Здавалка
Главная | Обратная связь

Приведите классификацию инновационных организаций в зависимости от типа инновационной политики и поясните каждый вид.



В основе классификации инновационных организаций лежат следующие аспекты:

1) профиль их деятельности;

2) уровень специализации;

3) количество стадий жизненного цикла инновации, на которых работает инновационная организация.

Именно на основании данных аспектов выделяют следующие типы инновационных организаций:

1) маркетинговая организация – занимается сегментацией рынка, определением рынка сбыта, рекламой и т. д;

2) НИОКР, исследовательские центры – занимаются научной и экспериментальной деятельностью, разработкой новшеств, их апробацией;

3) проектно-конструкторская организация (конструкторское бюро) – претворяет в действительность конструкторские разработки и осуществляет проектирование идей, проводящая экспериментальные и испытательные работы по созданию образцов изделий по их конкурентоспособности;

4) проектно-технологическая организация – занимается разработкой и изготовлением технологических систем производства изделий с минимизацией расходов ресурсов и уровнем высокого качества изделий;

5) строительно-монтажная организация – осуществляет разработку проектно-сметной документации на объекты капитального строительства в связи с внедрением новых технологий;

6) компания материального обеспечения производства – производит нормирование

и анализ эффективности использования материалов и ресурсов;

7) предприятие (компания, фирма) – организация, занимающаяся освоением производства новой продукции, серийным производством и сбытом готовой продукции;

8) сервисная организация – организация, занимающаяся управлением качества сервиса продукции от изготовителя до ее потребителя;

9) ремонтная организация – организация, занимающаяся по договору с потребителями техническим обслуживанием и ремонтами продукции;

10) научные парки – это специализированные инновационные компании с местом дислокации около значительных научных центров, таких как университеты, институты;

11) корпорация – это союз самостоятельных промышленных фирм и научных учреждений для увеличения эффективности деятельности;

12) финансово-промышленная группа – это организационная структура, которая объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации для повышения конку рентоспособности товаров и услуг;

13) холдинг. Вокруг главного центра собирается несколько компаний, осуществляющих одинаковый вид деятельности.

14) технопарк – компактно расположенный комплекс, основной функцией которого является ускоренное внедрение новшества в материальную сферу;

15) технополис – единая научно-производственная и учебная, а также жилая и культурно-бытовая зона, объединенная вокруг научного центра и обеспечивающая непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований.

Компании по-разному участвуют в инновационных процессах, их деятельность различается по степени активности действий. Оте­чественный ученый Л. Г. Раменский предложил классифицировать предприятия и компании по четырем типам инновационного по­ведения: предприятия-виоленты (виолентное поведение); предприятия-патиенты (патиентное поведение); предприятия-эксплеренты (эксплерентное поведение); предприятия-коммутанты (коммутантное поведение).

Аналогичная классификация предложена швейцарским эконо­мистом X. Фризевинкелем, который проводит аналогию иннова­ционного поведения компаний с поведением в животном мире: виоленты – львы, слоны, бегемоты; патиенты – лисы; эксплеренты – ласточки; коммутанты – мыши [4, с.70].

Виолентное поведение характерно для крупных компаний, об­ладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с пози­ции силы, выделяют много средств на исследования и разработ­ки, маркетинг и сбытовые сети. Компании-виоленты встречаются во всех отраслях, многие из них являются транснациональными. По этапу в динамике своего развития их называют: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты».

«Гордые львы» – компании, для которых характерен самый ди­намичный темп развития с четкой концентрацией на узком, но массовом и перспективном ассортименте продуктов высокого ка­чества и по доступным ценам. Однако потенциал роста сегмента рынка, в котором сформировался «гор­дый лев», рано или поздно заканчивается и он переходит на по­зицию «могучего слона». Примерами такого поведения может служить деятельность крупных туроператоров, таких, как «Глобал», «Тез-тур».

«Могучий слон» характеризуется менее динамичным развитием, но более диверсифицированной структурой. В этом состоянии фирма может существовать долгие годы, ее устойчивость обеспе­чивается большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети. При появлении новинки на рынке «могучие слоны» начинают действовать только тогда, когда успех новинки уже очевиден и, обладая мощным финансовым и произ­водственным потенциалом, оттесняют фирмы-новаторы на вто­рой план и получают максимальную коммерческую выгоду от но­вовведения. В связи с тем, что успешно развиваются лишь отдель­ные направления бизнеса, созидательный момент такой фирмы постепенно снижается и она превращается в «неповоротливого бегемота». Примерами такого поведения может служить деятельность крупных сетей в общественном питании типа «Макдональдс».

«Неповоротливый бегемот» – компания, чрезмерно увлекшая­ся диверсификацией, распылившая свои силы и утратившая ди­намику развития. По различным причинам компания утрачивает возможность получать соразмерную прибыль и иногда становится убыточной. Данную позицию занимал туроператор «Капитал-тур».

