Здавалка
Главная | Обратная связь

РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ



(использованы материалы официального сайта Римо-католической церкви в Украине www.rkc.lviv.ua (укр, рус, eng, pol))

 

Римо-Католическая Церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезия, диецезии Киевско-Житомирская, Каменец-Подольская, Луцкая, Мукачевская, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская), 804 прихода, имеет 11 епископов и 3 Высшие духовные семинарии (Львовская в Брюховичах, Киевско-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городке).

К концу Хв. стали христианскими соседние Киевской Руси государства - Польша (966), Богемия и Венгрия. В 1009 г. была основана Трансильванская диецезия, одна из семи диецезий Католической Церкви Венгрии, которая включала территорию украинского Закарпатья вплоть до начала ХІVв. С 1346 г., когда Закарпатье стало частью Эгерской диецезии – составной части Римско-Католической Церкви Венгрии, началось строительство множества костелов не только в городах, но и в селах. В ХІV в. уже насчитывалось более 50 храмов и несколько монастырей, в частности, первыми в г. Берегово основали свой монастырь тамплиеры, впоследствии – доминиканцы и францисканцы. Паулины поселились в г. Кишберег в 1329 г., а в 1363 г. - возле Тячева.

В Киеве католиков обслуживали ирландские бенедиктинцы, которые имели свой монастырь и костел. Активную миссионерскую работу проводили также доминиканцы. К этому ордену принадлежали епископы Герард (+1241), блаженный Витт (+1269), Генрик (1321-1350), Яков (+1377), Филипп (+1387), Михаил І Триска (+1426), Андрей Краковский (+1434), Михаил ІІ (+1439), Иоанн (+1451), Михаил ІІІ (+1487), Моисей (1507-1519).

И хотя латинские епископы были в Киеве уже с Х в., первое епископство в Киеве возникло в 1321 г. при епископе Генрике. Епископство охватывало территорию Восточной и Южной Украины, включая побережье Черного моря и часть современных Беларуси и России (территория Киевского и Черниговского княжеств и присоединенных в половецких войнах южных земель). Епископов Киевских Либутия, св. Альберта, св. Бонифация, св. Бруно и их преемников до 1321 г. называли епископами Руси, с 1638 г. – епископами Киевскими и Черниговскими, с 1789 г. – епископами Житомирскими и Луцкими.

Смерть князя Ярослава Мудрого и постепенное дробление Киевского государства повлияли на положение западноукраинских земель. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицию и Волынь в одно государство. Он успешно воевал с половцами и другими врагами и присоединил Киев к Галицко-Волынской державе. Не соответствуют действительности утверждения некоторых историков о том, что Роман был противником Рима. Есть много свидетельств католической ориентации князя Романа (его мать, дочь польського короля, и жена были католичками).

Папа Иннокентий ІІІ через кардинала Григория в 1207 г. предлагает Галицко-Волынскому государству тесные контакты, стремясь объединить восточноевропейские народы с Римом. В своих письмах Папа Гонорий ІІІ в 1227 г. и Папа Григорий ІХ в 1231 г. призывают украинских князей переходить на латинский обряд. В 1228 г. в Галиче поселились доминиканцы, а в 1235 г. в Перемышль прибыли францисканцы и заложили свой монастырь.

После татарского нашествия, начавшегося в 1239 г., Запад формирует антитатарскую коалицию, в которой особеная роль отводится Украине, и, в частности, князю Данилу Галицкому. В 1253г. Папский легат Опизо из Мезано привез корону от Иннокентия ІV и Данило был коронован в Дорогичине. Князь с епископами сложили присягу, а Папа гарантировал нерушимость византийского обряда. Татары, узнав об этом, снова бросили орды на украинские земли, но Данило отразил их нападение. Однако через три года, в 1256 г. Данило по требованию татар разрывает связи с Римом, а Папа передает католиков, проживающих на Червоной Руси, под юрисдикцию Люблинского епископа, имеющего генерального викария во Владимире-Волынском.

