Семинар 1. Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Модель Фейнмана. Глобальные идеи естествознания.
1. Эмпирический уровень познания: · Уровень познания, связанный с непосредственным чувственным взаимодействием исследователя и объекта науки. · Уровень познания, связанный с непосредственным применением на практике результатов, полученных на основе теоретического познания. · Уровень познания, не опирающийся на непосредственное взаимодействие с объектом исследования, но учитывающий индивидуальные особенности объекта исследования. · Уровень познания, связанный с оперированием идеальными объектами. 2. На каком уровне познания используются такие научные методы как наблюдение, эксперимент, измерение: · Эмпирическом · Теоретическом · Рациональном · Обыденном. 3. Укажите утверждение, не являющееся описанием особенностей теоретического уровня познания: · На данном уровне познания отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. · Объект на данном уровне научного познания может изучаться только в мысленном эксперименте. · Этот уровень познания направлен на формирование законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда. · Результатами данного вида познания становятся научный факт, представления, феноменологические законы. 4. Укажите две главные особенности научного знания: · объективность; · зависимость от личности исследователя; · системность; · историческая обусловленность. 5. Достоверность, точность, прогностичность - свойства: · религиозного знания · научного знания · мифологического построения · философского обобщения. 6. Выберите две ситуации, описывающие использование научного эксперимента как метода эмпирического уровня познания: · Изучение процесса и результатов столкновения пучков элементарных частиц в ускорителе. · Исследование рентгеновского излучения, полученного от пары «нормальная звезда – черная дыра». · Исследование взаимодействия вирусов, внедренных во внутриклеточное пространство, с веществом клетки. · Изучение соотношения численности различных видов живых организмов в определенном биогеоценозе. 7. Укажите два отличия научного наблюдения от наблюдения на обыденном уровне: · целенаправленность, · планомерность, · долговременность · инструментальная оснащенность. 8. С современных позиций любой измерительный прибор (при правильном его использовании) дает информацию: · о состоянии самого прибора на момент измерения; · о состояния исследуемого тела на момент измерения; · о состоянии прибора, совпадающим на данный момент с состоянием исследуемого тела. · о случайном положении индикатора (стрелки) прибора, не имеющего отношения ни к состоянию прибора, ни к состоянию исследуемого тела. 9. Измерение как научный метод – это: · процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура качественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура количественного сравнения всех характеристик объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами любого другого тела. 10. Укажите соответствие между общенаучным методом и его определением:
11. Абстрагирования – это: · мысленное отвлечение от несущественных признаков, свойств изучаемых объектов · мысленное включение всех свойств, признаков при моделировании изучаемых объектов · реальное изображение изучаемых объектов 12. Укажите два утверждения, связанные с реализацией принципа соответствия: · При движении тел со скоростями много меньше скорости света релятивистский закон преобразования скоростей преобразуется в уравнения, полученные Галилеем. · Значение кинетической энергии свободной частицы, вычисленное на основе классической механики, идентично значению, полученному на основе квантовой механики. · Движение электромагнитных волн описывается уравнениями аналогичными уравнениям, описывающим движение механических волн. · Теория Коперника описывала движение планет с такой же предсказательной точностью, что и предшествующая ей теория Птолемея. 13. Любая научная теория имеет границы применимости, так как: · Абсолютное знание невозможно, человек не может познать мир во всем его многообразии. · Каждая конкретная теория описывает законы определенной области Вселенной и не применима в других ее областях, так как там действуют другие законы. · Каждая конкретная теория описывает свойства определенных идеальных объектов, свойства которых накладывают ограничения на возможность применения этой теории к идеальным объектам с другим набором свойств. 14. Определение естествознания как отдельной научной дисциплины: · система естественнонаучных знаний о природе как целостном объекте · совокупность всех естественных наук. · система самых общих естественнонаучных и гуманитарных представлений о природе · система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. 15. Укажите правильное определение математики: · наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. · наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. · наука о взаимоотношениях животного с окружающей средой · наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. 