Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ оборачиваемости средств организации



Оборачиваемость средств организации является одним из показателей деловой активности. Также она отражает эффективность использования ресурсов, так как показывает соотношение результатов (выручки от продаж) и величины примененных ресурсов. Ускорение оборачиваемости активов ведет к повышению рентабельности капитала, уменьшению потребности в привлечении дополнительного финансирования, сокращению заготовительно-складских расходов и т. п.

Можно рассчитать оборачиваемость всех активов организации, оборотных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей и т.д. В общем виде оборачиваемость средств рассчитывается путем сопоставления показателя, взятого в качестве оборота (например, выручки от продаж) и средней величины средств, по которым рассчитывается оборачиваемость. Для обобщающих показателей в качестве оборота используется выручка (нетто или брутто) от продаж или себестоимость продаж, а по конкретным видам активов или пассивов (например, по запасам конкретных материалов) в качестве оборота по активным счетам берется кредитовый оборот по данному счету, а по пассивным – дебетовый.

Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше они приносят прибыли (если реализуемая продукция рентабельна). Между рентабельностью совокупного капитала, его оборачиваемостью и рентабельностью продаж существует непосредственная зависимость (формула Дюпона):

, (10.1)

где – прибыль до налогообложения или чистая прибыль,

– средняя величина совокупного капитала (активов),

– выручка от продаж.

Таким образом, на рост рентабельности совокупного капитала влияют два основных фактора: ускорение оборачиваемости совокупного капитала и рост рентабельности продаж. Влияние этих факторов можно рассчитать с помощью приемов элиминирования (цепных подстановок, абсолютных разниц и т.д.).

Расчет способом абсолютных разниц: чтобы найти влияние оборачиваемости капитала, отклонение по оборачиваемости капитала умножают на базисную рентабельность продаж, а чтобы найти влияние рентабельности продаж, отклонение по рентабельности продаж умножают на отчетное значение оборачиваемости капитала. Как правило, рост рентабельности совокупного капитала обусловлен или ускорением оборачиваемости средств при невысокой рентабельности продаж, или установлением более высоких цен и повышением рентабельности продаж при медленном обороте капитала.

Одним из важнейших вопросов комплексного анализа хозяйственной деятельности является анализ оборачиваемости оборотных средств. Ускорение их оборачиваемости уменьшает потребность в оборотных средствах, высвобождает финансовые ресурсы, вложенные в них. Приведение материально-производственных запасов к оптимальному размеру (нормативу), продажа излишних запасов позволяет увеличить средства в свободной денежной форме, что ведет к повышению ликвидности активов. Сокращение излишних запасов снижает затраты на их хранение, уменьшает риск их порчи, хищений, возможности того, что они окажутся ненужными при изменении производственной программы.

Увеличение числа оборотов достигается за счет повышения технико-организационного уровня предприятия, роста производительности труда, сокращения цикла производства и обращения. Производственная программа должна базироваться на данных маркетинга о возможном объеме реализации продукции с тем, чтобы выпущенная продукция не залеживалась на складе. Если выручка от реализации определяется по оплате, то для ускорения оборота средств в обращении следует использовать новые банковские технологии, позволяющие ускорить документооборот и движение денег, вексельную форму расчетов, для недобросовестных плательщиков применять полную или частичную предоплату.

Оборачиваемость оборотных средств можно рассчитать с помощью следующих показателей.

Коэффициент оборачиваемости (количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за период) – отношение выручки (нетто) от продаж к средней величине оборотных активов.

Средняя продолжительность одного оборота в днях – отношение средней величины оборотных активов к однодневной выручке (нетто) от продаж (выручке, деленной на количество дней в периоде). Иначе этот показатель можно рассчитать путем деления количества дней в периоде на количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за период (на коэффициент оборачиваемости). Количество дней в периоде обычно округляется: в году берут 360 дней, в квартале 90 дней, в месяце 30 дней.

Коэффициент закрепления – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Рассчитывается путем деления средней величины оборотных активов на выручку (нетто) от продаж. Средняя величина оборотных активов рассчитывается как среднее хронологическое или среднее арифметическое значение.

Условное высвобождение (или вовлечение в оборот) финансовых ресурсов, вложенных в оборотные средства, при изменении их оборачиваемости можно рассчитать следующим образом: отклонение по средней продолжительности одного оборота в днях умножить на однодневную выручку (нетто) от продаж за отчетный период.

Можно рассчитать эту величину и по-другому: как относительную экономию (или перерасход) оборотных средств: из средней величины оборотных активов за отчетный период вычесть среднюю величину оборотных активов за базисный период, умноженную на индекс изменения выручки (нетто) от продаж.

Аналогично рассчитывается оборачиваемость отдельных элементов оборотных активов: запасов, денежных средств и средств в обращении (дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений). Для расчета оборачиваемости в качестве оборота берется:

Ø для запасов – себестоимость реализации продукции, работ, услуг за период;

Ø для денежных средств – расход денежных средств за период;

Ø для финансовых вложений – реализация ценных бумаг и погашение выданных займов за период.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.