Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.



1. Составление конспекта по плану:

1.Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза;

- Европейское направление Российской внешней политики;

- Активизация «восточной политики» ЕС;

2.Россия и ВТО - текущие проблемы и ближайшие перспективы;

- содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции;

- вступление России в ВТО – мнимые и реальные последствия;

3.Заключение соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее;

- экономические аспекты соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО;

- приоритеты торгово-экономического сотрудничества в предверии вступления России в ВТО.

1. Составление конспекта по плану:

1.Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза;

- Европейское направление Российской внешней политики;

- Активизация «восточной политики» ЕС;

Сегодня Европейский Союз (ЕС) объединяет более половины всех европейских государств с общим населением более 456 миллионов человек и обладает второй по уровню развития экономикой в мире.

Национальная безопасность и международный престиж стран данной группы, по их мнению, могут быть обеспечены присоединением к американской «коалиции желающих», а прогресс в социальной и экономической сферах достижим в рамках ЕС.

Внутри посткоммунистических стран сложилась идентификация политических сил по отношению к основным центрам мировой политики. Место недавнего антагонизма «Запад – Восток» занял треугольник «Вашингтон – Брюссель – Москва». В зависимости от политического темперамента правящей группировкой по-разному расставляются акценты во внешней политике, но «треугольник» продолжает существовать. Правые силы ориентируются на Вашингтон, левые и центристы – на Брюссель. Отношения с Россией рассматриваются всеми ведущими партиями исключительно с утилитарных позиций.

2.Россия и ВТО - текущие проблемы и ближайшие перспективы;

- содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции;

- вступление России в ВТО – мнимые и реальные последствия;

Более существенны расхождения позиций запада и востока ЕС в отношении России. В рамках данной проблемы можно выделить два аспекта. Во-первых, имеются расхождения в оценке основного тренда политического развития России. Во-вторых, у разных стран не совпадают экономические интересы. Оба аспекта взаимосвязаны. Более жесткая позиция «Новой Европы» по отношению к России обусловлена не только историческим прошлым, но экономическими интересами. Восточноевропейские страны, переориентировавшись в экономике на Запад, утратили российский рынок, а Россия потеряла механизмы влияния на развитие политических процессов в ЦВЕ. Политика перестала быть ведущим фактором экономических отношений.

Первоначально казалось, что можно иметь очень сложные политические отношения и развивать взаимовыгодные экономические связи. Однако это не совсем так. Политика не всегда – препятствие в развитии хозяйственных связей, но холодные политические отношения не стимулируют рост торговых, инвестиционных, технологических и других обменов.

Высокая степень энергозависимости восточноевропейских стран от России только раздражает их правительства. Они стараются уменьшить роль импорта российских энергоносителей, но не могут этого добиться. Несмотря на это, страны ЦВЕ позволяют себе проводить антироссийскую политику. Самое любопытное, что это не наносит ущерба их экономическим отношениями с Россией.

3.Заключение соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее;

- экономические аспекты соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО;

- приоритеты торгово-экономического сотрудничества в предверии вступления России в ВТО.

Россия вышла на «веер маршрутов» поставок газа в Европу – по старым «советским» трубопроводам, по новому придонному трубопроводу через Балтику и посредством танкерных поставок сжиженного газа. Это существенный шаг к диверсификации путей транспортировки энергоносителей на Запад.

В обозримом будущем маловероятно, что России будет выгодно стремиться к вступлению в ЕС. В равной мере справедливо и то, что сама она не сможет удовлетворить основным требованиям для вступления в Евросоюз. Это условие, правда, вряд ли кого-то всерьез смущает с учетом того опыта включения в ЕС восточноевропейских стран «последнего эшелона», которые тоже критериям Европейского Союза соответствовали весьма условно.

Восточноевропейские страны против присоединения России к ЕС: оно лишило бы их даже той остаточной, символической геополитической роли, которую пока еще они играют на европейском пространстве, убеждая США и «Старую Европу» в своей полезности и даже необходимости как «посредника» (на самом деле нежеланного и ненужного) в отношениях между ЕС и Россией. Российские энергоресурсы остро нужны Евросоюзу, но ЕС пытается получить их, «удерживая Москву на расстоянии вытянутых рук». До сих пор эта политика работала. Российская Федерация не особенно стремилась в ЕС и не искала альтернативы Евросоюзу как потребителю ее энергоносителей.

Если на самом деле в обозримой перспективе для российских углеводородов откроются рынке в Азии, ситуация может резко измениться. Как может измениться она, если сами страны ЕС найдут и освоят альтернативные источники энергии таким образом, что потребление углеводородов станет существенно меньше. Вопрос в том, насколько реалистичны обе эти перспективы.

В принципе не вполне бессмысленным многим аналитикам кажется вариант ассоциированного членства России и европейских государств СНГ в Европейском Союзе. Сегодня преждевременно говорить об актуальности соответствующих переговоров, поскольку не исчерпан потенциал подписанного в 1994-м и завершающегося в 2007 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом. Однако в перспективе данный формат отношений может быть модифицирован. Это не требует реформирования ни ЕС, ни СНГ, но может подготовить почву для реализации в будущем проекта «Большой Европы». Кроме того, Москва получит значительный ресурс времени для формирования адаптационной стратегии в отношении азиатских стран СНГ, что будет необходимо, если Россия рискнут пойти на ассоциацию с Евросоюзом.

В обозримой перспективе характер отношений России и ЕС вряд ли измениться. Приоритетным направлением будет торгово-экономическое сотрудничество. Сегодня Россию более всего интересует обеспечение транспортировки нефти и газа в страны «Старой Европы» по территории «Новой Европы». Углубление сотрудничества возможно в областях взаимодействия по линии борьбы с терроризмом и сотрудничества органов внутренних дел, упрощения визового режима, увеличения товарооборота и обмена инвестициями.

Европейское единство подвергается серьезному испытанию европейским Востоком. Общая внешняя политика и политика безопасности стран ЕС развивается крайне медленно из-за существенных расхождений в видении международных проблем евросоюзовским Западом и евросоюзовским Востоком. Перспективы сближения позиций «двух Евросоюзов» не вполне определены в свете проблем с принятием европейской конституции. Запад Европы не может более игнорировать социально-экономические и политические интересы «Новой Европы». Во всяком случае, последняя настаивает именно на этом, намекая, что проамериканский выбор «новоевропейцев» – реакция на недостаточность реальных стимулов к углублению приверженности европейской идее. Рост евроскептицизма на Востоке – маркер освоенности европейской идеи в посткоммунистических странах, где по-прежнему сильны поляризация между ностальгией по «реальному социализму», популизмом и «низовым» национализмом.

2.Беседа по вопросам:

1.Какова общая стратегия взаимодействия России и Европейского Союза;

2. В чем суть главной темы сегодня - построение между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой;

3. Объясните содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции;

4. Вступление России в ВТО: каковы мнимые и реальные последствия?

5. Дайте оценку последствиям вступления России в ВТО;

6.Как вы понимаете выражение: активизация «восточной политики» ЕС?

7.Прокомментируйте мнение: прежде всего, необходимо учитывать: если Европейский Союз для России, это - основной торговый партнер, то Россия для ЕС - пока что, главным образом, важный поставщик энергоресурсов.

 

Знать термины и понятия: Европейский Союз; Всемирная Торговая Организация ВТО; инфраструктура; «восточная политика» ЕС.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.