Если виоленты – это крупные компании, то патиенты («хит­рые лисы») могут быть малыми, средними и изредка крупными. Стратегия этих компаний заключается в том, что они занимают свою нишу – узкий сегмент рынка, ориентируясь на тех потреби­телей, которым не подходит массовая продукция. Запас конкуприятия-патиенты (патиентное поведение); предприятия-экспле-ренты (эксплерентное поведение); предприятия-коммутанты (коммутантное поведение). Данное поведение характерно для мелких турагенств.

Аналогичная классификация предложена швейцарским эконо­мистом X. Фризевинкелем, который проводит аналогию иннова­ционного поведения компаний с поведением в животном мире: виоленты – львы, слоны, бегемоты; патиенты – лисы; эксплеренты – ласточки; коммутанты – мыши (табл.).

Виолентное поведение характерно для крупных компаний, об­ладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с пози­ции силы, выделяют много средств на исследования и разработ­ки, маркетинг и сбытовые сети. Компании-виоленты встречаются во всех отраслях, многие из них являются транснациональными. По этапу в динамике своего развития их называют: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты».

Главная роль небольших компаний-эксплерентов («ласточки») состоит в создании новых продуктов и технологий и внедрении радикальных нововведений. На первом этапе своей деятельности они нуждаются в финансировании. В последнее десятилетие на­блюдается тенденция оказания все возрастающей финансовой и организационной их поддержки со стороны государственных и коммерческих структур. Для многих компаний-эксплерентов по­иск новаций заканчивается неудачей. Те фирмы, которые добива­ются успешных результатов благодаря высокой потребительной ценности и конкурентоспособности продукта, начинают бурно развиваться. Чтобы выдержать конкуренцию виолентов и удержаться на рынке, эксплерент должен изменить стратегию на специали­зированную (патиентную) либо осуществить масштабные инвес­тиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).

Компании-коммутанты («серые мыши») - мелкие фирмы, приспособленные к условиям местного спроса, они заполняют ниши, по тем или иным причинам не занятые виолентами, пати-ентами или эксплерентами. Удовлетворяя локальные потребности и индивидуальный спрос, они выполняют объединительную роль, связывая экономику в единое целое. Поэтому их назвали комму­тантами. Они способствуют расширению и ускорению инноваци­онного процесса, выполняя двоякую роль: с одной стороны, со­действуют диффузии нововведений, а с другой - их рутинизации. Мелкие фирмы содействуют продвижению нововведений путем имитационной деятельности. Коммутанты получают значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, которая вывела товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем со­здавать новое. Мелкое подражательное производство оказывается эффективнее крупного, обеспечивая качество, практически со­впадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм, но дешевле. Коммутанты наиболее распростра­нены в таких отраслях (швейная, мебельная), где патентное пра­во не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В дру­гих отраслях (фармацевтика, электроника) срок патентной защи­ты существенно короче жизненного цикла товара, что дает воз­можность участвовать в процессе распространения, вполне закон­но копируя лучшие разработки известных фирм. Коммутанты тра­диционного типа сохраняют небольшие размеры. Их расширение вызывает необходимость смены стратегии, вероятнее всего, на патиентную.

Не всегда легко четко определить тип предприятия по его ин­новационному поведению, так как подавляющее большинство крупных компаний используют различные варианты инноваци­онного поведения и инновационных стратегий в зависимости от вида выпускаемой продукции, принимают активное участие в международной интеграции и кооперировании.

Рассмотрим несколько примеров инновационного поведения компаний сферы туризма. В 1990 г. начало свою деятельность малое предприятие «Академсервис», которое занималось студенческими обменами, затем бизнес расширился - фирма стала принимать иностранных туристов. В 1993 г. «Академсервис» занялся направле­нием российских туристов на отдых за границу, выступив в роли новатора - компания предложила выезжать за границу не на эк­скурсии, а для отдыха на пляже. Туристская фирма стала сотруд­ничать с гостиницами на контрактной основе (выкупать гостинич­ные места заранее и оптом), была создана и успешно работала соб­ственная розничная сеть «Академэкспресс». К середине 1990-х гг. фирма добилась бесспорного лидерства на рынке выездного ту­ризма и начала интенсивно развивать смежные с туризмом виды деятельности, что привело к созданию корпорации. В корпорацию вошли: туроператор «Академсервис», сеть его собственных тур­агентств «Академэкспресс», «Интурсофт» (разработка програм­много обеспечения), «МКБ Лтд.» (участие в международных выс­тавках), «Академсервис-телеком» (провайдер, обеспечивающий услуги связи), полиграфическая компания «Академпринт» (печа­тала до 200 тыс. каталогов). В то время, когда на российском турист­ском рынке об этом еще никто не думал, корпорация купила систему бронирования туров, затратив на это 500 тыс. долл. США. Руководители корпорации заявляли, что в течение 7 с имеют воз­можность сделать подтверждение заказа. Были заключены догово­ры о проведении совместного маркетинга с более чем 300 гости­ницами стран СНГ и выпущен справочник Best Eastern Hotels. «Академсервис» имел и собственный учебный центр подготовки кадров. Такая стратегия привела к тому, что в конце 1999 г. корпорация из-за чрезмерной диверсификации потеряла управление. События развивались настолько стремительно, что к середине 2000 г. корпорация перестала существовать, распавшись на отдель­ные компании. Торговую марку корпорации унаследовала успеш­но действующая на рынке фирма «Академсервис ДМС». Сохрани­лось в качестве самостоятельной компании и гостиничное объ­единение Best Eastern Hotels.