Украинские земли в ХІV-ХV вв. вследствие упадка собственной государственности попадают в зависимость от соседних государств. Великое Литовское княжество поглотило Волынь и центральные украинские территории по обоих берегах Днепра. Потеряв свою династию, в 1340 г. Галиция перешла под власть Польского королевства. В последние десятилетия ХІV в. и на протяжении ХV в. северо-восточные земли попадают под контроль Московского княжества.

В 1359 г. основана первая латинская диецезия во Львове. Но первый Львовский латинский епископ Тома во Львов так и не приехал. В 1367 г. уже существовала Галицкая диецезия во главе с епископом Кристином (ум. 1370). Он был первым латинским епископом, посетившим Львов. В 1375г. Папа Григорий XI буллой «Debitum pastoralis offici» от 13.02.1375 г. окончательно основал латинскую митрополию и архидиецезию в Галиче, а в 1412 г. она была перенесена с Галича во Львов (булла «In eminenti specula» от 28.08.1412 г.). Первым митрополитом в Галиче был архиепископ Матвей (1375 -1380), немец, знавший украинский язык. После него Галицкими митрополитами были еще три архиепископа: Бернард (1384-1390), бл. Якуб Стрепа (1391-1409), провозглашенный святым в 1790 г., и Николай Тромба (1410-1412).

Создаются епископства в Луцке (1412), Холме (1417), Владимире-Волынском (1428) и в Каменце-Подольском (1440). В начале ХV в. латинская митрополия в Украине была сформирована.

После крещения Руси на протяжении ХІ-ХІІ в. Киевская митрополия постепенно охватила все восточнославянские земли, выводя их на церковную орбиту Византии. Но Киевская Русь оставалась открытой и другим влияниям. Географическое положение благоприятствовало контактам через торговлю, военные действия и дипломатические отношения с Евразийской степью, балтийским Севером, католическим Западом. В средние века Киевские митрополиты и князья Руси контактировали с Римской Церковью. Митрополиты присутствовали на cоборах в Лионе (1245 г.) и Констанце (1418 г.). Архиепископ Петр Акерович вместе с Папой Иннокентием ІV служил в Лионе Святую Мессу. Митрополит Григорий Цамблак, не признанный Цареградским патриархом, с делегацией из 300 лиц принимал участие в cоборе в Констанце. Церкви, которые проповедовали Евангелие, понимали, что их раскол противоречит воле Творца. Вот почему сразу после раскола 1054 г. были попытки разрешения спорных вопросов между восточным и западным христианством. Флорентийская уния 1439 г. знаменовала временное примирение, которое было одобрено и Папой, и Цареградским патриархом.

В 1458 г. Киевская митрополия разделилась на собственно Киевскую и Московскую. Папа Пий ІІ назначил грека Григория архиепископом Киева, Львова и всей Малой Руси. Границы Григорьевой юрисдикции включали 6 епархий в Великом княжестве Литовском (Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимирская) и 3 епархии в Польском Королевстве (Перемышльская, Холмская, Галицкая). Из папской буллы также следовало, что у Рима нет никаких иллюзий относительно перспектив Флорентийской унии в Великой Руси под 'схизматическим правлением Ионы Московского'. С 1458 г. по 1596 г., до Берестейского cобора земли Киевской митрополии совпадали с границами династически объединенных государств – Польши и Литвы. И хотя Флорентийская уния для Византийского и других восточных патриархов была большим достижением (ибо знаменовала единение с Римской Церковью), для Украинской Церкви она была менее успешной. Главные причини неудачи - политическое давление и неблагоприятная церковная ситуация, в частности, завоевание турками Цареграда в 1453 г. и автокефалия Московской церкви, а также расширение ее юрисдикции на украинские территории.

Целью Берестейской унии 1596 г. было объединение Киевской Православной Церкви с Римским Престолом. С латинской стороны идею унии поддержали иезуиты Петр Скарга, Антонио Поссевино, Апостольский Нунций. Булла Климента VІІІ «Великий Господь» подтвердила административное и церковное решение Киевского митрополита Михаила Рогозы об унии Римско-Католической Церкви и Киевской православной митрополии в границах Польско-Литовского государства. Собор в Бересте вызвал сопротивление некоторых Православных Церквей. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан ІІІ тайно рукоположил 7 православных епископов с митрополитом во главе для всех епархий, которые уже занимали униатские епископы. В соответствии с Переяславским договором гетмана Богдана Хмельницкого (1654) Украина оказалась под протекторатом Москвы. Раздел Польши в ХVІІI в. для территорий, которые отошли к России, означал гибель унии. Для униатских епископов на австрийской территории в ХVІІІ в. Папа Римский основал специальную церковную провинцию Галич.