16. Укажите правильное определение астрономии: · наука, объясняющая всё, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов. · комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. · наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом. · наука об основных принципах организации и функционировании различных надорганизменных систем. 17. Укажите правильное определение географии как естественнонаучной дисциплины: · наука о природе в самом общем смысле. · единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении ее пространственно-временных закономерностей. · раздел биологии, который изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания, затрагивая лишь ту их сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ. · наука, в которой классифицируются и описываются живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой. 18. Химия – это: · учение об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств,— именно тех, которые в качестве аксиом положены в основание теории. · наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. · наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются. · Изучение физического строения небесных тел, т.е. исследование химического состава и физических условий (плотности, температуры и т.п.) на поверхности и в недрах небесных тел. 19.Физика - это: · наука, предоставляющая возможность исчисления моделей, приводимых к стандартному (каноническому) виду. · наука, изучающая вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. · одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. · наука о свойствах, составе и качественном превращении различных веществ. 20. Биология – это наука: · обо всех аспектах жизни, в частности, структуре, функционировании, росте, происхождении, эволюции и распределении живых организмов на Земле; · о наиболее общих свойствах Вселенной; · о происхождении и развитии, т.е. возможной дальнейшей судьбе отдельных небесных тел и их систем; · о природе как едином целом, или система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. 21. Экология – это: · законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. · наука о жизни (живой природе), · наука о нахождении решений аналитических моделей средствами формальных преобразований · комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом 22. Укажите два суждения, характеризующих значение естествознания в культуре определяется: · его ролью в формировании нового облика планеты, более приспособленного к потребностям человеческой цивилизации; · его ролью в накоплении системы знаний о мире, его техническими и технологическими приложениями; · его ролью в формировании единой картины мира и значением в формировании методов мышления; · его ролью в создании единого мирового пространства и влиянием на геополитику. 23. В отличие от других форм познания естественнонаучные методы познания достигают: · отражения действительности на уровне восприятия, основанном на иррациональном наглядно-действенном мышлении; · отражения действительности на уровне ощущения, основанном на нерациональном наглядно-понятийном мышлении; · отражения действительности на уровне осмысления, основанном на рациональном понятийном мышлении; · отражения действительности на уровне осмысления, основанном на пострациональном наглядно-понятийном мышлении; 24. В отличие от других форм познания, в научной деятельности: · познающий человек находится внутри познавательного процесса и является его неотъемлемым и обязательным участником, чьи индивидуальные личностные особенности определяют итоговую, складывающуюся в процессе познания, картину мира; · познающий человек создает условия, способствующие максимально возможному исключению его из исследуемых процессов для выработки независимых от человеческой личности и его индивидуальных особенностей объективных результатов познавательной деятельности; · отсутствуют строгие логические построения и превалирует опора на эмоциональное воздействие на подсознательное сферы человеческой психики; · важную роль играют теоретические методы и подходы, рассуждения построены на законах логики. Процесс познания – это сложный путь формирования понятий и связей между ними. 25. Найдите одно неправильное утверждение. Отличие естественнонаучного объяснения от мифологического и религиозного в том, что оно: · не содержит чувственно-образных и символических представлений, составляющих систему рациональных и иррациональных элементов. · не основывается на вере в сверхъестественные, иррациональные сущности. · не опирается на традиционные представления о мире, свойственные данному типу цивилизации; · не считает необходимым подвергать экспериментальной проверке результаты, полученные на основе теоретических методов в фундаментальных разделах естествознания. 