Здавалка
Главная | Обратная связь

Серии судовых асинхронных двигателей



Изоляция обмоток машины должна быть влагостойкой, маслостойкой и водостойкой. По нагревостойкости изоляционные материалы должны соответствовать ГОСТ 88—70. Серии судовых асинхронных двигателей выпускаются, как правило, на базе единых серий асинхронных машин, выпускаемых промышленностью. Однако благодаря применению материалов повышенного качества их показатели в целом выше общепромышленных и соответствуют вышеизложенным требованиям.

Двигатели изготовляют на синхронные частоты вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин при частоте 50 Гц. При этом предусмотрен выпуск одно-, двух- и трехскоростных судовых асинхронных двигателей для продолжительного, повторно-кратковременного и кратковременного режимов работы с левым или правым направлением вращения.

В пятидесятые годы прошлого века на флот поставлялись электродвигатели серий МА, МАО, МРЗ, МАФ, МАП построенные на базе единой общепромышленной серии А.

В середине шестидесятых годов промышленность перешла к выпуску судовых асинхронных двигателей, которые были спроектированы на базе единой серии А2 и А02, обладающей повышенной надежностью. Эта серия в настоящее время успешно эксплуатируется на многих судах.

Серия состоит из нескольких самостоятельных подсерий, являющихся, однако, продолжением одна другой.

Электродвигатели серии АОМ с модификациями имеют четыре габарита по диаметру и две длины на каждом диаметре, всего 8 типоразмеров. Наименование серии расшифровывается следующим образом. АОМ-21-4 означает: А - асинхронный; О - обдуваемый; М - морской; первая цифра 2 - условный габарит (диаметр); вторая цифра - 1 первая длина (условно) якоря; третья цифра 4 - число полюсов.

Обмотка статора однослойная с изоляцией класса В (1-й и 2-й габариты) и класса Н (3-й и 4-й габариты).

При малошумном исполнении в обозначение типа двигателя добавляется буква Ш (например, АОМШ 31-4). Если при этом ма­шина рассчитана на увеличенные осевые и радиальные нагрузки, то в обозначении добавляется буква У (например, АОМШУ-21-2). По основным рабочим свойствам эти двигатели не отличаются от обычной серии АОМ, однако имеют конструктивные особенности. В частности, вал машин серии АОМШ выполнен из конструкцион­ной стали марки 40Х, а в двигателях типа АОМШУ он сварной из стали ст.5 и нержавеющей стали (свободный конец вала). Подшипниковые узлы и шейки вала обрабатываются по 1-му классу точности, ротор машины тщательно балансируется. В электродвигателях применяют специальные малошумные подшипники качения, причем подшипник со стороны свободного конца вала выполняется «плавающим» (в АОМШУ плавающий подшипник со стороны крылатки). Такая конструкция обеспечивает свободу для осевого перемещения верхней обоймы подшипника при температурных деформациях. Кроме того, подшипниковые узлы выполнены так, что замена смазки может производиться без разборки двигателя через пресс-масленку. В нижней части машины предусмотрено специальное отверстие с плунжером и шнековым скребком для удаления старой смазки.

Для подшипников применяется специальная консистентная смазка ЦИАТИМ-221 или ВНИИНП-242, допускающая работу двигателя без ее замены в течение 4000….6000 часов, но не более З….5 лет.

При маломагнитном исполнении (АОМШМ, а также СОММ - специальный, обдуваемый, морской, маломагнитный) для снижения переменной составляющей поля рассеяния в окружающем пространстве и обеспечения маломагнитности в двигателях применяют специальные экранирующие колпаки вокруг лобовых частей обмотки статора и стальные экранирующие обечайки (манжеты), охватывающие корпус двигателя в районе расположения сердечника статора.

Электродвигатели серии АМ с модификациями выполняются в брызгозащищенном исполнении 1Р34, имеют аксиально-вытяжную вентиляцию с помощью вентилятора, установленного на валу внутри машины. Являясь продолжением серии АОМ, двигатели типа АМ имеют 14 типоразмеров. Серия построена на семи диаметрах (5÷11 габариты), по две длины на каждом диаметре.

Электродвигатели АМШ отличаются малым шумом и облада­ют повышенной прочностью по сравнению с основной серией АМ. Это достигается высоким качеством исполнения машин, примене­нием специальных малошумных подшипников и высокопрочных материалов для конструктивных элементов.