Идея объединения церквей двух обрядов дала пример подвижничества - жизнь и мученическую смерть полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича, убитого в 1623 г. фанатиками в Витебске. В 1643 г. Урбан VІІІ провозгласил мученика Иосафата блаженным, а Пий ІХ в 1867 г. - святым. Иосафат Кунцевич - единственный общекатолический украинский святой. Его мощи в 1916 г. были найдены на Холмщине и привезены в Вену, где пребывали до 1944 г. в церкви св. Варвары, а потом перевезены в Рим в собор св. Петра.

Территория украинских земель неоднократно становилась полигоном военных действий. В последние три десятилетия ХVІІІ в. Польша была разделена трижды – в 1772, 1793 и 1795 годах между Пруссией, Австрией и Россией и исчезла с политической карты как суверенное государство более, чем на сто лет. В 1772 г. Галиция вошла в состав Австро-Венгрии. Изменились границы не только государственные, но и диецезий. Австрийское правительство присоединило к Львовской архидиецезии те части Луцкой (1786), Холмской (1791) и Каменецкой (1819) диецезий, которые оказались в Галиции. В Австрии господствовал так называемый иосифизм (от имени кесаря, который неуважительно относился к Папе и монахам). Государство осуществляло политику национализации имущества Церкви, монашеские ордена выводились из зарубежного подчинения и передавались под юрисдикцию Австрийского епископства. Сотни мужских монастырей: францисканцев, бернардинцев, реформатов, капуцинов, миссионеров, августинов, паулинов, театинов, тринитариев и женских: бригидок, бенедиктинок, доминиканок, кармелиток, шариток и др. были закрыты. Также были закрыты костелы, некоторые из них и монастыри присоединили к другим институциям. Из женских конгрегаций остались под австрийским господством только бенедиктинки и сакраментки – 42 сестры и шаритки – 61 сестра (1858). Лишь в конце ХІХ в. началось постепенное возрождение монашества.

Львов был инициатором создания организаций священников. Первая из них – «Союз катехитов», которая в 1918г. переименована в «Общество священников-префектов». Было также создано «Общество взаимопомощи священников». После 1920 г. во Львове возникла третья организация – «Теологическое общество», которое имело свое научное ежеквартальное издание «Теологический обзор». Проводились научные конференции, празднования годовщин великих теологов, таких, в частности, как св. Августин. Опорой для «Теологического обзора» было общество «Религиозная библиотека», носившее с 1923 г. имя Львовского архиепископа Иосифа Бильчевского (1900-1923).

В 1804 г. украинские территории Закарпатья вошли в состав Сату-Марской римо-католической диецезии, которая отделилась от Эгерской диецезии венгерской Церкви. Первый епископ Иштван Фишер для обучения местного населения основал епископский лицей, католическую гимназию и семинарию. Во время голода после наполеоновских войн повсеместно создавались центры милосердия, открывались дома по уходу за больными и сиротами. Изменение политических границ после первой мировой войны, распада Австро-Венгрии в 1919 г., присоединение части Закарпатья к Чехословакии усложнило руководство диецезией епископу Тибору Боромиссо (1906-1928). В 1930 г. была учреждена Апостольская Администрация с центром в Ужгороде во главе с епископом Ференцом Свободой. После очередного изменения границ, уже в июле 1940 г. был назначен епископ Арон Мартон для Сату-Марско-Орадейской диецезии. В мае 1942 г. епископом Сату-Марской диецезии, в состав которой снова вошло Закарпатье, и Апостольским администратором Орадейской диецезии стал Янош Шеффлер.

