Семинар № 6. Самоорганизация. Эволюция Вселенной
1. Точкой бифуркации называется состояние, в котором происходит
- ветвление различных возможностей дальнейшего поведения объекта
- однозначно предсказуемое изменение характеристик объекта
- переход объекта из одного агрегатного состояния в другое
- изменение траектории движения объекта
2. Синергетика:
- это наука о превращении сложных систем в простые;
- наука о самоорганизации, спонтанном образовании систем;
- наука о химических превращениях и структурах макромолекул;
- наука об эволюции живых систем.
3.Диссипация – это:
- переход энергии упорядоченного движения в энергию хаотичного движения;
- распад сложных веществ на простые;
- обмен веществ;
- процесс, мешающий саморазвитию системы;
4.Аттрактор – это:
- точка разветвления;
- относительно устойчивое состояние системы, которое притягивает множество “траекторий” системы;
- начальное состояние системы;
- неустойчивое состояние системы;
5. Фракталы – это:
- объекты, обладающие одинаковыми свойствами;
- объекты, которые обладают свойствами самоподобия или масштабной инвариантностью;
- объект, малый фрагмент структуры которого подобен структуре в целом;
- объекты, не обладающие свойствами самоподобия.
6. Идеи синергетики:
- относятся только к определенным дисциплинам;
- специфичны и не носят общего характера;
- носят междисциплинарный характер;
- не могут использоваться в физике, биологии и космологии.
7. Самоорганизующийся универсум – это:
- сумма законов природы
- совокупность природных явлений
- философский термин, обозначающий мир как целое
- совокупность понятий
8. Условие самоорганизации:
- открытость системы
- наличие флуктуаций
- отсутствие флуктуаций
- нахождение системы в равновесном состоянии.
9. Основные свойства самоорганизующихся систем:
- нелинейность, диссипативность, открытость
- закрытость, линейность
- состояние равновесия и замкнутость
- отсутствие случайностей и диссипативности
10. Синергетика дает новый образ мира, который:
- эволюционирует по нелинейным законам
- находится в состоянии равновесия
- периодически подвергается катастрофам
- развивается по линейным законам
11.Укажите неверное утверждение: эволюцией в естествознании называется
- непрерывный процесс изменения свойств объекта
- процесс развития, который сопровождается появлением качественно новых свойств объекта
- процесс развития, который ведет к усложнению объекта
- процесс развития, который ведет от хаотического состояния к упорядоченному
12. Стрела времени – это понятие, используемое для обозначения
- обратимых изменений в свойствах объекта
- необратимых изменений в свойствах объекта
- кратковременных нарушений в закономерном поведении объекта
- долгосрочных изменений в поведении объекта
13. Укажите правильную последовательность этапов космологической эволюции
- космологический, галактический, звездный, гелиологический
- космологический, звездный, галактический, гелиологический
- космологический, гелиологический, галактический, звездный
- галактический, звездный, гелиологический, космологический
14. Возраст Вселенной равен
- 10-20 млрд. лет
- 10-20 млн. лет
- 1 млрд. лет
- 1 млн. лет
15. Модель эволюции Вселенной, получившая название «Большой взрыв», связана с представлениями:
· об ее расширении из сингулярного состояния
· о периодических сжатиях и расширениях (пульсациях), сопровождающихся явлениями взрывного характера
· о Большом взрыве, как заключительном этапе сжатия Вселенной
· о начальном взрыве, породившем неизменную (стационарную) Вселенную.
16. Укажите неверное утверждение:
- Солнечная система принадлежит галактике Млечный путь
- Наша планетарная система расположена в центральной области Галактики
- Галактика Млечный путь относится к Местной группе галактик, в которую также входят Большое и Малое Магеллановы Облака и Туманность Андромеды
- Наша Галактика спирального типа
17. Эволюция звезды на ее конечных стадиях зависит:
- От температуры звезды
- От массы звезды
- От химического состава звезды
- От положения в галактике.
