Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация организационного поведения



Понятие «организационное поведение» было введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих реакций личности (группы) на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также в связи с вариативностью типов этих реакций. Необходимость изучения организационного поведения заключается в том, что:

1. поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны;

2. поведение людей в организации и вне ее различно;

3. поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разных ситуациях.

Организационное поведение можно классифицировать следующим образом:

§ По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное.

§ По целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей.

§ По типу субъекта-носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное.

§ По типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний).

§ По последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации).

§ По форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное.

 

 

1.3.Основные концепции организационного поведения

 

Классические теории. Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля. Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Работники будут трудиться при условии получения соответствующей заработной платы и справедливости руководства. Если рабочие задания будут в достаточной мере упрощены и, если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства. Основное содержание классических теорий ориентировано на создание регламентированных условий реализации трудового процесса.

Теории человеческих отношений.Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги. Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль за исполнением рутинных операций. Теории выражают ориентацию на удовлетворение потребностей индивидов во взаимодействии и статусе.

Теории человеческих ресурсов (поддерживающий подход).Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, творчеству, а также личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают. Человек – основной ресурс организации. Задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышения чувства ответственности, создание атмосферы, способствующей увеличению их вклады в достижение целей организации. Т.е. развитие способностей работников и предоставление им возможностей для самореализации ведет к повышению производительности и степени удовлетворенности трудом. Поддерживается рост и развитие работника.

Ситуационный подход.Не существует единственно верного, универсального метода управления для любой ситуации. Задача менеджера состоит в поиске и реализации управленческих подходов, адекватных для определенных обстоятельств. Для достижения нужного результата в различных обстоятельствах необходим акцент на специфических видах индивидуального и группового поведения.

Системный подход.Целостный взгляд на субъект управления, основанный на стремлении к учету как можно большего числа факторов, влияющих на поведение людей. Все части организационного взаимодействия должны быть увязаны в комплексе.

 

1.4. Особенности понятия «организация» в контексте организационного поведения

 

Начать рассмотрение предмета следует с определения понятия «организация». В рамках данной дисциплины под «организацией» понимается специфическая социальная система, которая объединяет людей для реализации неких целей и вхождение в которую накладывает на поведение индивида существенные ограничения. Кроме того, «организация» – это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).

Кроме того, признаками организации являются:

организационная культура – ценности и поведенческие нормы, разделяемые ее сотрудниками, а также система запретов;

организационная структура – принципы взаимодействия внутри организации, совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах, способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами;

взаимодействие с внешней средой – получение ресурсов из внешней среды и, после их переработки, выпуск готовой продукции или услуги; учет запросов покупателей, клиентов (элементов внешней среды), требований законов, политической ситуации, экономических, технологических изменений и т. д. (если взаимодействие со средой осуществляется успешно, организация продолжает существовать на рынке, если нет – ее существование на рынке прекращается);

использование ресурсов – материальных, финансовых, кадровых;

наличие границ существования – во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом организации).

Существует достаточно много видов организаций, каждый из которых по‑разному влияет на формирование отношений внутри организации и поведение индивидов в ней.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.