Одним из широко внедренных нововведений в туристском биз­несе стала формула «все включено» (all inclusive). Она получила распространение не только на морских, но и на горнолыжных курортах - в стоимость тура включается пропуск на подъемники, услуги инструктора, питание, а также напитки и закуски в тече­ние дня и др. Это позволило Club Med только к 2004 г. преодолеть кризисную ситуацию и получить прибыль в размере 17 млн евро.

Как уже отмечалось, появились специализированные органи­зации, занимающиеся только инновационной деятельностью. Их можно подразделить на венчурные, инжиниринговые и внедрен­ческие фирмы, профитцентры.

Венчурные фирмы - временные организационные структуры, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии (продукты), создаваемые с целью апробации, дора­ботки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций.

Венчурные фирмы создаются на договорной основе и на объе­диненные денежные средства нескольких юридических или физи­ческих лиц (либо тех и других); на вложения и кредиты крупных компаний, банков, частных фондов и государства.

Преимущества венчурного бизнеса - гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменить направле­ние поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи.

Стремление к получению прибыли, давление рынка и конку­ренции, конкретно поставленная задача, жесткие сроки вынуж­дают разработчиков действовать результативно и быстро, интен­сифицируют исследовательский процесс. Однако это не гаранти­рует от неудач.

Для создания венчурного предприятия необходимы коммер­ческая идея (суть нововведения); общественная потребность в но­вовведении; предприниматель, готовый создать венчурную фир­му; рисковый капитал.

Инжиниринговые фирмы представляют собой соединительное звено между научными исследованиями и разработками и произ­водством.

Основные направления их деятельности следующие:

– оценка вероятности значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения;

– техническое прогнозирование инновационной идеи, будущей технологии научно-технической продукции;

– доводка нововведения до промышленной реализации;

– оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;

– пусконаладочные работы.

Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неисполь­зованных патентов владельцами технологий, продвижении на рынок лицензий, доведении изобретений до промышленной кон­диции, производстве небольших партий изделий с последующей продажей лицензий.

Профитцентры способствуют ускорению нововведений. Это временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для ре­шения конкретных научно-технических или производственных задач.

5. Определите понятие эффективность инноваций и перечислите её виды.

Эффект инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих смыслах:

- в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);

- в технологической смысле (рост производительности труда);

- в функциональном смысле (рост эффективности управления);

- в социальном смысле (улучшение качества жизни).

Для оценки общей экономической эффективности инноваций

может использоваться система следующих показателей:

1) интегральный эффект;

2) индекс рентабельности;

3) норма рентабельности;

4) период окупаемости.

1. Интегральный эффект (Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный пе­риод, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат:

где Тр -расчетный год;

Рt -результат в t-й год;

Зt -инновационные затраты в t-я год;

t, -коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект называют также чистым дисконтиро­ванным доходом, чистой приведенной или чистой современной стои­мостью, чистым приведенным эффектом.

2. Индекс рентабельности инноваций (JR). Рассмотренный вы­ше метод дисконтирования -метод соизмерения разновременных затрат и доходов, он помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже же­стко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина воз­можных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющих­ся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс до­ходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой отношение при­веденных доходов к приведенным на эту же дату инновацион­ным расходам. Расчет индекса рентабельности (JR)ведется по фор­муле:

где Дj- доход в периоде j;

Кj -размер инвестиций в инновации в периоде t.

В числителе этого выражения -величина доходов, приве­денных к моменту начала реализации инноваций, а в знамена­теле -величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Другими словами, здесь сравниваются две части потока пла­тежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффек­том. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рен­табельности JR> 1, и наоборот. При JR> 1 инновационный про­ект считается экономически эффективным. В противном случае (JR< 1) -неэффективным.

В условиях жесткого дефицита средств предпочтение должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наибо­лее высок индекс рентабельности.

3. Норма рентабельностир) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

4. Период окупаемости (Т0) является одним из наиболее рас­пространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показате­ля «срок окупаемости капитальных вложений» он также базиру­ется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инве­стируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значитель­ным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупае­мости вложений. Слишком существенно за это время могут из­мениться и конъюнктура рынка, и цены. Такой подход неизмен­но актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых техноло­гий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инно­вационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула для расчета периода окупаемости:

где К -первоначальные инвестиции в инновации; Д -ежегодные денежные доходы.

Оценка эффективности проекта производится на следующих этапах:

- при оценке проекта в целом, где оценивается экономическая эффектив­ность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникнове­ния (собственные или заемные, внутренние или внешние);

- при оценке эффективности использования собственного капитала для финансирования проекта.

Очевидно, что проект, эффективный в целом, но финансируемый за счет дорогостоящих кредитов, не может быть привлекательным для инициатора или потенциального инвестора. Именно этим объясняется наличие двух оце­нок эффективности проекта на предынвестиционной стадии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.