Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура национального самосознания



При рассмотрении нации как единства граждан одного государства используют понятие национально-государственное самосознание. Оно включает представления о себе (о территории, культуре, языке, об историческом прошлом своей общности) и представления о других общностях (осознание своих отличий от них).

Компонентом национально-государственного самосознания является национальная психология. Национально-психологическая общность народа складывается под воздействием многих факторов. К основным из них относятся: 1) географические и природно-климатические условия; 2) специфика национального бытия и характер материальной и духовной деятельности; 3) особенности истории народа. Национальная психология воплощается в чертах национального характера и менталитете народа. Национальный характер — отражение своеобразных исторических условий жизни народа, совокупности особенностей духовного облика народа в свойственных его представлениям традиционных формах поведения. Менталитет — это исторически сложившиеся формы восприятия мира тем или иным народом. Ментальность формируется на протяжении нескольких поколений.

Важное место в системе черт национального характера белорусов занимают толерантность (национальная, расовая, конфессиональная и др.)» трудолюбие, ответственность. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. К чертам белорусского национального характера относятся: любовь к родной земле и дому, привязанность к родным местам, стремление к стабильности и равновесию, хозяйственность, бережливость, преданность семье.

Национальное самосознание включает в себя любовь к национальной культуре, родному языку, уважение к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости. Компонентом национального самосознания является приверженность своим традициям. Традиция – это способ существования и воспроизводства элементов культурного наследия, норм поведения, форм сознания и человеческого общения.

Республика Беларусь — полиэтническое государство с титульной этнической группой — белорусы, закрепившее в качестве государственных два языка: белорусский и русский. Конституция Республики Беларусь провозглашает равенство социальных, национальных и других общностей перед законом (статья 14), а также закрепляет гарантии прав каждого гражданина на сохранение своей национальной принадлежности (статья 50).

Национально-государственное самосознание в качестве неотъемлемого компонента включает осознание национальных интересов своего государства.

Национальные интересы занимают центральное место в политике любого государства. Категория «национальный интерес» подробно исследована в политологии и теории международных отношений. Термин «национальные интересы» разработан американским политологом Г.Моргентау. Национальные интересы рассматриваются сквозь призму целей, государственной мощи, угроз и ценностей страны. В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом США Т.Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окончательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Под национальными интересами понимаются официально выраженные и осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. На уровне государственной политики национальные интересы представляют собой существенный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны. Национальные интересы являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы — это осознание и выражение потребностей народа.

Национальные интересы Республики Беларусь включают в себя геополитические, региональные, экономические, военно-политические интересы и приоритеты. Разрабатывая систему национальных приоритетов, Беларусь учитывает главные тенденции современного развития и исходит из следующих императивов: сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, создание демократического государства при соблюдении гарантированных условий для свободной и безопасной жизни каждого его гражданина, обеспечение безопасности страны, учет факторов полиэтничности и поликонфессиональности белорусского народа, многовекторность внешней политики страны с учетом исторически сложившихся приоритетов.

Геополитические интересы нашей страны связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности, проведением многовекторной внешней политики. Беларусь добивается формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира и учитывающей интересы различных государств.

Региональные интересы Беларуси заключаются в обеспечении баланса многостороннего и двустороннего сотрудничества при сохранении национальных интересов страны. Политические и, в первую очередь, экономические интересы требуют активизации взаимодействия нашей страны с государствами других регионов.

Экономические интересы Беларуси, обусловленные глобализацией мировой экономики, связаны с потребностью белорусской экономики интегрироваться в мировой процесс. Успешное решение данной проблемы — залог обеспечения страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, поддержания на должном уровне конкурентоспособности национальной продукции, обеспечения стабильности кредитно-финансовой системы, успешного научно-технического прогресса.

При этом Республика Беларусь принимает во внимание, что нынешний этап глобализации, создавая дополнительные возможности для социально-экономического прогресса и расширения контактов между странами и народами, одновременно усиливает мировые противоречия, предъявляет новые требования к роли государства и функциям государственного управления.

Глобализация — это сложный процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах, это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях (экономике, социальном взаимодействии и т. д.).

Военно-политические интересы белорусского государства заключаются в обеспечении эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны, поддержании военного и экономического потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз и противодействия им.

Беларусь — миролюбивое государство. Принципам европейской и мировой безопасности соответствует безъядерный статус Беларуси. В статье 18 Конституции нашел отражение принцип приверженности Республики Беларусь политике ядерного разоружения и демилитаризации международных отношений: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным».

В современном мире наряду с интеграционными процессами и созданием надгосударственных управленческих структур основными субъектами международных отношений по-прежнему остаются суверенные государства, выстраивающие свою внешнюю политику на системе национальных интересов.

Сохранение значимости национально-государственного самосознания в наше время состоит в необходимости иметь ценностные ориентиры в перенасыщенном информацией мире. Одной из причин является также интенсификация межэтнических контактов (туризм, трудовая миграция, эмигранты, беженцы). В процессе сравнения своей национальной общности с другими нациями индивид самоопределяется как гражданин своей страны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.