18. Возраст Солнечной системы равен
- 5 млрд. лет
- 4,5 млн. лет
- 45 млрд. лет
- 45 млн. лет
19. 1 астрономическая единица – это:
· расстояние от Земли до Луны;
· расстояние от Солнца до Меркурия
· расстояние от Земли до Солнца
· минимальное расстояние, на которое могут приблизиться друг к другу планеты Солнечной системы
20. Возраст Земли равен
- возрасту Луны
- возрасту Солнечной системы
- 45 млрд. лет
- 4,5 млрд. лет
21. Какие объекты входят в структуру биологической клетки
· ядро
· цитоплазма
· нейрон
· молекула ДНК
23. Термин "онтогенез" означает
- индивидуальное развитие организма
- эволюция вида
- эволюция биосферы
- эволюция Земли как планеты
24. Термин "филогенез" означает
- индивидуальное развитие организма
- эволюция вида
- эволюция биосферы
- эволюция Земли как планеты
25. Термин "гомеостаз" означает
- устойчивость организма
- обмен веществ
- способность к изменению
- хрупкость костей
26. Термин "метаболизм" означает
- рост и развитие организма
- обмен веществ
- синтез сложных молекул
- способность к изменению
27. Возраст древнейших останков человека разумного составляет:
· 35-60 тыс. лет
· 3,5-6 тыс. лет
· 3,5-6 млн. лет
· 35-60 млн. лет
28. Возраст древнейших останков представителей рода homo составляет:
· 35-60 тыс. лет
· около 7 тыс. лет
· около 7 млн. лет
· 35-60 млн. лет
29. В каких родственных связях находились кроманьонцы и неандертальцы:
· Неандертальцы являются прямыми предками кроманьонцев
· Неандертальцы и кроманьонцы не имеют ничего общего в плане своего происхождения
· Неандертальцы и кроманьонцы являются различными видами (ветвями) рода Homo и имеют общего предка
· Кроманьонцы являются предками неандертальцев
30. Под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ________________
4. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (к зачету)
- Наука как метод познания. Основные особенности
- Предмет естествознания. Периодизация. Составляющие.
- Что такое картина мира? Приведите примеры.
- В чем суть Фейнмановой модели познания?
- Глобальные идеи естествознания. Краткая характеристика.
- Что такое модель объекта, модель явления? С какой целью исследователи строят модели изучаемых объектов и явлений? Каким должно быть количество моделей по сравнению с количеством исследуемых объектов? Назовите известные Вам типы моделей. Приведите примеры.
- Объясните, что понимают под онтологизацией моделей. Существуют ли атом, молекула, электрон в том виде, в каком они представлены в нашем воображении? Можно ли использовать для одного и того же объекта разные модели? В каком случае? Поясните ответ на примере.
- Приведите определение понятия «изолированный объект». Каким образом можно изолировать объект? Что мы можем узнать об изолированном объекте? Насколько правомерно существование модели «изолированный объект»? В каких случаях она применима? Что такое изолированная система?
- Чем объект отличается от своего окружения? Как узнать, что следует включать в окружение объекта?
- Объясните смысл идеи целостности природы. Можно ли получить полную информацию об объекте, изучая по отдельности его составляющие? Что такое принцип редукции?
- Какие объекты удобно описывать моделью свободной корпускулы? Несвободной корпускулы? В каких случаях применима модель континуума?
- Что такое волна? Какие типы волн вы знаете?
- Что такое осциллятор? Для описания каких процессов применима модель осциллятора? Приведите примеры.
- Перечислите универсальные характеристики модели корпускулы.
- Перечислите универсальные характеристики модели континуума.
- Что такое масса? Какие типы масс различают и в чем состоит их принципиальное отличие? Как соотносятся эти массы количественно?
- Приведите примеры воздействия и взаимодействия объектов в природе. В каких случаях говорят о взаимодействии объектов, а в каких о воздействии одного объекта на другой?
- Сформулируйте принципы дальнодействия и близкодействия.
