Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинамиСтр 1 из 38Следующая ⇒
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Н.А. Молодчик
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Пермь 2012 Оглавление Тема 1. Основы организационного поведения 1.1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами ….................................................................................................4 1.2. Классификация ОП……………………………..........................................................................5 1.3. Основные концепции ОП……………………………………………………….......................6 1.4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП ..…….……………….……...………6 1.5. Эффективность деятельности организации………………….……………………………….7
Тема 2. Личность в организации 2.1. Природные данные……………………………………………………………………………..9 2.2. Демографические характеристики…………………………………………………………...12 2.3. Компетентность……………………………………………………………………………….13 2.4. личностные черты…………………………………………………………………………….14 2.5. Ценности и установки………………………………………………………………………...18 Тема 3. Мотивация трудовой деятельности 3.1. Потребности ……..……………………………………………………………………………21 3.2. Мотивы и мотивация трудовой деятельности………………………………………………24 3.3. Стимулирование трудовой деятельности……………………………………………………30
Тема 4. Групповое поведение в организации 4.1. Понятие группы. Классификация групп……………………………………………………39 4.2. Стадии развития групп……………………………………………………………………….41 4.3. Характеристики группы……………………………………………………...........................41 4.4. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации………………45 4.5. Модель развития команды……………………………………………………………………47 4.6. Условия и факторы эффективности групповой работы……………………………………49
Тема 5. Лидерство в организации 5.1. Лидерство и групповая динамика……………………………………………………………51 5.2. Функции лидерства…………………………………………………………………………...54 5.3. Восприятие лидера его группой……………………………………………………………..56 5.4. Личностные характеристики лидера…………………………………………………...……57 5.5. Основные теории лидерства…………………………………………………………………59
Тема 6. Коммуникации в организации 6.1.Коммуникация как структура…………………………………………………………………66 6.2. Коммуникация как динамический процесс…………………………………………………67 6.3. Факторы, препятствующие процессу эффективной коммуникации……………………..68
Тема 7. Организационная культура 7.1. Составляющие организационной культуры…………………………………………………70 7.2. Доминантная культура, субкультуры и контркультуры……………………………………73 7.3. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры……………………..74
Тема 8. Управление нововведениями в организации 8.1. Понятие изменений и нововведений………………………………………………………...76 8.2. Политика организации в отношении изменений……………………………………….77 8.3. Сопротивление изменениям и их преодоление……………………………………………..79 Тема 9. Управление конфликтами 9.1. Конфликт как неотъемлемая составляющая общества……………………………………..81 9.2. Элементы, формула и этапы конфликта…………………………………………………….82 9.3. Типы конфликтов……………………………………………………………………………..86 9.4. Причины конфликтов…………………………………………………………………………88 9.5. Действия руководства по разрешению конфликтов………………………………………..89
Литература………….......................................................................................................................92
Приложение № 1.Тест для определения типа личности по типологии Майерс-Бриггс..…94 Приложение № 2.Опросник УСК( тест для определения локус контроля)……………….....98 Приложение № 3.Тест «Ориентация на тип А или Б»……………………………………….100 Приложение № 4.Теория ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара……………..101 Приложение № 5.Модель принятия решений руководителем по Вруму-Йеттону………...103 Приложение № 6.Концепция заменителей лидерства………………………………………..104 Приложение № 7.Тест «Стратегии и тактики поведения в конфликте»……………………105 Приложение № 8.Этапыдеятельности руководителя по урегулированию конфликта…....107 Темы для контрольных работ…………………………………………………………………108 Тема 1. Основы организационного поведения 1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами. 2. Классификация ОП. 3. Основные концепции ОП. 4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП. 5. Эффективность деятельности организации.
Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами Современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности. Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. Оп предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. Идея ОП строится на том, что люди содержат в себе мощный потенциал. Управляя деловым поведение людей, менеджеры повышают эффективность деятельности организации. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, социологии, управления персоналом. В свою очередь ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду. Итак, ОП: · мультидисциплина; · ориентирована на личность в организации; · сфокусирована на результативности; · учитывает воздействие внешней среды. Предметом ОП являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения в организациях. Объекты ОП: индивид, группа, организация. Задача ОП состоит в выявлении важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение поставленных организацией целей, и создание условий для эффективного управления ими. Цель ОП – формирование и развитие эффективного поведения индивидов и групп, направленного на достижение целей организации, основу которого составляет баланс интересов индивидов и организации. Дисциплина “организационное поведение” берет свое начало с отчета, опубликованного Р. Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 году. Данный отчет был результатом их знакомства с учебными курсами, опросов студентов и преподавателей большого количества американских бизнес-школ. Их выводы свидетельствовали о том, что такая академическая дисциплина, как психология, не полностью удовлетворяет потребностям руководителей, они испытывают затруднение при применении теоретических положений науки на практике. Требовался новый подход, аккумулирующий в себе накопленный опыт исследований, оценки, прогнозирования, консультирования, конструирования в области поведения отдельных людей и их групп в организациях. Термин «Организационное поведение» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой. Существенное влияние на организационное поведение оказали и продолжают оказывать: • изменения связей и отношений, долгое время сохранявших устойчивость; • возникновение и исчезновение новых организаций; • значительное расширение международных связей, появление сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны; • выдвижение большого числа новых (других) лидеров; • обострение конкуренции в различных сферах; • повышение уровня неопределенности и риска в деловой сфере; • криминализация бизнеса: складывается ситуация, когда управленческая деятельность становится опасной для жизни руководителей. Следствием перечисленных изменений являются особые требования к адаптивности руководителей и просто работников. Важную роль играет не только пассивная адаптация (приспособление работника к среде), но и активная адаптация, т. е. те усилия, которые прилагает человек для того, чтобы изменить среду.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|