Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.



1. Эмпирический уровень познания:

· Уровень познания, связанный с непосредственным чувственным взаимодействием исследователя и объекта науки.

· Уровень познания, связанный с непосредственным применением на практике результатов, полученных на основе теоретического познания.

· Уровень познания, не опирающийся на непосредственное взаимодействие с объектом исследования, но учитывающий индивидуальные особенности объекта исследования.

· Уровень познания, связанный с оперированием идеальными объектами.

2. На каком уровне познания используются такие научные методы как наблюдение, эксперимент, измерение:

· Эмпирическом

· Теоретическом

· Рациональном

· Обыденном.

3. Укажите утверждение, не являющееся описанием особенностей теоретического уровня познания:

· На данном уровне познания отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами.

· Объект на данном уровне научного познания может изучаться только в мысленном эксперименте.

· Этот уровень познания направлен на формирование законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда.

· Результатами данного вида познания становятся научный факт, представления, феноменологические законы.

4. Укажите две главные особенности научного знания:

· объективность;

· зависимость от личности исследователя;

· системность;

· историческая обусловленность.

5. Достоверность, точность, прогностичность - свойства:

· религиозного знания

· научного знания

· мифологического построения

· философского обобщения.

6. Выберите две ситуации, описывающие использование научного эксперимента как метода эмпирического уровня познания:

· Изучение процесса и результатов столкновения пучков элементарных частиц в ускорителе.

· Исследование рентгеновского излучения, полученного от пары «нормальная звезда – черная дыра».

· Исследование взаимодействия вирусов, внедренных во внутриклеточное пространство, с веществом клетки.

· Изучение соотношения численности различных видов живых организмов в определенном биогеоценозе.

7. Укажите два отличия научного наблюдения от наблюдения на обыденном уровне:

· целенаправленность,

· планомерность,

· долговременность

· инструментальная оснащенность.

8. С современных позиций любой измерительный прибор (при правильном его использовании) дает информацию:

· о состоянии самого прибора на момент измерения;

· о состояния исследуемого тела на момент измерения;

· о состоянии прибора, совпадающим на данный момент с состоянием исследуемого тела.

· о случайном положении индикатора (стрелки) прибора, не имеющего отношения ни к состоянию прибора, ни к состоянию исследуемого тела.

9. Измерение как научный метод – это:

· процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура качественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура количественного сравнения всех характеристик объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами любого другого тела.

10. Укажите соответствие между общенаучным методом и его определением:

  разделение объекта мысленно или реально на составные части
дедукция соединение воедино составных частей изучаемого объекта
индукция мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей
анализ Движение мышления от общего к частному
синтез движение мышления от частного к общему

11. Абстрагирования – это:

· мысленное отвлечение от несущественных признаков, свойств изучаемых объектов

· мысленное включение всех свойств, признаков при моделировании изучаемых объектов

· реальное изображение изучаемых объектов

12. Укажите два утверждения, связанные с реализацией принципа соответствия:

· При движении тел со скоростями много меньше скорости света релятивистский закон преобразования скоростей преобразуется в уравнения, полученные Галилеем.

· Значение кинетической энергии свободной частицы, вычисленное на основе классической механики, идентично значению, полученному на основе квантовой механики.

· Движение электромагнитных волн описывается уравнениями аналогичными уравнениям, описывающим движение механических волн.

· Теория Коперника описывала движение планет с такой же предсказательной точностью, что и предшествующая ей теория Птолемея.

13. Любая научная теория имеет границы применимости, так как:

· Абсолютное знание невозможно, человек не может познать мир во всем его многообразии.

· Каждая конкретная теория описывает законы определенной области Вселенной и не применима в других ее областях, так как там действуют другие законы.

· Каждая конкретная теория описывает свойства определенных идеальных объектов, свойства которых накладывают ограничения на возможность применения этой теории к идеальным объектам с другим набором свойств.

14. Определение естествознания как отдельной научной дисциплины:

· система естественнонаучных знаний о природе как целостном объекте

· совокупность всех естественных наук.

· система самых общих естественнонаучных и гуманитарных представлений о природе

· система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире.

15. Укажите правильное определение математики:

· наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

· наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

· наука о взаимоотношениях животного с окружающей средой

· наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.

