Здавалка
Главная | Обратная связь

Ценности и ценностные альтернативы, с которыми регулярно сталкиваются работники организации



Власть Нужно ли выполнять любое указание, если оно исходит «сверху»? Можно ли подвергать власть сомнению? Следует ли подчиняться лишь под угрозой наказания?
Закон Нужно ли всегда следовать букве закона? Согласны ли вы с выражением «Закон, что дышло: куда повернул, то и вышло»?
Работа Является ли работа главным занятием в жизни человека? Можно ли по-настоящему работать, занимаясь нелюбимым делом? Можно ли пожертвовать здоровьем и личной жизни ради дела?
Результат Есть ли цель, ради которой можно использовать любые средства? Какой результат можно считать удовлетворительным/достойным?
Возраст Возраст – «богатство» или «утрата»? Является ли возраст достаточным основанием для уважения?
Образование В какой мере можно доверять мнению эксперта? Что важнее: знание или « природная смекалка»? Можно ли судить о человеке по его образовательному уровню?
Равенство людей Могут ли национальные различия влиять на отношения людей? Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам? Должны ли женщины иметь особые привилегии?
Отношению к риску Должна ли жизнь человека исключать риск? Оправдан ли риск, если неудача может повлиять на жизнь других людей?
Помощь другим Нужно ли помогать старикам, больным, бедным и безработным? Стоит ли выполнять «чужую» работу, если вознаграждение не предусмотрено? Следует ли привносить в свою работу чувства и эмоции или необходимо быть предельно рациональным?
Поощрение или наказание Что заставляет людей изменить поведение: наказание или поощрение? Чем можно действительно заинтересовать людей? Могут ли люди хорошо работать, если над ними не будет угрозы наказания?
Удовольствие Должен ли человек заслужить право на удовольствие? Может ли работа быть удовольствием?

 

Часто система ценностей проявляется через установки.

Установка – устойчивая предрасположенность к определенной эмоциональной или когнитивной оценке предмета или явления.

Установки могут быть разделены на три основных компонента.

Эмоциональный компонент включает чувства людей, или аффект – положительный, нейтральный или отрицательный – относительно объекта.

Информационный компонент включает в себя убеждения или информацию, которые имеет индивидуум относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной.

Поведенческий компонент определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.

При изучении организационного поведения необходимо понимать функции установок.

Функция приспособления. Установки часто помогают людям приспособиться к своему рабочему окружению, ситуации, что будет экономить их нервную энергию.

Функция защиты собственного «Я». Помимо помощи в приспособлении к окружающей среде, установки также помогают работникам защитить тот образ самого себя, который существует у каждого человека.

Функция выражения ценностных ориентаций. Установки являются той основной, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации.

Познавательная функция. Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Установки в отношении людей, событий и предметов помогают ему осмысливать то, что происходит вокруг.

Формирование установок происходит под воздействием 4 факторов:

- эмоциональная оценка события или явления (аффективная реакция);

- когниции (информация о человеке или объекте);

- поведенческие интенции - намерения относительно человека или объекта;

- поведение (опыт, который формирует установки).

Чтобы изменить поведение человека необходимо:

1) понять какие элементы создают установочную систему, которая определяет поведение человека;

2) определить, как структурирована установочная система для воздействия на один или несколько элементов.

Среди методов изменения установок необходимо выделить следующие:

· устранение несоответствий – эффект когнитивного диссонанса;

· социальное научение – система поощрений и наказаний;

· воздействие страхом;

· влияние друзей или коллег;

· привлечение к сотрудничеству, когда люди, неудовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.