Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар № 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.



Планы семинарских занятий

Темы (14 часов - 7 семинаров)

1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.

2. Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) на основе классической стратегии мышления.

3. Пространство и время. СТО. Проблема гравитации ОТО.

4. Промежуточная аттестационная работа. ЕНКМ на основе неклассической стратегии мышления.

5. Тепловые и квантовые состояния.

6. Самоорганизация. Эволюция Вселенной

7. Итоговая письменная работа

Вопросы к семинарам

Семинар № 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.

  1. Перечислите и сделайте сравнительный анализ различных форм познавательной деятельности человека.
  2. Каково значение естествознания в современной культуре?
  3. Что такое картина мира. Какого уровня общности бывают картины мира?
  4. Перечислите особенности научного метода познания.

5. Опишите на конкретных примерах гипотетико-дедуктивный метод познания как движение от эмпирического факта к гипотезе, затем к выводу следствий и их экспериментальной проверке.

  1. Поясните на конкретных примерах определения различных форм эмпирического уровня познания.
  2. Поясните на конкретных примерах определения различных форм теоретического уровня познания.
  3. Предмет изучения естественных наук. Что общего между физикой, химией, биологией, астрономией, геологией с точки зрения методов исследования?
  4. Что такое феноменологическая, частная и фундаментальная теории? В чем состоит различие между феноменологическими и фундаментальными теориями? Приведите примеры таких типов теорий из естествознания.
  5. Что такое модель объекта, модель явления? Чем модель отличается от своего прообраза? Приведите известные вам примеры моделей. Что является прообразом модели?
  6. Назовите типы моделей. Приведите примеры. Как соотносятся количество объектов и количество моделей для их описания?
  7. Что понимают под эвристичностью модели? Почему это свойство модели важно для научного познания? Приведите примеры эвристичности модели в естественных науках.
  8. Объясните, что понимают под онтологизацией моделей. Существуют ли атом, молекула, электрон в том виде, в каком они моделируются в различных естественнонаучных теориях? Являются ли изображения ядер атомов, атомов и молекул в учебной и научно-популярной литературе отражением их истинного облика? Ответ поясните.
  9. Сформулируйте суть фейнманова подхода к изучению природы. Приведите примеры выбора объекта, формулировки исследовательской задачи и перечислите, что будет являться окружением объекта в каждом случае.

 

  1. Какое место в модели Фейнмана может занимать сам исследователь? Приведите примеры, иллюстрирующие роль исследователя в изучении объекта.
  2. Что такое принцип редукции? Можно ли получить полную информацию об объекте, изучая по отдельности его составляющие? Поясните свой ответ примерами.
  3. Приведите определение понятия системы и назовите основные свойства систем. Что такое аддитивные свойства, эмерджентные свойства, мультипликативные свойства? Приведите примеры.
  4. Сформулируйте смысл понятия целостности. Объясните, что понимают под целостностью природы? Что такое холизм? Приведите примеры реализации идеи целостности в естественных науках.
  5. Что понимают под идеей дополнительности? Приведите примеры реализации идеи дополнительности в моделировании природных и социальных объектов.
  6. В чем суть идеи причинно-следственных связей в естествознании? Приведите примеры ее проявления на конкретных примерах. Какими бывают причинно-следственные связи? Приведите примеры однозначных и многозначных причинно-следственных отношений.
  7. Что понимают под функциональной зависимостью? Приведите примеры функционально зависимых физических величин.
  8. Что такое статистическая корреляция? О корреляции каких величин в естествознании можно говорить? Приведите примеры с пояснениями.
  9. В чем состоит отличие корреляции и функциональной зависимости? Приведите примеры корреляции и функциональной зависимости, иллюстрирующие эти отличия.
  10. Сформулируйте суть идеи экспериментальной достоверности. О чьей достоверности идет речь? Приведите примеры, иллюстрирующие важность этой идеи в естественных науках.
  11. Каков смысл измерения? Какие измерения различают? Приведите примеры.
  12. Что такое эталон? Эталоны каких величин вам известны? Приведите примеры.
  13. Поясните на примерах, в чем состоит проблема интерпретации результатов эксперимента. Что такое «теоретическая нагруженность» фактов?
  14. Каким образом можно увеличить точность измерения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
  15. Какие представления о пространстве и времени существовали в Античности и в Средние века?
  16. Что такое система отсчета? Приведите определение и примеры выбора различных систем отсчета.
  17. Назовите и поясните известные вам свойства пространства и времени.
  18. В чем суть реляционной и субстанциональной концепций пространства-времени? Какая из них принята в научном сообществе в настоящее время?
  19. Чем отличается катастрофа (революция) от эволюционных изменений? Эволюция – это позитивное или негативное развитие?
  20. Что такое коэволюция? Поясните свой ответ примерами.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.