Перевод синхронной машины в двигательный
Режим работы
Выше мы отмечали, что синхронная машина как и все другие электромеханические преобразователи энергии, обратима, т.е. может работать в режиме генератора или двигателя в зависимости от того, с какой стороны к ней подводится энергия – механическая с вала (это генераторный режим), или электрическая от сети (это двигательный режим).
При параллельной работе синхронной машины с мощной сетью во всех возможных режимах ток обмотки статора определяется только значениями
и сопротивления xc (или
) и всегда отстает от
по фазе на угол
. Величина и фаза
, в свою очередь, зависят от тока возбуждения генератора и от мощности приводного двигателя в режиме генератора или от момента сопротивления исполнительного механизма в режиме двигателя.
Обратимся снова к рисунку 8.7(б) соответствующему генераторному режиму работы СМ на сеть. Электромагнитная мощность генератора
определяется мощностью приводного двигателя, а на векторной диаграмме и угловой характеристике – углом Ө, причем вектор ЭДС
опережает вектор напряжения
на угол Ө. В системе электромагнитной связи между ротором и статором, ведущим звеном является ротор, а его ось сдвинута на угол Ө по отношению к оси магнитного потока
.
Если вращающий момент приводного двигателя постепенно уменьшать, мощность генератора
также будет уменьшаться, что на векторной диаграмме отразится уменьшением угла Ө; при холостом ходе СГ угол равен нулю,
, векторная диаграмма приобретает вид, показанный на рисунке 8.7(а). Если теперь в валу ротора приложить тормозной момент, то угол Ө изменит знак и синхронная машина автоматически перейдет в двигательный режим – она будет потреблять из сети активную мощность, создавая вращающий электромагнитный момент.
Физическая сущность явлений при переходе СМ в двигательный режим понятна из векторной диаграммы рисунка 8.16. На этой диаграмме вместо вектора
изображен вектор –
. Это формальная замена, т.к. не принято говорить "напряжение двигателя", мы всегда говорим "напряжение, подводимое к двигателю", имея в виду, что это напряжение сети.
Рисунок 8.16 – К переходу синхронной машины из генераторного в двигательный режим при параллельной работе с сетью
|
Под действием тормозного момента исполнительного механизма ротор занимает положение, показанное на рисунке 8.16; его ось сдвинута на угол Ө по отношению к вектору

в сторону отставания. Поле статора обгоняет ротор и как бы тянет его за собой посредством натяжения линий магнитной индукции. Соответственно поворачивается на угол Ө в сторону отставания по отношению к вектору

вектор ЭДС

. При этом возникает ЭДС

и отстающий от нее на угол

ток

, который в данном случае почти совпадает по фазе с вектором напряжения сети

. Это значит, что синхронная машина потребляет из сети активную электрическую мощность, преобразует ее в механическую, создает вращающий момент, равный моменту сопротивления исполнительного механизма,

.
При дальнейшем увеличении момента сопротивления угол Ө растет, увеличиваются
и
, возрастают
и
до тех пор, пока снова не установится равенство
.
Значения электромагнитной мощности
и электромагнитного момента
синхронного двигателя определяются по соотношениям 8.12 и 8.13 при неявнополюсном роторе и 8.23, 8.26 и. 8.27 - при явнополюсном роторе. Угловые характеристики СД имеют такой же вид как и у синхронного генератора, однако в соответствии с изменением угла Ө они располагаются в 3-ем квадранте. На практике угловые характеристики синхронных двигателей часто изображают так же, как и для синхронных генераторов, что конечно не меняет сущности происходящих в них физических процессов.
Рассмотрим явления в СД при изменении момента нагрузки на валу и при
,
и
для чего воспользуемся векторной диаграммой неявнополюсного двигателя (рисунок.8.17,а).
Примем, что в исходном режиме ток возбуждения Iв и момент сопротивления Мс1 имеют такие значения, что двигатель работает при cosφ=1, чему на векторной диаграмме соответствуют угол Ө1 и ток нагрузки
. При увеличении момента нагрузки до значения Мс2 конец вектора
перемещается по окружности радиуса
, угол Ө1 увеличивается до значения Ө2, а ток нагрузки возрастает до величины I2 и, располагаясь перпендикулярно вектору
, перемещается вокруг точки о по часовой стрелке.
Рисунок 8.17 – Векторные диаграммы синхронного двигателя
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.