Расскажите о сертификации туристских услуг в России.
Сертификация, в том числе и туристских услуг до 1 июля 2003 г. проводилась в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», постановлениями Правительства РФ, нормативными документами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (главным образом Госстандарта России). После введения в действие Федерального закона РФ «О техническом регулировании» ряд нормативно-правовых актов утратил свою силу. Согласно Закону, если в отношении продукции, процессов, работ и услуг, к которым не установлены требования в технических регламентах, подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, то туристские услуги, в соответствии данным законом, относятся к тем объектам технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. В данном законе сертификации посвящены статьи 2, 3, 18, 19, 20, 21, 30. В статье 2 дано определение сертификации и используются основные понятия, такие как сертификат соответствия и системы сертификации. Сертификат соответствия определяется как документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, а система сертификации как совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Статья 3 устанавливает принципы технического регулирования. Эти принципы заключаются в следующем: – применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; – соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; – независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; – единая система и правила аккредитации; – единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; – единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; – недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; – недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; – недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; – недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. В статье 18 «Цели подтверждения соответствия» говорится том, что подтверждение соответствия осуществляется в целях: – удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; – содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; – повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; – создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. В пункте 1 статьи 19 установлены принципы подтверждения соответствия, к числу которых относятся: – доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; – недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; – установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; – уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; – недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; – защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; – недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. В статье 20 указываются формы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления необходимых документов, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием, системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, со держащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|