Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар № 6. Самоорганизация. Эволюция Вселенной



1. Точкой бифуркации называется состояние, в котором происходит

  • ветвление различных возможностей дальнейшего поведения объекта
  • однозначно предсказуемое изменение характеристик объекта
  • переход объекта из одного агрегатного состояния в другое
  • изменение траектории движения объекта

2. Синергетика:

  • это наука о превращении сложных систем в простые;
  • наука о самоорганизации, спонтанном образовании систем;
  • наука о химических превращениях и структурах макромолекул;
  • наука об эволюции живых систем.

3.Диссипация – это:

  • переход энергии упорядоченного движения в энергию хаотичного движения;
  • распад сложных веществ на простые;
  • обмен веществ;
  • процесс, мешающий саморазвитию системы;

4.Аттрактор – это:

  • точка разветвления;
  • относительно устойчивое состояние системы, которое притягивает множество “траекторий” системы;
  • начальное состояние системы;
  • неустойчивое состояние системы;

5. Фракталы – это:

  • объекты, обладающие одинаковыми свойствами;
  • объекты, которые обладают свойствами самоподобия или масштабной инвариантностью;
  • объект, малый фрагмент структуры которого подобен структуре в целом;
  • объекты, не обладающие свойствами самоподобия.

6. Идеи синергетики:

  • относятся только к определенным дисциплинам;
  • специфичны и не носят общего характера;
  • носят междисциплинарный характер;
  • не могут использоваться в физике, биологии и космологии.

7. Самоорганизующийся универсум – это:

  • сумма законов природы
  • совокупность природных явлений
  • философский термин, обозначающий мир как целое
  • совокупность понятий

8. Условие самоорганизации:

  • открытость системы
  • наличие флуктуаций
  • отсутствие флуктуаций
  • нахождение системы в равновесном состоянии.

9. Основные свойства самоорганизующихся систем:

  • нелинейность, диссипативность, открытость
  • закрытость, линейность
  • состояние равновесия и замкнутость
  • отсутствие случайностей и диссипативности

10. Синергетика дает новый образ мира, который:

  • эволюционирует по нелинейным законам
  • находится в состоянии равновесия
  • периодически подвергается катастрофам
  • развивается по линейным законам

11.Укажите неверное утверждение: эволюцией в естествознании называется

  • непрерывный процесс изменения свойств объекта
  • процесс развития, который сопровождается появлением качественно новых свойств объекта
  • процесс развития, который ведет к усложнению объекта
  • процесс развития, который ведет от хаотического состояния к упорядоченному

12. Стрела времени – это понятие, используемое для обозначения

  • обратимых изменений в свойствах объекта
  • необратимых изменений в свойствах объекта
  • кратковременных нарушений в закономерном поведении объекта
  • долгосрочных изменений в поведении объекта

13. Укажите правильную последовательность этапов космологической эволюции

  • космологический, галактический, звездный, гелиологический
  • космологический, звездный, галактический, гелиологический
  • космологический, гелиологический, галактический, звездный
  • галактический, звездный, гелиологический, космологический

14. Возраст Вселенной равен

  • 10-20 млрд. лет
  • 10-20 млн. лет
  • 1 млрд. лет
  • 1 млн. лет

15. Модель эволюции Вселенной, получившая название «Большой взрыв», связана с представлениями:

· об ее расширении из сингулярного состояния

· о периодических сжатиях и расширениях (пульсациях), сопровождающихся явлениями взрывного характера

· о Большом взрыве, как заключительном этапе сжатия Вселенной

· о начальном взрыве, породившем неизменную (стационарную) Вселенную.

16. Укажите неверное утверждение:

  • Солнечная система принадлежит галактике Млечный путь
  • Наша планетарная система расположена в центральной области Галактики
  • Галактика Млечный путь относится к Местной группе галактик, в которую также входят Большое и Малое Магеллановы Облака и Туманность Андромеды
  • Наша Галактика спирального типа

17. Эволюция звезды на ее конечных стадиях зависит:

  • От температуры звезды
  • От массы звезды
  • От химического состава звезды
  • От положения в галактике.