После разделов Польского государства в конце ХVІIІ в. распространение католицизма на восток было остановлено. В 1797 г., после третьего раздела Польши, Апостольский Нунций Лаврентий Нитте совершил каноническое разделение Кииевско-Черниговской диецезии, вследствие которого возникла Луцко-Житомирская диецезия. Через 50 лет в 1848 г. после создания новой административной системы Российской империи на основании буллы Папы Пия ІХ приходы, находящиеся в Киевской губернии, снова вошли в состав Киевско-Житомирской диецезии.

Российское самодержавие всячески поддерживало православие, что приводило к ухудшению положения Римо-Католической Церкви – закрывались монастыри, ограничивалась деятельность духовенства, осуществлялось давление на иерархов. В 1905 г. царское правительство было вынуждено либерализировать отношение к католицизму. Был издан указ, разрешавший переход в католицизм и катехизацию молодежи на родном языке, расширявший права епископов, в частности, назначения настоятелей без согласия губернаторов. Российский царизм самовольно учредил административную структуру Римо-Католической Церкви в России. Была образована Луцко-Житомирская диецезию, которая с 1866 р. включала Каменецкую диецезию. Фактически, один житомирский епископ управлял делами трех диецезий на территории Волынской, Подольской и Киевской губерний. Здесь в 1909 г. проживало 802 тыс. католиков. По состоянию на 1916 г. было 257 приходов, а душпастырское служение исполняли 349 священников. В Житомире работала единственная для трех правобережных губерний католическая семинария, в начале ХХ в. здесь обучалось 60 семинаристов. В советское время семинария была перенесена в Польшу (Олыка, Гнезно), окончательно она разместилась в Луцке.

После октябрьской революции 1917 г. Церковь подвергалась жестоким репрессиям; храмы и церковное имущество конфисковывались, а тех, кто не повиновался, считали врагами народа, их сажали в тюрьмы или ссылали в лагеря.

После падения самодержавия новым Луцко-Житомирским епископом был назначен Игнатий Дубовский. В 1918 г. восстановлена Каменецкая диецезия. Советско-польская граница разделила Луцко-Житомирскую диецезию на две части. Некоторое время епископ пребывал в Луцке и оттуда руководил делами Церкви. В советской части диецезии был назначен генеральный викарий - настоятель костела св. Александра в Киеве. К середине 20-х годов здесь было 107 действующих костелов, 68 священников и 350 тысяч верующих. В 1926 г. Святой Престол создал на советской территории Житомирскую диецезию. Апостольским Администратором был назначен о. Теофил Скальский. Коммунистический режим принял решение о ликвидации Римско-Католической Церкви. В 1934 г. в диецезии осталось лишь 18 священников, но и те в последующие годы были сосланы на Соловки либо умерли. В 1938 г. власти закрыли последнюю католическую святыню диецезии – костел св. Александра в Киеве, а настоятеля о. Сигизмунда Квасневского арестовали и казнили.

В западных областях Украины после сентября 1939 г. атеистическое государство закрыло все религиозные учебные заведения, прекратило издание религиозных книг и журналов, запретило преподавание религии в школах. Столицу Львовской архидиецезии было перенесено в Любачев (Польша) одновременно с вынужденным отъездом в 1946 г. в Польшу архиепископа Евгения Базяка (1944-1962) и большого количества духовенства, монахов и монахинь. В то же время был арестован Луцкий епископ Адольф Шеленжек. Если в 1945 г. во Львове было 17 римско-католических святынь, 12 мужских и 22 женских монастыря, то уже в 1946 г. осталось только 4 костела и 6 священников.

После 2-й волны репрессий (1948-1953) количество римо-католических священников в Украине уменьшилось с 50 до 25. Некоторые священники служили Святую Мессу возле закрытых дверей храмов, поскольку были репрессированы не только личности и структуры Церкви, но и католические храмы. Более 30 костелов Львова имели огромную ценность и как памятники архитектуры, но с 1939 г. по 1946 г. их превратили в склады, магазины, спортзалы, кинотеатры, клубы, билетную кассу, концертный зал, тюрьму, и даже в музей атеизма. В 1947 г. осталось лишь 3 действующих храма – катедра, костел св. Антония и костел св. Марии-Магдалины (закрыт в 1962г.). В эти костелы приходили также католики восточного обряда (после так называемого Львовского собора 1946г. уния была ликвидирована, а Греко-Католическая Церковь насильственно присоединена к Русской Православной Церкви).

