Семинар № 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.
Планы семинарских занятий
Темы (14 часов - 7 семинаров)
1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.
2. Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) на основе классической стратегии мышления.
3. Пространство и время. СТО. Проблема гравитации ОТО.
4. Промежуточная аттестационная работа. ЕНКМ на основе неклассической стратегии мышления.
5. Тепловые и квантовые состояния.
6. Самоорганизация. Эволюция Вселенной
7. Итоговая письменная работа
Вопросы к семинарам
Семинар № 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.
- Перечислите и сделайте сравнительный анализ различных форм познавательной деятельности человека.
- Каково значение естествознания в современной культуре?
- Что такое картина мира. Какого уровня общности бывают картины мира?
- Перечислите особенности научного метода познания.
5. Опишите на конкретных примерах гипотетико-дедуктивный метод познания как движение от эмпирического факта к гипотезе, затем к выводу следствий и их экспериментальной проверке.
- Поясните на конкретных примерах определения различных форм эмпирического уровня познания.
- Поясните на конкретных примерах определения различных форм теоретического уровня познания.
- Предмет изучения естественных наук. Что общего между физикой, химией, биологией, астрономией, геологией с точки зрения методов исследования?
- Что такое феноменологическая, частная и фундаментальная теории? В чем состоит различие между феноменологическими и фундаментальными теориями? Приведите примеры таких типов теорий из естествознания.
- Что такое модель объекта, модель явления? Чем модель отличается от своего прообраза? Приведите известные вам примеры моделей. Что является прообразом модели?
- Назовите типы моделей. Приведите примеры. Как соотносятся количество объектов и количество моделей для их описания?
- Что понимают под эвристичностью модели? Почему это свойство модели важно для научного познания? Приведите примеры эвристичности модели в естественных науках.
- Объясните, что понимают под онтологизацией моделей. Существуют ли атом, молекула, электрон в том виде, в каком они моделируются в различных естественнонаучных теориях? Являются ли изображения ядер атомов, атомов и молекул в учебной и научно-популярной литературе отражением их истинного облика? Ответ поясните.
- Сформулируйте суть фейнманова подхода к изучению природы. Приведите примеры выбора объекта, формулировки исследовательской задачи и перечислите, что будет являться окружением объекта в каждом случае.
- Какое место в модели Фейнмана может занимать сам исследователь? Приведите примеры, иллюстрирующие роль исследователя в изучении объекта.
- Что такое принцип редукции? Можно ли получить полную информацию об объекте, изучая по отдельности его составляющие? Поясните свой ответ примерами.
- Приведите определение понятия системы и назовите основные свойства систем. Что такое аддитивные свойства, эмерджентные свойства, мультипликативные свойства? Приведите примеры.
- Сформулируйте смысл понятия целостности. Объясните, что понимают под целостностью природы? Что такое холизм? Приведите примеры реализации идеи целостности в естественных науках.
- Что понимают под идеей дополнительности? Приведите примеры реализации идеи дополнительности в моделировании природных и социальных объектов.
- В чем суть идеи причинно-следственных связей в естествознании? Приведите примеры ее проявления на конкретных примерах. Какими бывают причинно-следственные связи? Приведите примеры однозначных и многозначных причинно-следственных отношений.
- Что понимают под функциональной зависимостью? Приведите примеры функционально зависимых физических величин.
- Что такое статистическая корреляция? О корреляции каких величин в естествознании можно говорить? Приведите примеры с пояснениями.
- В чем состоит отличие корреляции и функциональной зависимости? Приведите примеры корреляции и функциональной зависимости, иллюстрирующие эти отличия.
- Сформулируйте суть идеи экспериментальной достоверности. О чьей достоверности идет речь? Приведите примеры, иллюстрирующие важность этой идеи в естественных науках.
- Каков смысл измерения? Какие измерения различают? Приведите примеры.
- Что такое эталон? Эталоны каких величин вам известны? Приведите примеры.
- Поясните на примерах, в чем состоит проблема интерпретации результатов эксперимента. Что такое «теоретическая нагруженность» фактов?
- Каким образом можно увеличить точность измерения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
- Какие представления о пространстве и времени существовали в Античности и в Средние века?
- Что такое система отсчета? Приведите определение и примеры выбора различных систем отсчета.
- Назовите и поясните известные вам свойства пространства и времени.
- В чем суть реляционной и субстанциональной концепций пространства-времени? Какая из них принята в научном сообществе в настоящее время?
- Чем отличается катастрофа (революция) от эволюционных изменений? Эволюция – это позитивное или негативное развитие?
- Что такое коэволюция? Поясните свой ответ примерами.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.