18. Возраст Солнечной системы равен

  • 5 млрд. лет
  • 4,5 млн. лет
  • 45 млрд. лет
  • 45 млн. лет

19. 1 астрономическая единица – это:

· расстояние от Земли до Луны;

· расстояние от Солнца до Меркурия

· расстояние от Земли до Солнца

· минимальное расстояние, на которое могут приблизиться друг к другу планеты Солнечной системы

20. Возраст Земли равен

  • возрасту Луны
  • возрасту Солнечной системы
  • 45 млрд. лет
  • 4,5 млрд. лет

21. Какие объекты входят в структуру биологической клетки

· ядро

· цитоплазма

· нейрон

· молекула ДНК

23. Термин "онтогенез" означает

  • индивидуальное развитие организма
  • эволюция вида
  • эволюция биосферы
  • эволюция Земли как планеты

24. Термин "филогенез" означает

  • индивидуальное развитие организма
  • эволюция вида
  • эволюция биосферы
  • эволюция Земли как планеты

25. Термин "гомеостаз" означает

  • устойчивость организма
  • обмен веществ
  • способность к изменению
  • хрупкость костей

26. Термин "метаболизм" означает

  • рост и развитие организма
  • обмен веществ
  • синтез сложных молекул
  • способность к изменению

27. Возраст древнейших останков человека разумного составляет:

· 35-60 тыс. лет

· 3,5-6 тыс. лет

· 3,5-6 млн. лет

· 35-60 млн. лет

28. Возраст древнейших останков представителей рода homo составляет:

· 35-60 тыс. лет

· около 7 тыс. лет

· около 7 млн. лет

· 35-60 млн. лет

29. В каких родственных связях находились кроманьонцы и неандертальцы:

· Неандертальцы являются прямыми предками кроманьонцев

· Неандертальцы и кроманьонцы не имеют ничего общего в плане своего происхождения

· Неандертальцы и кроманьонцы являются различными видами (ветвями) рода Homo и имеют общего предка

· Кроманьонцы являются предками неандертальцев

30. Под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ________________

 

4. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (к зачету)

