Здавалка
Главная | Обратная связь

Омский Академический Театр Драмы



Театр был основан в 1873 году, когда с разрешения военного губернатора открылась подписка денег на строительство в городе Омске общественного театра. Для этой цели отчасти в городе, большей частью в уездах было собрано около двух тысяч рублей. С такой суммой и начала строительство комиссия, созданная из отставного чиновника Вараксина, городского архитектора Эзета и купца Быкова – арендатора городской рощи. Театр планировали построить в городской роще смежно с вокзалом.

Однако 9 мая 1877 года первое здание театра сгорело, и с октября 1877 года спектакли шли в манеже – казарме на Плац-параде. И, наконец, ещё одно здание было заложено купцом П.К.Сичкаревым в 1898 году на территории бывшей Любиной рощи. Строительство прервалось и было возобновлено только в 1904 году, а завершилось уже в 1905 году. Архитектором стал И.Г.Хворинов, а скульптором-оформителем – В.Ф.Винклер.

С тех пор театр многократно переименовывали и переделывали. После революции он был назван Большой Народный Театр, и назывался так до 1920-го года, а с 1920 до 1921 носил имя Сибирский государственный театр. В 1921-м году последовал роспуск оперной труппы, с которой у режиссера возникли разногласия, а в 1921 г. театр был назван Первым государственным советским.

В настоящий момент театр очень известен: у него богатый репертуар, два раза он получал престижную награду «Золотая Маска» (последний раз в 1999 г.), актерская труппа часто выезжает на гастроли в другие страны. Зрительские места в зале заняты на 95,5% – это лучший результат в нашей стране после самарского театра.

Памятники культурного зодчества являются материальным воплощением духовной жизни народов и несут символику – информационную нагрузку, отражающую мировоззрение эпохи и систему приоритетных ценностей. В памятниках церковного искусства запечатлены культурные традиции, далеко не всегда осознанные и поддерживаемые. Особенно актуально исследование таковых объектов для провинции, где слаба историческая традиция в изучении культурного наследия, связанного с религиозной жизнью.

Храмы являются некими точками, где сфокусированы эстетические переживания людей. В городе представлены православные старообрядческие, католические, лютеранские, мусульманские храмы.

Одинаковая судьба была у культовых зданий всех конфессий – их перестраивали, разрушали или приспосабливали для различных функций, далеких от богослужебных. В Омске из двадцати девяти зданий, семи конфессий, уцелели здания семи церквей, кирхи, сенагоги и молитвенного дома баптистов. Осознание исторической и художественной ценностей сакральных объектов в широких слоях провинциального общества произошло в 1970 году. Культовые здания представлены величественными соборами – Воскресенским, Никольским и Успенским, монументальными тарскими церквями.

В настоящий момент наблюдаются процессы возрождения религиозной жизни и, в связи с этим, восстановление памятников культового зодчества.

Первым храмом Омска была небольшая деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, сооружённая в центре первой Омской крепости, являвшаяся в то же время одной из первых крепостных построек. В 1718 г. для неё семьёй тюменских мастеров были отлиты колокола, а в 1755 г. церковь опоясала деревянная ограда с восьмигранной колокольней на углу. В середине XVIII веков Омской слободе была построена Ильинская церковь. В 1759 г. её перенесли на левый берег и поставили у стен старой крепости, на пригорке около Спасских ворот. В 1768 г. началось сооружение второй Омской крепости, первым каменным сооружением которой явился Военный Воскресенский собор (находился напротив здания гауптвахты). В возведении храма принимали участие талантливые тобольские зодчие - И. и К. Черепановы. Строительство собора было завершено к 1773 г. Храм являлся оригинальным строением, поскольку его основной корпус составлял единое целое с трапезной, он более напоминал здание гражданской архитектуры.

Позднее было принято решение о строительстве нового храма. В инженерном управлении Омского округа был составлен проект собора, и в 1891 г. началось его строительство. 16 июля того же года будущим царём Николаем II был заложен первый камень строящегося храма (ныне здесь размещается Сад Пионеров). Строителем Успенского кафедрального собора был назначен К. А. Лешевич, а в его сооружении принимали участие новгородские мастера. В 1898 г. подняли 9 колоколов и осветили 3 престола.

В 1838-40 гг. для Сибирского Казачьего войска была построена Казачья Никольская церковь, в которой хранилась древняя святыня - знамя Ермака. В 1865 г. в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Крестовоздвиженская церковь. Средства на её воздвижение были пожертвованы омским купцом Г. П. Андреевым; он же являлся и главным руководителем работ.

