии с задачами каждого блока студенческая группа делится на четыре звена. Главной целью информационнойподгруппы является предварительное описание ситуации, предельно широкая информация о проблеме (в данном случае о вопросе или теме занятия), основанная не только на "книжном", но и на личностном опыте, собственных предположениях, предвидениях и представлениях, а возможно, и на ошибочных суждениях. В этой предварительной информации снимаются ограничения по отбору материала, чтобы сквозь звучащее слово выступил авторский портрет говорящего. Сохраняются лишь начальные элементы структурирования. Информатору предлагается осознать и огласить цель своего выступления и основные задачи, которые он преследует: зафиксировать определенные идеи и основоположения, отмежеваться от расхожих суждений, раскрыть,

прояснить, и представить на суд слушателю собственные взгляды и выводы. Тропы размышлений различны и инициируются собственными устремлениями выступающего, оказавшегося в блоке информаторов. В качестве формы отчетности предлагается подготовка листа информатора (текст реферата выступления или опорного конспекта).

Задача другой группы — селекционно-оценочной— состоит в селекции и оценке звучащего материала, отборе и установлении верных положений, исключении неверной информации, неточных формулировок. Участники, селекционно-оценочной группы работают по принципу "оппонента": выявить достоинства, сформулировать критические замечания, высказать пожелания. Они готовят пакеты контрольных вопросов по проблеме, в список которых допускаются не только прямые и наводящие вопросы, но и изначально провоцирующие, запутанные, с подвохом, рассчитанные на эрудицию, вопросы поискового характера, предполагающие многоаспектное видение проблемы: этическое, эстетическое, утилитарное, историческое, экономическое. Кроме пакета вопросов формой отчетности каждого участника этой группы являются проблемные карточки. В них предлагается либо проинтерпретировать фрагмент текста оригинала, либо прокомментировать возможные нестандартные ситуации или события с заданными обстоятельствами, по логике "Если бы ..., как по-вашему...". Приветствуются также всевозможные формулировки заданий и задачек. Предположительно такие формы диалога позволяют выявить эвристический потенциал этой группы максимально эффективно.

Третья группа экспертовнаделяется особыми функциями. Им предстоит создать сценарий, выявляющий совокупность ключевых понятий, выясняющий их взаимосвязь и иерархию; классифицировать основные и сопутствующие проблемы, определить доминирующие и детерминирующие блоки и зависимости, отработать систему

аргументации, указать на причинно-следственные отношения, темпоральную (временную) градацию. Сценарий понимается как гипотетическая последовательность, которая отвечает на вопросы: "Как шаг за шагом могла развиваться предлагаемая ситуация или проблема, какие альтернативы решений существуют для каждой стадии, каковы способы проедотвращения или подготовки того или иного эффекта, результата". Сценарий может расширить поле реальных решений. Это как бы маршрут следования, где ключевые понятия означают необходимые на пути остановки, или, используя аналогию из студенческой языковой практики, "лестница подсказок".

Возможны различные режимы работы. Традиционный, веками апробированный метод научения, выражающийся в принципе "Делай, как я!", предполагает детальное следование за предложенным способом подачи материала. "Метод сократической иронии" как бы разрешает движение мышления, сопоставляющего противоположные позиции. В нем содержится пошаговая постановка вопросов, принятие различных вариантов ответов, с последующей их корректировкой, и вновь детализированная и переинтерпретированная постановка вопросов. Так называемое "янусовое мышление" настроено на опровержение предлагаемого и утверждение альтернативного. Возможен подход, где из гнезда центральной проблемы, как бы по аналогии с организмической логикой саморазвития ("как дуб в желуде"), прорастают и оформляются последующие, вытекающие из нее позиции.

Форма отчетности третьей группы — сценарий эксперта — подготовлен с учетом рамочного закона. Участник группы сам выбирает и предлагает различные варианты графо-схем. Однако их внутреннее содержание должно быть четко спроецировано на профессионально проработанный материал.

Итоговая группа специалистовнаделяется интегратив-ной функцией. Здесь требуется зафиксировать определенный

результат, выявить точный и развернутый план ответа и самого занятия. Возможна формулировка альтернативного содержательного подхода по сравнению с тем, который был развернут в ходе рассуждения. Форма отчетности — лист специалиста — посвящен иллюстрации доминирующей идеи, формированию структуры ответа и выявлению кульминационных точек в проблемном содержании предложенной темы. Здесь необходимо очертить траекторию движения мысли по блокам: 1) проблемная постановка вопроса; 2) историко-философский (научный, культурологический) экскурс; 3) теория вопроса; 4) прогнозы, перспективы, тенденции.

Проблемная постановка вопроса

Историко-философский (научный, культурологический) экскурс

Теория вопроса

Прогнозы, перспективы, тенденции

Группа специалистов наделена особыми творческими и управленческими функциями. На это настраивает последний блок: прогнозы, перспективы и тенденций, где необходимо выйти за пределы прозвучавшей и оцененной информации, найти ее личностную значимость и практическую применимость, выявить точки соприкосновения обсуждаемой проблемы с собственной специальностью, принять "рекомендации" методологического, мировоззренческого,

практическо-житейского характера как в сфере повседневности, так и для нужд идеологии, науки и искусства, вычленить нравственный аспект проблемы.

Каждая из подгрупп работает как единый субъект, ориентированный на цель — максимально выполнить задачу своего этапа. Если замолкает предшествующий выступающий, его сменяет следующий. Отведенное для выступления группы время целесообразно использовать с полной отдачей, так как активность участников оценивается по соответствующей шкале баллов и в значительной степени определяет итоговую оценку. В группе выявляется лидер — организатор работы своего звена, который производит первичную прикидку ролей, разбивку на подвопросы. Он ответственен за поиск выходов из возможной проблемной ситуации. В семестровом курсе в роли лидера могут пробовать себя многие студенты, выявляя и практически реализуя свои управленческие навыки. За выступлением каждой из групп следуют вопросы других групп, цель которых развить, уточнить проблему или же вскрыть противоречия, помогающие сформулировать содержательное решение задач собственного этапа.

Деление группы целесообразно производить заранее, однако на каждом из занятий группы меняются ролями. Это позволяет студентам попробовать себя и в качестве информатора, и в роли участника селекционно-оценочной группы, и в роли эксперта или специалиста, соответственно соединив свое участие с заданием, отвечающим данной форме отчетности. При отлаженной методике по типу "Творческая лаборатория" деление на подгруппы с соответствующими функциями можно проводить непосредственно в начале работы, перекраивая сценарий первоначальной подготовки. Такая экстремальная ситуация стимулирует мыслительную деятельность, делает наиболее эффективной "мозговую атаку". Работа третьей и четвертой групп предполагает активное использование доски, на которой участники данных

Т.Лешкевич 449

групп воспроизводят заготовленные ими графо-схемы, повышая тем самым свой рейтинг-балл.

Преподаватель может играть за любую группу или не играть вообще, осуществляя лишь направляющие функции и оставаясь гарантом высокого профессионально-теоретического уровня обсуждения изучаемого материала. Он может либо входить в группу экспертов, разъясняя суть ключевых понятий, либо вместе со специалистами обобщать итоговые положения, подчеркивая значимость тех или иных выводов и установок, необходимость их адекватного понимания и творческого использования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.