Двигатели АН 8÷11 габаритов, предназначенные для центробежных насосов, имеют двухстороннюю аксиально-радиальную самовентиляцию и отличаются возможностью воспринимать от механизмов большие осевые и радиальные усилия. Двигатели могут изготовляться с удлиненными концами валов для непосредственной насадки рабочего колеса на вал.

Электродвигатели серии 4А. Двигатели серии 4А, по сравнению с двигателями предыдущих единых серий имеют меньшие массу и габариты, большие пусковые моменты и повышенную надежность. Это достигнуто за счет применения электротехнической стали с меньшими удельными потерями и большей магнитной проницаемостью, современных нагревостойких и высокопрочных изоляционных материалов, более совершенной системы вентиляции, а также за счет усовершенствования технологии производства. Двигатели серии 4А общего применения имеют высоту оси вращения в пределах 56÷355 мм и мощность в пределах 0,12….400кВт. По степени защиты предусмотрены два исполнения: закрытое обдуваемое (1Р44) и защищенное (1Р23).

Для судов предусмотрены модификации серии 4А - 4АП … ОМ2, 4А … РОМ5, 4А … РЗРОМ5.

Электродвигатели серии 4АП … ОМ2 разработаны на базе общесоюзной серии 4А и представлены для привода судовых осевых вентиляторов системных и встроенных в воздухоохладители продолжительного (S1) режима работы на судах неограниченного района плавания (температура окружающей среды от –40 до +500 С), категорий размещения 2, 3, 4 и 5 по ГОСТ 15150-69.

Обозначение типоразмера 4АП63В2ОМ2 электродвигателей расшифровывается следующим образом: 4 – порядковый номер общесоюзной серии; А – асинхронный; П – закрытое исполнение электродвигателя, обдуваемого вентилятором заказчика; 63 – высота оси вращения в миллиметрах; В – условная длина сердечника статора; 2 – число полюсов; ОМ – климатическое исполнение для неограниченного района плавания; 2- категория размещения.

Расчетный срок службы электродвигателей серии 4АП…ОМ2 составляет не менее 20 лет при общей наработке не менее 20 000 ч для обмотки статора, не менее 10 000 ч для подшипников и не более 40 000 ч для остальных активных частей. Вероятность безотказной работы двигателя составляет 0,8 для высот оси вращения от 56 до 132 мм и 0,9 для высот 160 и 180 мм в течение 10 000 ч наработки.

Электродвигатели серий 4А…РОМ5 и 4А…РЗРОМ5 разработаны на базе общесоюзной серии 4А и предназначены для привода рыбообрабатывающих и рыботранспортирующих механизмов, зубчатых мотор – редукторов, устанавливаемых в технологических цехах рыбообрабатывающих судов, и других механизмов продолжительного (S1) режима работы на судах неограниченного района плавания (температура окружающее среды от – 40 до +400 С), категория размещения 5.

Обозначение типоразмера 4А90L4P3POM5 электродвигателей расшифровывается следующим образом: 4-порядковый номер обще- союзной серии; А - асинхронный; 90- высота центров в миллиметрах; L- установочный размер по длине статора; 4- число полюсов; Р3- для привода редукторов (зубчатых)); Р- для рыбопромысловых судов; ОМ - климатическое исполнение; 5- категория размещения.

Помимо двигателей основного исполнения, предназначенных для применения в приводах, не предъявляющих специальных требований в отношении режима работы и условий эксплуатации, предусмотрены модификации электродвигателей:

— с повышенным пусковым моментом (4АР.....УЗ);

— с повышенным скольжением (4АС.....);

— тихоходные (2р=10 и 2р =12);

— многоскоростные (на две, три и четыре скорости, 2р=4/2; 6/4; 8/4; 6/4/2; 8/4/2; 8/6/4; 12/6; 12/8/6/4);

— на частоту сети 60 Гц;

— однофазные;

— встраиваемые в механизм (4АВ .....);

— с встроенным электромагнитным тормозом (4А..... Е);

— малошумные (4А.....НУЗ);

— с повышенной точностью по установочным размерам (4А....П);

— химостойкие (4А.....ХУЗ);

— влагоморозостойкие (4А..... У);

— тропические (4А ..... Т2);

— для крайнего Севера (4А ..... ХЛ);

— для сельского хозяйства (4А ..... СХУЗ);

— для рыбообрабатывающих установок (4А ..... РОМ);

— для морского флота и др.

Для обеспечения высоких энергетических показателей, хороших пусковых характеристик и наиболее полного использования материалов в вышеперечисленных двигателях выбраны оптимальные соотношения между длиной и внешним диаметром сердечников статора. Число пазов ротора во всех случаях меньше числа пазов статора, а их соотношение соответствует рекомендациям, которые позволяют уменьшить добавочные потери, приблизить форму кривой поля в зазоре к синусоидальной и снизить влияние паразитных моментов.