16. Укажите правильное определение астрономии:

· наука, объясняющая всё, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов.

· комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых.

· наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом.

· наука об основных принципах организации и функционировании различных надорганизменных систем.

17. Укажите правильное определение географии как естественнонаучной дисциплины:

· наука о природе в самом общем смысле.

· единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении ее пространственно-временных закономерностей.

· раздел биологии, который изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания, затрагивая лишь ту их сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

· наука, в которой классифицируются и описываются живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

18. Химия – это:

· учение об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств,— именно тех, которые в качестве аксиом положены в основание теории.

· наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.

· наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются.

· Изучение физического строения небесных тел, т.е. исследование химического состава и физических условий (плотности, температуры и т.п.) на поверхности и в недрах небесных тел.

19.Физика - это:

· наука, предоставляющая возможность исчисления моделей, приводимых к стандартному (каноническому) виду.

· наука, изучающая вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.

· одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

· наука о свойствах, составе и качественном превращении различных веществ.

20. Биология – это наука:

· обо всех аспектах жизни, в частности, структуре, функционировании, росте, происхождении, эволюции и распределении живых организмов на Земле;

· о наиболее общих свойствах Вселенной;

· о происхождении и развитии, т.е. возможной дальнейшей судьбе отдельных небесных тел и их систем;

· о природе как едином целом, или система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое.

21. Экология – это:

· законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях.

· наука о жизни (живой природе),

· наука о нахождении решений аналитических моделей средствами формальных преобразований

· комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом

22. Укажите два суждения, характеризующих значение естествознания в культуре определяется:

· его ролью в формировании нового облика планеты, более приспособленного к потребностям человеческой цивилизации;

· его ролью в накоплении системы знаний о мире, его техническими и технологическими приложениями;

· его ролью в формировании единой картины мира и значением в формировании методов мышления;

· его ролью в создании единого мирового пространства и влиянием на геополитику.

23. В отличие от других форм познания естественнонаучные методы познания достигают:

· отражения действительности на уровне восприятия, основанном на иррациональном наглядно-действенном мышлении;

· отражения действительности на уровне ощущения, основанном на нерациональном наглядно-понятийном мышлении;

· отражения действительности на уровне осмысления, основанном на рациональном понятийном мышлении;

· отражения действительности на уровне осмысления, основанном на пострациональном наглядно-понятийном мышлении;

24. В отличие от других форм познания, в научной деятельности:

· познающий человек находится внутри познавательного процесса и является его неотъемлемым и обязательным участником, чьи индивидуальные личностные особенности определяют итоговую, складывающуюся в процессе познания, картину мира;

· познающий человек создает условия, способствующие максимально возможному исключению его из исследуемых процессов для выработки независимых от человеческой личности и его индивидуальных особенностей объективных результатов познавательной деятельности;

· отсутствуют строгие логические построения и превалирует опора на эмоциональное воздействие на подсознательное сферы человеческой психики;

· важную роль играют теоретические методы и подходы, рассуждения построены на законах логики. Процесс познания – это сложный путь формирования понятий и связей между ними.

25. Найдите одно неправильное утверждение. Отличие естественнонаучного объяснения от мифологического и религиозного в том, что оно:

· не содержит чувственно-образных и символических представлений, составляющих систему рациональных и иррациональных элементов.

· не основывается на вере в сверхъестественные, иррациональные сущности.

· не опирается на традиционные представления о мире, свойственные данному типу цивилизации;

· не считает необходимым подвергать экспериментальной проверке результаты, полученные на основе теоретических методов в фундаментальных разделах естествознания.

26. Укажите два верных утверждения. Особенностями научного метода, в отличие от художественного отражения действительности, являются:

· Использование эмпирико-рациональных методов получения знаний и существование специальных правил рассуждения, обобщений и выводов.

· Использование художественно-практических методов получения знаний и нестрогое следование специальным правилам рассуждения, обобщений и выводов.

· Поиск наиболее общих количественно формулируемых законов природы, которые можно выразить специально созданным языком символов.

· Поиск наиболее общих качественно формулируемых законов природы, которые можно выразить специально созданным языком образов.

