Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль государственных институтов в формировании идеологической политики



Государство — основной институт политической системы общества, обладающий аппаратом власти. Власть — это способность государства принимать решения и добиваться проведения их в жизнь. Инструментом власти является государственный аппарат — система государственных органов, которая зависит от формы государства, политического режима. Органами государственной власти в Республике Беларусь являются Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство — Совет Министров, суды, министерства и ведомства. Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственной власти.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) определяет статус и Функции Президента Республики Беларусь (статьи 79—89). Президент — Глава государства, гарант

Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, взаимодействие органов государственной власти.

По Конституции Президент избирается на пять лет народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Порядок выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Основные функции Президента закреплены в статье 84 Конституции. Президент назначает республиканские референдумы, выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства, принимает решение об его отставке. Президент с согласия Совета Республики назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда; назначает ряд высших должностных лиц и освобождает их от должности, в том числе высшее командование Вооруженных Сил. Он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения. Президент имеет право участвовать в работе Парламента, председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь, издавать указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу закона. Он является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.

Президент осуществляет руководство внешней политикой Республики Беларусь. Он ведет переговоры, подписывает международные договоры Республики Беларусь, ратификационные грамоты, назначает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Республики Беларусь решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет помилование. Он награждает государственными наградами Республики Беларусь, присваивает почетные звания, высшие воинские звания.

Конституция Республики Беларусь гарантирует неприкосновенность Президента. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его отставки, неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности или отречения от должности. Конституция Республики Беларусь (статья 88) определяет порядок смещения Президента с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о смещении с должности вступает в силу, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава обеих палат Парламента.

Обширные полномочия Президента Республики Беларусь делают его ключевой фигурой в политической системе белорусского общества. Президенту принадлежит ведущая роль в формировании идеологии белорусского государства.

Большую роль в политической системе общества играет Парламент (Национальное собрание) — представительный и законодательный орган государственной власти в стране. Белорусский Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Палата представителей формируется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. Порядок его формирования сочетает элементы выборности и назначения. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются по восемь человек от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

Парламент Республики Беларусь, как и парламенты большинства стран мира, выполняет следующие основные функции: принятие законов; утверждение государственного бюджета; представительство интересов различных групп населения; участие в формировании органов исполнительной и судебной власти; выполнение контрольной функции; внешнеполитические функции.

Основные функции Парламента закреплены в Конституции Республики Беларусь (глава 4). Так, Палата представителей рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, рассматривает вопросы о доверии Правительству, принимает отставку Президента. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателей и судей Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Он отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях, предусмотренных законом.

Парламент, выполняя представительскую функцию, выступает как форум, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны, ведутся дискуссии. Роль такого открытого собрания весьма важна, так как средства массовой информации доносят вопросы, обсуждаемые в Парламенте, до сведения граждан. Тем самым Парламент влияет на взгляды и убеждения людей и, наоборот, люди затем влияют на своих депутатов. Гласность в работе Парламента и рожденные ею споры ведут к укреплению или утрате народной поддержки. Можно сказать, что следующие выборы начинаются сразу после избрания нового Парламента.

Парламент является единственным институтом политической системы общества, способным публично представлять интересы различных групп общества. Ни одно другое учреждение не является таким представительным. Парламенты влияют на определение правил политической жизни. От работы Парламента во многом зависит, какие идеи, ценности, идеалы, нормы, модели поведения будут господствовать в обществе. Именно парламентаризм является основой представительной демократии, выражением приоритетных общественных ценностей и идеалов. Через функционирование Парламента как законодательного органа страны проявляются и закрепляются идеологические, нравственные, политические подходы в решении важных общественных проблем. В принимаемых законах закрепляются такие идеологические приоритеты белорусского государства, как гуманизм, права и свободы граждан, патриотизм, защита чести и достоинства каждого человека, развитие национальной культуры, повышение благосостояния народа.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он является центральным органом государственного управления. В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Политико-правовые основы деятельности Правительства закреплены в Конституции Республики Беларусь.

Идеологическая деятельность Правительства — это, прежде всего, практическая работа республиканских и местных органов по реализации своих Функций, по выполнению принятых законов и решений. Именно практические действия, направленные на удовлетворение насущных потребностей граждан, формируют благоприятное общественное мнение о работе государственных структур, повышают доверие к власти. Правительство целенаправленно управляет процессами общественного развития, стремится эффективно использовать все ресурсы для роста производства, расширения жизненных возможностей конкретного человека, каждой семьи. Исполнительная власть занимается организацией информационно-пропагандистской работы через средства массовой информации, встречи в трудовых коллективах и т. д. Речь идет о том, чтобы формировать деловые, заинтересованные отношения государственных структур и общества, объединять людей вокруг консолидирующих идей, решать назревшие социальные, экономические проблемы. Важнейшее значение имеет своевременное распространение и оценка социальной информации, ее точность и объективность. Все государственные служащие, независимо от занимаемых постов, должны встречаться с людьми, не уходить от обсуждения острых проблем, учитывать уровень образованности и информированности населения.

Правительство в соответствии с Конституцией Республики Беларусь разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает меры по ее реализации. Одним из важнейших направлений деятельности Правительства является обеспечение прав и свобод граждан, охрана окружающей среды и здоровья, социальное обеспечение, защита интересов государства, национальной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью. Исполнительная власть обеспечивает общее руководство страной.

В Республике Беларусь, где идет модернизация общества, объективно усиливается роль исполнительной власти. Соответственно возрастает и степень ее ответственности за проводимые реформы, за формирование политического сознания общества, развитие национальной идеи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.