- Назовите известные вам законы сохранения. В каком случае они выполняются? Как связаны свойства однородности времени, однородности и изотропности пространства с законами сохранения?
- Назовите известные вам свойства пространства и свойства времени. В чем суть реляционной и субстанциональной концепций пространства-времени?
- Разъясните смысл понятий событие и процесс. Приведите определение системы отсчета, инерциальной системы отсчета. Сформулируйте принцип относительности Эйнштейна.
- Что такое собственная система отсчета и каковы особенности движения объекта в этой системе отсчета? Каково значение специальной теории относительности в развитии представлений о пространстве и времени? Перечислите релятивистские эффекты.
- Как связана гравитация с искривлением пространства?
- Каким представляется мир человеку, владеющему КСЕНМ?
- Что понимают под регулярностью, контролируемостью воздействия?
- Какие фундаментальные взаимодействия в природе выделяют и какова их роль? Что является переносчиком каждого из фундаментальных взаимодействий?
- Что понимают под детерминистической картиной мира?
- Концепция классического измерения. Оказывает ли влияние включение прибора на поведение изучаемой системы? Поясните ответ примерами. Как воспринимается измерительный прибор в классической версии ЕНКМ? Что понимают под идеальным прибором? Чем объясняются погрешности в реальных измерениях?
- Каковы геометрические свойства плоского и искривленного пространств? Приведите примеры пространств нулевой, положительной и отрицательной кривизны.Что может быть причиной искривления пространства? Какие эффекты подтверждают это?
- Предпосылки неклассического естествознания.
- Как формулируется модель Фейнмана для неклассической картины мира?
- Концепция стохастического воздействия и вероятностного описания.
- Что такое флуктцация? Приведите примеры флуктуаций.
- В каких случаях используется понятие состояния? Приведите примеры.
- Какую позицию по отношению к изучаемой системе занимает наблюдатель? Как факт изучения системы отражается на ее поведении?
- Модели атома Э.Резерфорда и Н.Бора. Проблемы этих моделей.
- Что такое волна де Бройля? В каких случаях проявляются волновые свойства микрообъектов?
- Модель квантового состояния. Для каких объектов она применима? Приведите примеры.
- Перечислите характеристики микрообъекта на примере электрона. Какими параметрами будет характеризоваться состояние электрона?
- Каково содержание идеи целостности в неклассической картине? Что такое «связанность» состояний? Опишите опыты А.Аспекта.
- Принцип дополнительности и корпускулярно-волновой дуализм.
- Принцип неопределенности Гейзенберга и проблема измерений в неклассическом естествознании.
- Суммирование историй. Парадокс кошки Шредингера.
- Сформулируйте принцип Паули. Для какого типа частиц он применим. В чем эвристичность принципа Пауля.
- Какие классификации элементарных частиц существуют?
- Опишите кварковую модель адронов.
- Опишите особенности движения свободных квантовых объектов. Как будет двигаться квантон при наличии энергетического барьера? Что такое «туннельный» эффект?
- Опишите опыты по дифракции электронов. В чем парадоксальность при описании с классических позиций?
- Приведите примеры частиц, относящихся к бозонам?
- Какие системы можно моделировать, описывая наличие или отсутствие потоков вещества и энергии между объектом исследования (выделенной системой) и его окружением?
- Что такое самоорганизация? В каких системах она возможна? Приведите примеры?
- Перечислите условия возникновения самоорганизации системы.
- Приведите примеры самоорганизации в открытых системах.
- Что такое аттрактор? Поясните на примерах.
- Что такое бифуркация? Поясните на примерах.
- В чем главная идея модели Большого Взрыва?
- Опишите основные стадии эволюции Вселенной.
- Опишите основные стадии развития звездных объектов? От каких параметров зависит эволюция звезды.
- Современные представления о возникновении Солнечной системы.
- Проблема возникновения жизни. Современные теории.
- Опишите основные стадии антропогенеза.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.