В 1936 г. было принято решение снести храм. Имущество передавалось общественным организациям, театрам, иконы сжигались. В ноябре 1943 г. общине удалось вернуть церковь. Весной 1944 г. разрешено было пользоваться колоколами во время службы.

Восстанавливаются разрушенные культовые сооружения, строятся новые. Так, в 1994 г. была восстановлена Серафимо-Алексеевская часовня, построенная в 1907 г. на пожертвования омичей. Сегодня Серафимо-Алексеевская часовня стала символом возрождения русской православной культуры.

7 января 2001 года в Рождественский праздничный день открыл свои двери Христо-Рождественский собор. Он расположен в районе высотных новостроек левобережья. Строительство этого храма велось при активном участии Губернатора Омской области Л. К. Полежаева. Градостроительная ситуация позволила возвести крупнейший православный пятикупольный храм «в одной связке» со стройной колокольней высотою 42 м. Удачно выбрано местоположение собора: он хорошо просматривается и с дальних расстояний, а блеск золоченых куполов виден с других концов города.

Весьма примечательная церковь во имя Святого Иоанна Крестителя построена в 2001 г. по заказу Омско-Тарской епархии на средства Л. Косаченко, вдовы известного омского предпринимателя, основателя и генерального директора фирмы «РОСАР» Ивана Никитовича Багнюка.. Облик храма выдержан в традициях русской православной церкви, по образу старинных храмов Киева ХVIII-го века. По воле заказчика здесь должны крестить детей, отсюда и название храма - во имя Святого Иоанна Крестителя [6, с. 22].

Монастыри на Руси всегда были центрами культуры, науки, средоточием духовности страны. Начало истории Ачаирского Крестового женского монастыря восходит к 1905 году, когда Иоанн Кронштадтский освятил место под строительство нового храма у казачьего поселка Ачаир. В 1991 году архиепископ Омский и Тарский Феодосии сообщил о намерении возвести ансамбль Ачаирского Крестового женского монастыря в память о событиях и жертвах того времени. Монастырь строится, меняя ежедневно свой облик. Перед взором каждого, проезжающего по Черлакскому тракту, открывается великолепная картина: золотые купола Успенского собора, влекущие к себе с огромной силой.

Казачий Никольский Собор. В мае 1833 года началось строительство Никольского Собора. 2 июля 1833 года новый план был окончательно утвержден. Соавторы В. П. Стасова неизвестны. Известно только, что среди них не было областного архитектора. Татаринова, который отказался подписать проект и письменно обосновал свой отказ. Собор строился медленно и трудно. Освящен он был в июне 1840 года, хотя в нем была масса недоделок. Два иконостаса не имели икон. Работы в храме продолжались до декабря 1842 года.

В формах Никольского собора наблюдается архитектурный почерк В. П. Стасова. Можно уловить и прототип, на основе которого возник его типовой проект, попавший в Омск в 1831 году. Это церковь Николая Чудотворца в Петербурге, на Фонтанке.

Трудным было строительство Никольского собора. Драматичной стала его судьба после революции. В 1918 году церковь грабили отряды атамана Б. В. Анненкова. Через 10 лет разобрали купол собора, позже - его колокольню. Но стены выстояли, качество кладки выдержало все испытания. После войны здесь приютились кинотеатр «Победа», детская музыкальная школа, административные учреждения. В 1960-е годы собор хотели снести. Спасли его протесты интеллигенции, и, главное, прекрасная акустика.

Само здание бывшего Никольского собора продолжает играть важнейшую градостроительную роль в архитектуре Омска.

Рассвет художественной самодеятельности, рассвет художественных дарований – яркое свидетельство культурного роста омичей, их эстетических запросов, памятники духовной и материальной жизни нашего народа сосредоточены в омских музеях. В Омске пять государственных и более тридцати общественных музеев. В омских музеях хранятся и выставлены для обозрения экспонаты, которые рассказывают о природе Омского Прииртышья, раскрывают историю заселения и освоения края, показывают его героическое прошлое и славное настоящее, демонстрируются материалы о жизни и деятельности наших знаменитых земляков. Широко представлены в экспозициях сокровища русской, советской и зарубежной культуры и искусства.Музей имени М. А. Врубеля. Многие гости Омска, да и омичи, впервые пришедшие в залы Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, восхищаются полотнами великих русских живописцев, дворцовой мебелью, фарфором, стеклом и другие предметы искусства. Собрание музея включает бесценные произведения русского и зарубежного искусства от античности до наших дней. И история музея так же интересна, как и его коллекция.

