Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие изменений и нововведений



Под изменениямии нововведениямив организационном поведении понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в организационные процессы. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями. Незначительные корректировки основных параметров организационной среды (структура, задачи, процессы, персонал и др.) рекомендуется проводить в организации регулярно, крупные – с периодичностью один раз в четыре-пять лет. Цель изменений – осуществление прогрессивных преобразований для перевода организации в высокоэффективное состояние.

Причины организационных изменений и нововведений могут быть экономическими, идеологическими, организационными, информационными, кадровыми и др. Наиболее распространенными являются изменение внешних условий работы (действия конкурентов), появление прогрессивных технологий решения управленческих задач (автоматизация и компьютеризация), бюрократизация аппарата управления (увеличение управленческих расходов).

Диагностические признаки, определяющие необходимость изменений, могут быть прямыми и косвенными: ухудшение или стабилизация показателей эффективности работы организации, проигрыши в конкурентной борьбе, пассивность персонала, неаргументированный протест против любых инноваций, отсутствие процедуры отмены неэффективных управленческих решений, разрыв между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокая частота наказаний при отсутствии поощрений и др.

Нововведения можно разделить на 3 группы:

1. технико-технологические (новые оборудования, приборы, технологические схемы и т.д.);

2. продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);

3. социальные, к которым относится:

• экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда)

• организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы

организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.)

• собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т.д.)

• правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием «управленческие».

Изменения и нововведения в организационном поведении классифицируются на следующие виды:

• по организации проведения: запланированные и незапланированные;

• по срокам: краткосрочные и долгосрочные;

• по отношению персонала:

- повышающие эффективность работы персонала;

- повышающие квалификацию работников;

- направленные на улучшение климата, повышение удовлетворенности трудом и др.

По способу осуществления следует различать нововведения:

· экспериментальные, то есть проходящие стадию апробации, проверки;

· прямые, реализуемые без экспериментов.

По объему:

· точечные (правила);

· системные (технологические и организационные системы);

· стратегические (принципы производства и управления).

По назначению:

· направленные на: эффективность производства;

· улучшение условий труда;

· обогащение содержания труда;

· повышение управляемости организации;

· повышение качества продукции.

Возможные положительные воздействия нововведений:

· снижение издержек;

· снижение вредности труда;

· повышение квалификации и др.

Возможные отрицательные воздействия нововведений:

· финансовые затраты на их проведение;

· снижение эффективности работы на начальном этапе;

· социальная напряженность и др.

Для успешного осуществления преобразования необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения.

Любые нововведения как определенные изменения в трудовом процессе неизбежны, поскольку обусловлены, главным образом, объективными факторами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых задач и направлений деятельности.

Реорганизация предприятия может осуществляться в различных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, сокращение, перепрофилирование.

При каждом из указанных видов происходит соответствующая перестройка системы управления, которая влечет за собой изменения в структуре, технологиях, кадрах, организационной культуре и других существенных параметрах функционирования организации.

Приоритетной целью изменений и нововведений следует считать:

· достижение более высоких результатов,

· освоение передовых средств и приемов труда,

· устранение рутинных операций,

· осуществление прогрессивных изменений в системе управления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.