27. Для одного и того же объекта:

· можно задать только одну единственную модель, отражающую его истинную сущность

· невозможно создать одну единственную модель, отражающую его истинную сущность

· необходимо вводить несколько моделей, позволяющих выявить особенности свойств и поведения объекта в зависимости от выбора окружения.

· Количество моделей, его описывающих, может быть неограниченно большим.

28. Модель – это обобщенный образ объекта, который содержит:

· Все стороны данного объекта;

· Некоторые особенности данного объекта;

· Существенные свойства моделируемого объекта

29. Инструментом для компьютерного моделирования является:

· Сканер

· Процессор

· Принтер

· Монитор

· ________________

30. Онтологизация модели – это:

· Создание материальной модели некоторого природного объекта.

· Отождествление природного объекта с его теоретической моделью

· Реализация особенностей модельных объектов в реальных конструкциях.

31. Фейнманов подход к изучанию природы предполагает:

  • Возможность изучения всей совокупности свойств объекта без учета влияния его окружения
  • Учет совместного сосуществования системы «объект-окружение» при моделировании и описании свойств объекта.
  • Невозможность познания сущностных свойств объекта из-за непрерывного воздействия его окружения
  • Искажение свойств объекта под влиянием воздействия его окружения.

32. Найдите в приведенном ниже списке особенности, не отражающие суть идеи единства объекта и его окружения:

· Возможность обратных связей в системе «объект-окружение»

· Возможность введения понятия изолированной системы за счет расширения системы

· Возможность независимого существования объекта и его окружения

· Наличие коэволюции объекта и окружения

· Наличие свойств объекта, проявляющиеся под влиянием окружения.

33. Принцип целостности – это:

· Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают образ объекта

· Обладание объектом качественно иными свойствами, которых нет у отдельных его элементов.

· Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин

· Нерасторжимое внутреннее единство объекта, в котором каждая часть проникает во все остальные и живет с ними одной жизнью.

34. Укажите примеры, иллюстрирующие принцип целостности: _______________________________________________________________________

35. Сосуществование взаимоисключающих свойств объекта в одной модели – это идея:

· Дополнительности

· Корреляции

· Целостности

· Экспериментальной достоверности.

36. Идея дополнительности означает:

· Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают исчерпывающий образ объекта

· Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только по отдельности создают исчерпывающий образ объекта

· Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают ограниченный образ объекта

37. Укажите примеры, иллюстрирующие принцип дополнительности: ________________________________________________________________________

38. Что такое корреляция? Это:

· Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин

· Единый целостный организм, в котором все взаимосвязано.

· Отождествление результата научного знания о природе с самой природой.

· Фон для событий, происходящих с объектом.

39. Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин – это:

· Идея модельности знания

· Идея дополнительности

· Корреляция

· Статистика

40. Корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной, называется:

· Положительной

· Умеренной

· Отрицательной

· Автокорреляцией

41. Качественное развитие системы, однозначно связанное с однонаправленностью времени-возраста – это:

· Катастрофа

· Эволюция

· Прогресс

· Регресс

42. С современных позиций любой измерительный прибор (при правильном его использовании) дает информацию:

  • о состоянии самого прибора на момент измерения;
  • о состояния исследуемого тела на момент измерения;
  • о состоянии прибора, совпадающем на данный момент с состоянием исследуемого тела.
  • о случайном положении индикатора (стрелки) прибора, не имеющего отношения ни к состоянию прибора, ни к состоянию исследуемого тела.

43. Измерение как научный метод – это:

· процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура качественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура количественного сравнения всех характеристик объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела.

· процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами любого другого тела.

44. Смысл субстанциальной концепции пространства и времени заключается в том, что:

· пространство и время – не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов;

· пространство и время не существуют в реальности, но вводятся для описания объективной реальности;

· пространство и время – абсолютные системы отсчета, существующие независимо от наличия в них материальных объектов;

· пространственные и временные характеристики зависят от движущихся относительно друг друга материальных систем.

45. Наличие органичной связи между свойствами пространства и времени, образующих пространственно-временной континуум, как форму существования материальных объектов – это:

· субстанциальная концепция пространства и времени;

· реляционная концепция пространства и времени;

· динамическая концепция пространства и времени;

· статическая концепция пространства и времени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.