Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами



Пермский национальный исследовательский политехнический университет

 

Н.А. Молодчик

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Пермь 2012

Оглавление

Тема 1. Основы организационного поведения

1.1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами ….................................................................................................4

1.2. Классификация ОП……………………………..........................................................................5

1.3. Основные концепции ОП……………………………………………………….......................6

1.4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП ..…….……………….……...………6

1.5. Эффективность деятельности организации………………….……………………………….7

 

Тема 2. Личность в организации

2.1. Природные данные……………………………………………………………………………..9

2.2. Демографические характеристики…………………………………………………………...12

2.3. Компетентность……………………………………………………………………………….13

2.4. личностные черты…………………………………………………………………………….14

2.5. Ценности и установки………………………………………………………………………...18

Тема 3. Мотивация трудовой деятельности

3.1. Потребности ……..……………………………………………………………………………21

3.2. Мотивы и мотивация трудовой деятельности………………………………………………24

3.3. Стимулирование трудовой деятельности……………………………………………………30

 

Тема 4. Групповое поведение в организации

4.1. Понятие группы. Классификация групп……………………………………………………39

4.2. Стадии развития групп……………………………………………………………………….41

4.3. Характеристики группы……………………………………………………...........................41

4.4. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации………………45

4.5. Модель развития команды……………………………………………………………………47

4.6. Условия и факторы эффективности групповой работы……………………………………49

 

Тема 5. Лидерство в организации

5.1. Лидерство и групповая динамика……………………………………………………………51

5.2. Функции лидерства…………………………………………………………………………...54

5.3. Восприятие лидера его группой……………………………………………………………..56

5.4. Личностные характеристики лидера…………………………………………………...……57

5.5. Основные теории лидерства…………………………………………………………………59

 

Тема 6. Коммуникации в организации

6.1.Коммуникация как структура…………………………………………………………………66

6.2. Коммуникация как динамический процесс…………………………………………………67

6.3. Факторы, препятствующие процессу эффективной коммуникации……………………..68

 

Тема 7. Организационная культура

7.1. Составляющие организационной культуры…………………………………………………70

7.2. Доминантная культура, субкультуры и контркультуры……………………………………73

7.3. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры……………………..74

 

Тема 8. Управление нововведениями в организации

8.1. Понятие изменений и нововведений………………………………………………………...76

8.2. Политика организации в отношении изменений……………………………………….77

8.3. Сопротивление изменениям и их преодоление……………………………………………..79

Тема 9. Управление конфликтами

9.1. Конфликт как неотъемлемая составляющая общества……………………………………..81

9.2. Элементы, формула и этапы конфликта…………………………………………………….82

9.3. Типы конфликтов……………………………………………………………………………..86

9.4. Причины конфликтов…………………………………………………………………………88

9.5. Действия руководства по разрешению конфликтов………………………………………..89

 

Литература………….......................................................................................................................92

 

Приложение № 1.Тест для определения типа личности по типологии Майерс-Бриггс..…94

Приложение № 2.Опросник УСК( тест для определения локус контроля)……………….....98

Приложение № 3.Тест «Ориентация на тип А или Б»……………………………………….100

Приложение № 4.Теория ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара……………..101

Приложение № 5.Модель принятия решений руководителем по Вруму-Йеттону………...103

Приложение № 6.Концепция заменителей лидерства………………………………………..104

Приложение № 7.Тест «Стратегии и тактики поведения в конфликте»……………………105

Приложение № 8.Этапыдеятельности руководителя по урегулированию конфликта…....107

Темы для контрольных работ…………………………………………………………………108


Тема 1. Основы организационного поведения

1. Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами.

2. Классификация ОП.

3. Основные концепции ОП.

4. Особенности понятия «организация» в контексте ОП.

5. Эффективность деятельности организации.

 

Сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами

Современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. Оп предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности.

Идея ОП строится на том, что люди содержат в себе мощный потенциал. Управляя деловым поведение людей, менеджеры повышают эффективность деятельности организации.

ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, социологии, управления персоналом. В свою очередь ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.

Итак, ОП:

· мультидисциплина;

· ориентирована на личность в организации;

· сфокусирована на результативности;

· учитывает воздействие внешней среды.

Предметом ОП являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения в организациях.

Объекты ОП: индивид, группа, организация.

Задача ОП состоит в выявлении важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение поставленных организацией целей, и создание условий для эффективного управления ими.

Цель ОП – формирование и развитие эффективного поведения индивидов и групп, направленного на достижение целей организации, основу которого составляет баланс интересов индивидов и организации.

Дисциплина “организационное поведение” берет свое начало с отчета, опубликованного Р. Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 году. Данный отчет был результатом их знакомства с учебными курсами, опросов студентов и преподавателей большого количества американских бизнес-школ. Их выводы свидетельствовали о том, что такая академическая дисциплина, как психология, не полностью удовлетворяет потребностям руководителей, они испытывают затруднение при применении теоретических положений науки на практике. Требовался новый подход, аккумулирующий в себе накопленный опыт исследований, оценки, прогнозирования, консультирования, конструирования в области поведения отдельных людей и их групп в организациях. Термин «Организационное поведение» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой.

Существенное влияние на организационное поведение оказали и продолжают оказывать:

• изменения связей и отношений, долгое время сохранявших устойчивость;

• возникновение и исчезновение новых организаций;

• значительное расширение международных связей, появление сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;

• выдвижение большого числа новых (других) лидеров;

• обострение конкуренции в различных сферах;

• повышение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;

• криминализация бизнеса: складывается ситуация, когда управленческая деятельность становится опасной для жизни руководителей.

Следствием перечисленных изменений являются особые требования к адаптивности руководителей и просто работников. Важную роль играет не только пассивная адаптация (приспособление работника к среде), но и активная адаптация, т. е. те усилия, которые прилагает человек для того, чтобы изменить среду.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.