Уже более 75 лет музей размещается в здании, построенном в середине XIX века, в бывшем генерал-губернаторском дворце. Именно здесь 21 декабря 1924 года была открыта первая картинная галерея, переросшая затем в Музей изобразительных искусств

Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров ХVI-ХIХ вв. Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии.

Русское искусство XVIII - начало XX вв. представлено картинами А. Венецианова, М. Воробьева, И. Айвазовского, А. Боголюбова, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина. Весомым является собрание работ мастеров русского авангарда - П. Кузнецова, А. Лентулова, Н. Гончаровой, М. Ларионова, И. Машкова, А. Явленского, П. Кончаловского, Р. Фалька.

Большой интерес представляет и коллекция декоративно-прикладного искусства, уникальность которой во многом обусловлена наличием золотых изделий скифо-сарматского периода, что является редкостью для музеев Сибири.

Очень часто выставочная деятельность музея разворачивается в залах Врубелевского корпуса.

Музей народного художника России К. П. Белова

В 1985 году Кондратий Петрович обратился к секретарю обкома партии Усинову с просьбой принять в дар свои художественные произведения. Руководители области долго не могли принять решение. Наконец в 1987 году вышло постановление об улучшении эстетического воспитания молодежи Омской области. Последний пункт этого постановления гласил о выделении дома купца Ф. Ф. Штумпфа (ул. Ч. Валиханова, 22) под музей - мастерскую народного художника России К. П. Белова. Этот дом - памятник архитектуры и истории конца XIX - начала XX века - строился по индивидуальному проекту. Его хозяином был Ф. Ф. Штумпф, дом ветшал, разрушался - здание имело 90% износа. Предстояли реставрационно-строительные работы.

Здание, которое является памятником деревянного зодчества начала XX века, стало первым спасенным деревянным зданием. В организации музея приняли участие омские художники, сотрудники Омского музея изобразительных искусств, родственники художника: вдова Белова В., сын Станислав Белов, дочери Вера и Галина. Сегодня мы может любоваться и восхищаться и внутренним убранством дома, которое бережно восстановили омские реставраторы. Здесь разместился музей народного художника России К. П. Белова.

Музей Достоевского.Инициаторами создания Литературного музея в Сибири являются ученый и поэт П. Л. Феоктистов и профессор Г. В. Круссер. Большую работу по сбору экспонатов для Литературного музея проводил известный краевед А. Ф. Палашенков.

Именно он впервые предложил использовать под музей одно из старейших зданий Омска, памятник архитектуры, построенный в 1799 году для комендантов Омской крепости. В июле 1859 года в этом доме, в гостях у последнего коменданта Омской крепости А. Ф. де Граве, побывал Ф. М. Достоевский.

Предложение А. Ф. Палашенкова в 1971 году было поддержано группой видных омских ученых и работников культуры. Началась целенаправленная работа по подготовке экспозиции.

В октябре 1978 года при Омском областном краеведческом музее создается литературный отдел. Первые сотрудники отдела - В. С. Вайнерман, Н. Г. Собянина - занимались комплектованием коллекций, отражающих развитие литературных традиций Сибири и, в частности, в Омской области. Одновременно велась работа по созданию тематико-экспозиционного плана будущего музея, организовывались выставки, велась научная и просветительная работа в Омской области и Омске. 28 января 1983 года Литературный музей имени Ф. М. Достоевского был открыт как филиал Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. В 1991 году музей стал самостоятельным.

Либеров-центр - самый молодой музей Омска открыт в 1994 г. Целью его создания являлось не только формирование художественной коллекции, но и организация в нем студии для одаренных детей.

Деятельность музея связана с творчеством Народного художника России, лауреата Государственной премии им. И. Е. Репина, члена-корреспондента Академии Художеств А. Н. Либерова. В музее формируется мемориальная коллекция художника, которая включает его работы, документы профессиональной и общественной деятельности, работы его учеников. А. Н. Либеров - классик сибирского лирического пейзажа - долгие годы преподавал на художественно-графическом факультете Омского педагогического института, воспитал много учеников.

На экспозиции музея преобладают работы художника, выполненные в 1970-90-е гг. Главная тема - поэтический и утонченный пейзаж Сибири. Эмоциональной выразительности художник добивается благодаря мягким контрастам цвета, композиционному противопоставлению планов, точному распределению пятен света и тени. Любимая техника художника - пастель.

