Здавалка
Главная | Обратная связь

Правопонимание: характеристика основных концепций



Правопонимание- определённое представление о существе права.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Тип правопонимания – это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;

б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;

в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права. В настоящее время российскими учеными выделяется несколько типов правопонимания:

Основные концепции правопанимания:

Согласно потестарному (позитивистскому) подходу правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение.

Согласно непотестарный подходу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права.

С точки зрения нормативной школы право (объективное право) - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Социологические школы интересует право на этапе его реализации в действительных общественных отношениях. Предтечей социологической теории явилась "школа свободного права", представители которой (Эрлих и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Правопонимание нравственной школы права. Для нравственных школ права характерно его выведение из правой культуры общества. Право рассматривается как форма общественного сознания, система общественных представлений о правовых явлениях.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон – суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права.

Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом:

Право – это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.

В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

Естественно-правовой подход. С точки зрения естественно-правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.

Либертарно-юридическая концепция. Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:

1. равной для всех нормы и меры

2. свободы

3. справедливости

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.