  1. Наука как метод познания. Основные особенности
  2. Предмет естествознания. Периодизация. Составляющие.
  3. Что такое картина мира? Приведите примеры.
  4. В чем суть Фейнмановой модели познания?
  5. Глобальные идеи естествознания. Краткая характеристика.
  6. Что такое модель объекта, модель явления? С какой целью исследователи строят модели изучаемых объектов и явлений? Каким должно быть количество моделей по сравнению с количеством исследуемых объектов? Назовите известные Вам типы моделей. Приведите примеры.
  7. Объясните, что понимают под онтологизацией моделей. Существуют ли атом, молекула, электрон в том виде, в каком они представлены в нашем воображении? Можно ли использовать для одного и того же объекта разные модели? В каком случае? Поясните ответ на примере.
  8. Приведите определение понятия «изолированный объект». Каким образом можно изолировать объект? Что мы можем узнать об изолированном объекте? Насколько правомерно существование модели «изолированный объект»? В каких случаях она применима? Что такое изолированная система?
  9. Чем объект отличается от своего окружения? Как узнать, что следует включать в окружение объекта?
  10. Объясните смысл идеи целостности природы. Можно ли получить полную информацию об объекте, изучая по отдельности его составляющие? Что такое принцип редукции?
  11. Какие объекты удобно описывать моделью свободной корпускулы? Несвободной корпускулы? В каких случаях применима модель континуума?
  12. Что такое волна? Какие типы волн вы знаете?
  13. Что такое осциллятор? Для описания каких процессов применима модель осциллятора? Приведите примеры.
  14. Перечислите универсальные характеристики модели корпускулы.
  15. Перечислите универсальные характеристики модели континуума.
  16. Что такое масса? Какие типы масс различают и в чем состоит их принципиальное отличие? Как соотносятся эти массы количественно?
  17. Приведите примеры воздействия и взаимодействия объектов в природе. В каких случаях говорят о взаимодействии объектов, а в каких о воздействии одного объекта на другой?
  18. Сформулируйте принципы дальнодействия и близкодействия.
  19. Назовите известные вам законы сохранения. В каком случае они выполняются? Как связаны свойства однородности времени, однородности и изотропности пространства с законами сохранения?
  20. Назовите известные вам свойства пространства и свойства времени. В чем суть реляционной и субстанциональной концепций пространства-времени?
  21. Разъясните смысл понятий событие и процесс. Приведите определение системы отсчета, инерциальной системы отсчета. Сформулируйте принцип относительности Эйнштейна.
  22. Что такое собственная система отсчета и каковы особенности движения объекта в этой системе отсчета? Каково значение специальной теории относительности в развитии представлений о пространстве и времени? Перечислите релятивистские эффекты.
  23. Как связана гравитация с искривлением пространства?
  24. Каким представляется мир человеку, владеющему КСЕНМ?
  25. Что понимают под регулярностью, контролируемостью воздействия?
  26. Какие фундаментальные взаимодействия в природе выделяют и какова их роль? Что является переносчиком каждого из фундаментальных взаимодействий?
  27. Что понимают под детерминистической картиной мира?
  28. Концепция классического измерения. Оказывает ли влияние включение прибора на поведение изучаемой системы? Поясните ответ примерами. Как воспринимается измерительный прибор в классической версии ЕНКМ? Что понимают под идеальным прибором? Чем объясняются погрешности в реальных измерениях?
  29. Каковы геометрические свойства плоского и искривленного пространств? Приведите примеры пространств нулевой, положительной и отрицательной кривизны.Что может быть причиной искривления пространства? Какие эффекты подтверждают это?
  30. Предпосылки неклассического естествознания.
  31. Как формулируется модель Фейнмана для неклассической картины мира?
  32. Концепция стохастического воздействия и вероятностного описания.
  33. Что такое флуктцация? Приведите примеры флуктуаций.
  34. В каких случаях используется понятие состояния? Приведите примеры.
  35. Какую позицию по отношению к изучаемой системе занимает наблюдатель? Как факт изучения системы отражается на ее поведении?
  36. Модели атома Э.Резерфорда и Н.Бора. Проблемы этих моделей.
  37. Что такое волна де Бройля? В каких случаях проявляются волновые свойства микрообъектов?
  38. Модель квантового состояния. Для каких объектов она применима? Приведите примеры.
  39. Перечислите характеристики микрообъекта на примере электрона. Какими параметрами будет характеризоваться состояние электрона?
  40. Каково содержание идеи целостности в неклассической картине? Что такое «связанность» состояний? Опишите опыты А.Аспекта.
  41. Принцип дополнительности и корпускулярно-волновой дуализм.
  42. Принцип неопределенности Гейзенберга и проблема измерений в неклассическом естествознании.
  43. Суммирование историй. Парадокс кошки Шредингера.
  44. Сформулируйте принцип Паули. Для какого типа частиц он применим. В чем эвристичность принципа Пауля.
  45. Какие классификации элементарных частиц существуют?
  46. Опишите кварковую модель адронов.
  47. Опишите особенности движения свободных квантовых объектов. Как будет двигаться квантон при наличии энергетического барьера? Что такое «туннельный» эффект?
  48. Опишите опыты по дифракции электронов. В чем парадоксальность при описании с классических позиций?
  49. Приведите примеры частиц, относящихся к бозонам?
  50. Какие системы можно моделировать, описывая наличие или отсутствие потоков вещества и энергии между объектом исследования (выделенной системой) и его окружением?
  51. Что такое самоорганизация? В каких системах она возможна? Приведите примеры?
  52. Перечислите условия возникновения самоорганизации системы.
  53. Приведите примеры самоорганизации в открытых системах.
  54. Что такое аттрактор? Поясните на примерах.
  55. Что такое бифуркация? Поясните на примерах.
  56. В чем главная идея модели Большого Взрыва?
  57. Опишите основные стадии эволюции Вселенной.
  58. Опишите основные стадии развития звездных объектов? От каких параметров зависит эволюция звезды.
  59. Современные представления о возникновении Солнечной системы.
  60. Проблема возникновения жизни. Современные теории.
  61. Опишите основные стадии антропогенеза.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.