Многие священники ушли в подполье. Они работали на государственных предприятиях, а в свободное время осуществляли душпастырскую работу под угрозой постоянных преследований.

В частности, с 1948 г. душпастырское служение для уцелевших от репрессий католиков в границах СССР исполнял настоятель Львовской катедры о. Рафаил Керницкий, которого 16.01.1991 г. Папа Иоанн Павел ІІ назначил Львовским епископом-помощником.

Советский террор не пощадил и Римско-Католическую Церковь Закарпатья, епископским викарием которой с 1944 г. был береговский архидекан о. Ференц Пастор. Когда в 1947 г. Сату-Марскую диецезию было разделено на 4 части, к Закарпатью отошли 40 приходов (остальные 95 остались в Чехословакии, Венгрии и Румынии). На протяжении 1945-1956 гг. 19 священников были осуждены как изменники родины и бунтари и арестованы. Те, кто остался, продолжали исполнять свои обязанности, невзирая на сплошные запреты. Положительные изменения произошли весной 1989 г. после приезда Эстергомского архиепископа Ласла Пашкаи, когда на Закарпатье было разрешено проводить душпастырскую деятельность священникам из Венгрии. А уже в 1990 г. прибыли монахи из Чехословакии.

Благодаря мужеству духовенства, поддержке мирян и вере в лучшие времена Церковь в Украине выстояла. 16 января 1991 г. Папа Иоанн Павел ІІ восстановил деятельность римо-католических диєцезий в Украине и назначил епископов во Львове, Каменце-Подольском и Житомире. Украинское государство установило дипломатические отношения с Ватиканом, и в 1992 г. Святейший Отец назначил первым Апостольским Нунцием в Украине архиепископа Антонио Франко. В 1993 г. Иоанн Павел ІІ создал Апостольскую Администратуру Закарпатья во главе с архиепископом Антонио Франко, а в 1995 г. назначил епископом-помощником в Закарпатье Антала Майнека, рукоположив его на епископа в Риме. В 1996г. Папа восстановил Луцкую диецезию, назначив Апостольским Администратором Львовского митрополита архиепископа Марьяна Яворского. В 1997 г. епископом-ординарием в Закарпатье стал Антал Майнек.

В 1998 г. Святейший Отец назначил Львовского епископа-помощника Маркияна Трофимьяка Луцким епископом-ординарием, а Каменец-Подольского епископа-помощника Станислава Падевского Львовским епископом-помощником. В 1999 г. архиепископ Никола Этерович стал следующим (вторым) Апостольским Нунцием в Украине. С 22 по 25 марта 1999 г. состоялся первый в истории Украины визит украинских епископов в Ватикан, во время которого епископы имели возможность сослужить Мессу с Иоанном Павлом ІІ, общаться со Святейшим Отцом на аудиенции. Визит 'ad limina' в Ватикан укрепил положение 5 диецезий Украины в лоне Вселенской Церкви.

Год 2001-й был особенным для Римско-Католической Церкви в Украине, это год празднования 10-летия возрождения ее деятельности. Начался он с радостных событий: 28 января 2001 г. Папа Иоанн Павел ІІ провозгласил Львовского митрополита архиепископа Марьяна Яворского кардиналом. Одновременно стал кардиналом глава Украинской Греко-Католической Церкви Любомир ГУЗАР. Таким образом, впервые в истории Украина имеет своих кардиналов, а Львов – единственный город в мире, в котором находятся сразу два кардинала. С 23 по 27 июня 2001 г. состоялось знаменательное событие в церковной жизни католиков - Апостольский визит Папы Римского в Украину – в Киев и Львов.

Папа Иоанн Павел ІІ 27 марта 2002 г. создал римско-католическую диецезию в Мукачеве и именовал епископа Антала Майнека, предыдущего Апостольского Администратора Закарпатья, первым епископом Мукачевской диецезии. 4 мая 2002 г. Святейший Отец создал Харьковско-Запорожскую и Одесско-Симферопольскую диецезии.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.