С этой же целью используются полузакрытые трапециеидальные пазы статора и закрытые или полузакрытые пазы ротора.

Нагревостойкость изоляции обмоток статора при высотах оси вращения h соответствует классам нагревостойкости:

h= 56÷ 63 мм класс Е;

h= 71÷132 мм класс В;

h= 160÷355 мм класс F.

Электродвигатели серий ДМ, ДМО, ДММ и их модификации с вы­сотами оси вращения 6З÷180, предназначенные для судового электропривода.

Двигатели рассчитаны на питание от сети 220 или 380 В с частотой

50 Гц при соединении обмотки статора в звезду. В многоскоростных двигателях предусмотрено переключение обмотки статора «треугольник - двойная звезда». Класс изоляции обмоток Н.

Условное обозначение двигателя расшифровывается следующим образом:

Д — двигатель, М — морской;

ДММ — маломагнитные двигатели;

ДМО — двигатели для осевых вентиляторов;

ДМН, ДММН—двигатели для низкоподпорных моноблочных насосов;

ДМНУ; ДММНУ — двигатели для высокоподпорных моноблочных насосов (усиленные);

ДМБ, ДММБ — двигатели без вентилятора самообдува;

ДМБН, ДММБН; ДМБНУ, ДММБНУ — двигатели без вентилятора самообдува для моноблочных насосов (низкоподпорных и высокоподпорных соответственно);

132, 160, 180 — высота оси вращения, мм;

S; M; L — условная длина корпуса (короткая, средняя, длинная);

А; B — условная длина сердечника статора;

2; 4; 6; 8; 4/2; 8/4 — число полюсов;

ОМ исполнение двигателя;

1÷5 — категория размещения двигателя.

Для двигателей насосных модификаций с удлиненным концом вала в условном обозначении перед буквой Н ставится цифра 1.

Пример: ДММ160SА4ОМ5 — двигатель морской маломагнитный с высотой оси вращения 160 мм, с условной длиной корпуса S, условной длиной сердечника статора А, четырехполюсный, исполнения ОМ, категории 5.

Двигатели ДМ и ДММ имеют монтажные исполнения М100, М200, М300, а насосные модификации и двигатели ДМБ, ДММБ — также исполнение М220 (на лапах с двумя фланцами на щитах) и специальное исполнение с двумя фланцами на щитах без лап. Двигатели ДМО имеют исполнение только М101 (на лапах с двумя щитами).

Степень защиты всех двигателей - водозащищенное исполнение 1Р55. Соединение двигателя с приводным механизмом осуществляется посредством эластичной муфты, а при моноблочной системе — непосредственной насадкой рабочего колеса механизма на вал двигателя.

В двигателях применяются малошумные подшипники качения, один из которых имеет плавающую посадку. Для улучшения виброакустических характеристик наружные кольца подшипников поджаты в осевом направлении кольцевыми волнистыми пружинами. Провороту наружного кольца подшипника в ступице щита препятствует стопорное устройство, состоящее из пружин и болтов. Конструкция подшипниковых узлов двигателей позволяет заменять смазку подшипников без разборки двигателя.

Характерной особенностью двигателей серии ДМ является гарантированный уровень воздушного шума 75…80 дБ и гарантированные параметры надежности на период непрерывной работы без непосредственного обслуживания, а также общий ресурс и срок службы двигателей.

Электродвигатели серии МАП, ВМАП предназначены для привода судовых механизмов, работающих в кратковременных и повторно-кратковременных режимах работы. Электродвигатели серии ВМАП работают в условиях умеренного морского климата ( температура окружающего воздуха от – 40 до + 40 0 С) и устанавливаются в судовых помещениях, где периодически могут образовываться взрывоопасные смеси газов и паров легковоспламеняющихся жидкостей с воздухом, а также химически агрессивные среды ( 0,005 мг паров азотной кислоты на 1 л воздуха).

Электродвигатели серии МАП могут работать на судах неограниченного района плавания ( температура окружающего воздуха от – 40 до + 45 0 С).

Обозначение типоразмеров электродвигателей расшифровывается так:

МАП421- 4ОМ1 ( М - морской; А - асинхронный; П – полюсно - переключаемый; 4- условный габарит по диаметру; 2- порядковый номер серии; 1 –условный габарит по длине; 4- число полюсов; ОМ- климатическое исполнение; 1- категория размещения);

ВМАП ( В - взрывонепроницаемый; М - морской; А- асинхронный; П - полюсно-переключаемый).