Экспозиция находится в стадии формировании, так как в здании музея завершаются ремонтные работы. Основными формами работы с посетителями являются выставки, в том числе работ учеников А.Н. Либерова и рисунков детей из художественной студии Либеров-центра. Ежегодно организуется от 10 до 15 тематических выставок.

В истории Омского государственного историко-краеведческого музея можно выделить несколько этапов, обусловленных его ведомственной принадлежностью и внутренними структурными преобразованиями.

На первом этапе, в 1878 - 1922 годах, он возник и существовал, как музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ЗСОИРГО). У его истоков стояли такие выдающиеся ученые, как М. В.Певцов, И. Ф. Бабков, И. Я. Словцов, Г. Е. Катанаев, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев.

В 1900 году музей ЗСОИРГО участвовал во Всемирной Парижской выставке, а в 1902 году - в Международной выставке костюмов в Петербурге. В 1911-м он принял самое активное участие в Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке, состоявшейся в Омске [7, с. 98].

Следующий этап в истории музея относится к 1923 - 1980 годам. 23 января 1923 года приказом уполномоченного Наркомпроса по Сибири Западно-Сибирский музей был выведен из структуры ЗСОРГО и передан в ведение Омского ГУБОНО. С этого времени он и является самостоятельным краеведческим музеем. Первое десятилетие музей назывался Западно-Сибирским краевым, а с образованием в 1934 году Омской области, стал именоваться Омским областным краеведческим музеем.

Главным направлением стала экспозиционно-выставочная работа с ярко выраженной идеологической направленностью.

С 1980 года начинается новый этап в истории музея, продолжавшийся до конца 1992 года. В это время в Омской области было создано сомнительное музейное объединение, получившее длинное и трудно произносимое, чиновничье название: Государственный объединенный исторический и литературный музей.

В конце 1984 года было сдано в эксплуатацию новое здание музея.

В начале 1990-х годов наметилась тенденция к выделению из состава объединения некоторых музеев. Так, в конце 1991 - начале 1992 годов самостоятельными стали такие музеи, как: литературный, В.В. Куйбышева и Большереченский краеведческий. В декабре 1992 года постановлением главы администрации Омской области музейная сеть была реорганизована, музейное объединение расформировано, а головной музей преобразован в Омский государственный историко-краеведческий музей.

Таким образом, в 1993 году начался новый этап в истории ОГИК музея. Первые годы продолжалась работа по отделению филиалов. Ежегодно музейные коллекции пополняются на 2,5 - 3 тысячи предметов. Значительный вклад дали экспедиционные сборы. Каждый год 2 - 3 экспедиции выезжают в районы Омской области и сопредельные территории. Широко практикуются однодневные поездки. Как правило, экспедиции ищут этнографические материалы. В результате - за последние годы значительно пополнились коллекции, характеризующие материальную и духовную культуру русских, украинцев, белорусов, сибирских татар. Собрана отсутствовавшая ранее этнографическая коллекция российских немцев. Начат сбор материалов о прибалтийских народах, молдаванах и о других этнических группах.

Сегодня его научный авторитет достаточно высок. В последние годы он являлся одним из организаторов целого ряда научных конференций и семинаров, а сотрудники - постоянными участниками всероссийских и международных конференций и семинаров.

Но, бесспорно, главным итогом этих лет явилась новая версия исторической экспозиции "Омская область 1917 - 1997 гг." и постоянно действующая этнографическая выставка "Азиатская Россия". Неоднократно выставки ОГИК музея экспонировались в музеях других городов: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Славгороде, Сургуте. В 1994 году коллекция представлялась на международной выставке в Женеве.

В 1998 году ОГИК музей отпраздновал свой 120-летний юбилей, который стал заметным событием не только в культурной жизни Омска, но и всего Западно-Сибирского региона. Была подготовлена и проведена Всероссийская научная конференция «Музей и общество на пороге XXI века» и заседание научного совета исторических и краеведческих музеев Министерства культуры РФ на тему «Музеи XXI века и культурное наследие Сибири». К юбилею музея вышли издания: «Известия Омского государственного историко-краеведческого музея» № 6, материалы Всероссийской научной конференции «Музей и общество на пороге XXI века», «1000 знаменательных событий из жизни Омска» (второе издание). К юбилею была открыта выставка «Следы времени», на которой были представлены наиболее интересные экспонаты из всех хранилищ музея, а также подготовлена экспозиция на основе археологических коллекций «Древняя история Омского Прииртышья».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.