26. Укажите два верных утверждения. Особенностями научного метода, в отличие от художественного отражения действительности, являются: · Использование эмпирико-рациональных методов получения знаний и существование специальных правил рассуждения, обобщений и выводов. · Использование художественно-практических методов получения знаний и нестрогое следование специальным правилам рассуждения, обобщений и выводов. · Поиск наиболее общих количественно формулируемых законов природы, которые можно выразить специально созданным языком символов. · Поиск наиболее общих качественно формулируемых законов природы, которые можно выразить специально созданным языком образов. 27. Для одного и того же объекта: · можно задать только одну единственную модель, отражающую его истинную сущность · невозможно создать одну единственную модель, отражающую его истинную сущность · необходимо вводить несколько моделей, позволяющих выявить особенности свойств и поведения объекта в зависимости от выбора окружения. · Количество моделей, его описывающих, может быть неограниченно большим. 28. Модель – это обобщенный образ объекта, который содержит: · Все стороны данного объекта; · Некоторые особенности данного объекта; · Существенные свойства моделируемого объекта 29. Инструментом для компьютерного моделирования является: · Сканер · Процессор · Принтер · Монитор · ________________ 30. Онтологизация модели – это: · Создание материальной модели некоторого природного объекта. · Отождествление природного объекта с его теоретической моделью · Реализация особенностей модельных объектов в реальных конструкциях. 31. Фейнманов подход к изучанию природы предполагает:
32. Найдите в приведенном ниже списке особенности, не отражающие суть идеи единства объекта и его окружения: · Возможность обратных связей в системе «объект-окружение» · Возможность введения понятия изолированной системы за счет расширения системы · Возможность независимого существования объекта и его окружения · Наличие коэволюции объекта и окружения · Наличие свойств объекта, проявляющиеся под влиянием окружения. 33. Принцип целостности – это: · Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают образ объекта · Обладание объектом качественно иными свойствами, которых нет у отдельных его элементов. · Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин · Нерасторжимое внутреннее единство объекта, в котором каждая часть проникает во все остальные и живет с ними одной жизнью. 34. Укажите примеры, иллюстрирующие принцип целостности: _______________________________________________________________________ 35. Сосуществование взаимоисключающих свойств объекта в одной модели – это идея: · Дополнительности · Корреляции · Целостности · Экспериментальной достоверности. 36. Идея дополнительности означает: · Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают исчерпывающий образ объекта · Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только по отдельности создают исчерпывающий образ объекта · Существование двух взаимоисключающих наборов понятий, которые только в единстве создают ограниченный образ объекта 37. Укажите примеры, иллюстрирующие принцип дополнительности: ________________________________________________________________________ 38. Что такое корреляция? Это: · Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин · Единый целостный организм, в котором все взаимосвязано. · Отождествление результата научного знания о природе с самой природой. · Фон для событий, происходящих с объектом. 39. Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин – это: · Идея модельности знания · Идея дополнительности · Корреляция · Статистика 40. Корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной, называется: · Положительной · Умеренной · Отрицательной · Автокорреляцией 41. Качественное развитие системы, однозначно связанное с однонаправленностью времени-возраста – это: · Катастрофа · Эволюция · Прогресс · Регресс 42. С современных позиций любой измерительный прибор (при правильном его использовании) дает информацию:
43. Измерение как научный метод – это: · процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура качественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура количественного сравнения всех характеристик объекта исследования с соответствующими свойствами эталонного тела. · процедура количественного сравнения какой-либо характеристики объекта исследования с соответствующими свойствами любого другого тела. 44. Смысл субстанциальной концепции пространства и времени заключается в том, что: · пространство и время – не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов; · пространство и время не существуют в реальности, но вводятся для описания объективной реальности; · пространство и время – абсолютные системы отсчета, существующие независимо от наличия в них материальных объектов; · пространственные и временные характеристики зависят от движущихся относительно друг друга материальных систем. 45. Наличие органичной связи между свойствами пространства и времени, образующих пространственно-временной континуум, как форму существования материальных объектов – это: · субстанциальная концепция пространства и времени; · реляционная концепция пространства и времени; · динамическая концепция пространства и времени; · статическая концепция пространства и времени. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|