Двигатели этой серии должны иметь при необходимости достаточный диапазон регулирования частоты вращения. Это достигается использованием полюсопереключаемых, или независимых обмоток статора. Наиболее важным требованием, предъявляемым к таким двигателям, является наименьшее значение динамического фактора, определяемого произведением (GD2·n2), где G — масса ротора, D — диаметр ротора, n — частота вращения ротора. Это требование обеспечивает хорошие динамические свойства и минимальные затраты энергии на разгон. С этой же целью используется переключение числа полюсов обмотки статора при постоянном моменте, т. е. с реализацией наибольшей мощности при наибольшей скорости.

Электродвигатели имеют два основных исполнения: с гладким стальным корпусом и с литым оребренным корпусом. Степень защи- щенности двигателей 1Р55 и 1Р56. Конструкция двигателей рассчитана на значительные механические перегрузки при пусках, торможениях и внешних ударных воздействиях.

Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется, как правило, из алюминиевого антикоррозионого сплава с повышенным удельным сопротивлением, а в отдельных случаях из медных стержней с прива- ренными латунными короткозамыкающими кольцами. Обмотки роторов выполняются с особой тщательностью для обеспечения высокой прочности и надежности. Особенностью конструкции двигателя является относительно малый диаметр ротора при большой глубине пазов статора, что позволяет размещать на статоре до трех отдельных обмоток и одновременно уменьшить момент инерции ротора.

Исполнение двигателей М101, М301, а также М201 (первый и второй габарит новой серии).

К электродвигателям серии МАП могут пристраиваться водозащищенные дисковые тормоза переменного тока серии ТМТ… ОМ1 или постоянного тока серии ТДП6А (для электрдвигателей 6-го габарита с внешним обдувом), которые монтируются на подшипниковых щитах электродвигателей со стороны, противоположной приводу.

Обозначение серии тормозов ТМТ…ОМ1 расшифровывается следующим образом: Т- тормоз; М - морской; Т - трехфазный; ОМ - климатическое исполнение; 1- категория размещения.

Условия работы тормозов аналогичны условиям работы электродвигателей серии МАП.

К электродвигателям серии ВМАП могут пристраиваться водозащищенные взрывонепроницаемые дисковые электромагнитные тормоза серии ВТМТ, условия работы которых аналогичны условиям работы электродвигателей. Обозначение серии тормозов ВТМТ расшифровывается следующим образом: В - взрывонепроницаемый; М- морской; Т- трехфазный.

Срок службы электродвигателей серии МАП и тормозов серий ТМТ и

ТДП составляют не менее 25 лет, а электродвигателей серии ВМАП и тормозов серий ЕТМТ- 5 лет до капитального ремонта.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний

 

1. Поясните принцип действия асинхронного двигателя (АД).

2. Что означает скольжение АД, запишите формулу для скольжения.

3. Запишите уравнения равновесия ЭДС и изобразите схему замещения АД для холостого хода при неподвижном роторе.

4. Запишите уравнения равновесия ЭДС статора и вращающегося ротора АД.

5. Изобразите и поясните эквивалентную схему замещения ротора АД.

6. Поясните, каким образом осуществляется приведение обмотки неподвижного ротора к обмотке статора.

7. Изобразите и поясните схему замещения приведенного АД.

8. Запишите уравнения равновесия ЭДС и токов приведенного АД.

9. Изобразите и поясните векторную диаграмму приведенного АД.

10. Изобразите и поясните энергетическую диаграмму АД.

11. Запишите аналитическое выражение вращающегося электромагнитного момента АД и дайте его анализ.

12. Изобразите механическую характеристику АД и пояснить наиболее характерные ее точки

13. Поясните, как зависит вращающий момент АД от активного сопротивления ротора ?

14. Пояснитe, по какой причине возникает большой ток при пуске АД ?

15. Перечислитe способы пуска АД.

16. Обьяснитe конструкцию АД с двухслойным ротором.

17. Сравнитe механические характеристики АД с к.з. и двухслойным роторами.

18. Какие проблемы возникают в работе АД при обрыве фазы обмотки статора ?

19. Какие проблемы возникают в работе АД при «вывернутой» фазе ?

20. Перечислить достоинства и недостатки регулирования скорости вращения АД изменением подводимого напряжения.

21. Перечислитe достоинства и недостатки регулирования скорости вращения АД изменением активного сопротивления цепи ротора ?








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.