Здавалка
Главная | Обратная связь

Новозыбковская иерархия (Русская Древлеправославная Церковь)



Старообрядчество зародилось в России в середине XVII столетия и развилось в отдельную религиозную конфессию, после собора Московской церкви 1666-1667 гг. Последний осудил реформы Никона, но и не поддержал его противников. Реформы Никона выходили за рамки обычных обрядовых реформ. Ситуация осложнилась тем, что все нововведения подкреплялись растущей ролью западничества, против которой очень ожесточенно протестовал кружок «Ревнителей благочестия», во главе с протопопом Аввакумом.

После собора 1666 г. в Московии происходят повсеместные гонения и преследования приверженцев древнего благочестия.

28 октября 1846 г. после перехода в старообрядчество Босно-Сараевского митрополита Амвросия устанавливается трехчинная иерархия, так называемая Белокриницкая (название происходит от села Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области). Некоторые старообрядческие приходы и монастыри не приняли Белокриницкую иерархию. Таким образом, выделяется еще одно направление в старообрядчестве: «беглопоповцы». 4 ноября последние принимают в свои ряды обновленца никонианина архиепископа Николая (Позднева), а позже в 1929 г. его соратника Стефана (Расторгуева). Отсюда берет начало трехчинная иерархия Древлеправославной церкви. Сразу следует отметить, что применительно к современности термин «беглопоповцев» относительно выше названной религиозной деноминации звучит религиоведчески неэтично.

Кафедра архиепископа Древлеправославной церкви находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. в городе Новозыбкове (Брянская область Российской Федерации). В 1923 г. первоиерарх Новозыбковской церкви именовался: Архиепископом Московским, Саратовским и Всея Руси Древлеправославных христиан.

В З0-е годы XX века часть священиков Русской Православной церкви (далее РПЦ), спасаясь от репрессий перешли к новозыбковцам. В основном это представители движения «Иосифлян». В их числе и уже упоминавшийся выше Стефан (Расторгуев), занявший Уральскую и Богуславскую кафедры. С его расстрелом в 1937 г. русская Древлеправославная церковь находилась на нелегальном положении. В 1938 г. был закрыт собор в городе Новозыбкове, но в 1943 г. богослужения в нем возобновились.

В СССР у Новозыбковского старообрядчества отношение с властями складывались более удачно чем у других старообрядческих ответвлений.

Они выделялись на общем фоне своей «патриотичностью». Последнее означает то, что они не критикуют государственную власть и связи РПЦ с нею.

По структуре РДЦ отличается своей менее жесткой централизацией, нежели РПЦ и Русская Старообрядческая Православная Церковь (РСПЦ) Белокриницкой иерархии. Отсюда в церкви, не привыкшей к особой строгой дисциплине, часто возникают локальные конфликты, например, в 90-е годы XX века церковь несколько раз была на грани раскола. Так, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов), попытался создать Иверскую самостоятельную Древлеправославную Церковь, кроме того, в Самаре в 1995 г. епископ Вадим (Коровин) выступил с критикой священноначалия, что могло привести к новому делению старообрядчества, если бы не его отлучение.

В 2001 г. обостряются отношения новозыбковцев с РСПЦ. Архиепископ Александр, глава РДЦ выступил с резким заявлением, обвинив РСПЦ в «прозелитизме» и в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в Белокриницкую иерархию. Особо он осудил то, что священноначалие РСПЦ позволяет себе общаться с внешним миром от лица всего старообрядчества. На Соборе РДЦ было заявлено необходимости четкой грани между новозыбковцами и Белокриницкой иерархией.

Это связано с тем, что РДЦ по-прежнему отрицает законность рукоположения Белокриницкой иерархии. Также, с точки зрения новозыбковцев, все остальные христиане находятся в ереси и заблуждении, но они не считают, что все они не будут спасены.

3 марта 2002 года на Соборе РДЦ глава церкви архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, а резиденция перенесена из Новозыбкова в Москву. В Украине зарегистрировано две общины РДЦ. Одна из них в Донецкой области.

 

Луковенко И.Г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.