Здавалка
Главная | Обратная связь

Анатомо-физиологические особенности перестройки организации у подростков и их отражение в психологических особенностях возраста.



Обычно подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 15 лет Это учащиеся 5-9 классов Этот период является одним из самых сложных в жизни человека Часто его называют \"критическим\", \"переломным\" или \"переходным\" возрастом.

Анатомо-физиологическое развитие в подростковом возрасте характеризуется перестройкой организма ребенка - половым созреванием.

Подростковый возраст также называют пубертатным периодом - стадия, когда человек достигает полового созревания (в среднем длится 3-4 года) На этой стадии у подростков интенсивно растет скелет тела Сначала созревают внутренние органы, а затем увеличиваются внешние размеры тела. У девочек расширяется таз, плечи остаются такими же как были у мальчиков увеличивается ширина плеч, а размеры таза остаются неизменными соответствии роста скелета происходит развитие массы тела, мышечной и жировой тканей. Развиваются вторичные половые признаки: у девочек начинается развитие груди, происходит оволосенение лобка, появляются первые менструации (в среднем в 13 лет) у мальчиков увеличиваются яички, также наступает оволосенение лобка (в среднем в 12-13 лет), через два года после этого появляются волосы под мышками, начинает расти борода, происходит лом ка голоса. Также пубертатный период характеризуется высокой гормональной активностью, влияет на развитие организма и поведение ребенка. На этом фоне появляется сексуальное поведение, выделяется половая роль - представление о себе, установки и поведение в социальных ситуациях, как индивида мужского или женского пола.

В подростковом возрасте завершаются основные структурные и функциональные изменения в мозге, он достигает своего конечного уровня веса и объема

Важно также то, что в организме подростков возникают трудности с кровоснабжением мозга, поскольку все системы организма развиваются довольно быстро, а сердце и легкие несколько запаздывают в развитии. Это вызывает нестабильность в поведении и активности детей этого возраста.

Психическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом, который условно называют \"кризис 13 лет\"

Ее предпосылкой является разрушение старой структуры личности, внутреннего мира, системы переживаний ребенка, которые были сформированы до этого возраста

Основными причинами кризиса являются следующие:

1) взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями;

2) в поведении появляется прямое отражение полового созревания

Суть кризиса заключается в глубокой качественном изменении всего процесса психического развития ребенка, его внутреннего мира (а не в ярких внешних проявлениях поведения)

К симптомам кризиса относятся:

1 Снижение продуктивности учебной деятельности (а также способности ею заниматься) даже в тех сферах, где подросток одаренный (часто это обусловлено переходом от конкретного к логическому мышлению я).

2 Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у него часто возникает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится одиночества и самоизоляции

Бурное развитие и кризис подросткового возраста обусловливают появление психологических новообразований, центральным из которых является самосознание. Другим новообразованием является чувство взрослости. Это проявляется не в виде подражания (как было в дошкольном и младшем школьном детстве), а в принадлежности к миру взрослых - постоянном стремлении занять место взрослого в системе реальных их отношений между людьми. Конечно, взрослость подростков является субъективной, проявляется она в эмансипации от родителей, новом отношении к учебе, в романтических отношениях со сверстниками другого пола, во внешнем виде и манере одеваться.

Таким образом, новые условия развития подростков предопределяют новую социальную ситуацию развития подростков которая характеризуется тем, что основным социальной средой ребенка остается школа, но меняется мотив взаимодействия с социальным окружением не игнорируя обучения, подросток начинает уделить особое внимание общению Таким образом, главным мотивом становится общение со сверстниками. Это проявляется в часто повторяющемуся высказывании подростков: \"Мы ходим в школу не только учиться, но и общаться \"Поэтому постепенно ведущей деятельностью этого возраста становится интимно-личностное общение со сверстниками обучение остается основным видом деятельности. Вместе с этим появляются и другие новые мотивы, которые проявляются в следующем: появление \"симпатий ее \"и\" антипатии \"к учебным предметам; появляется привязанность, или отвращение к своей школы, для подростка становятся важными результаты контроля его обучение - оценка.

Взрослые в социальной ситуации развития подростков выступают в качестве значимых лиц. Но этот \"пьедестал\" может занять любой: массовый кумир (популярный певец или актер т.п.), учитель (в ролевой позиции взрослого друга), или родители (если вовремя и правильно среагировали на кризис).

Рассмотрим психологические особенности ведущей деятельности подростков в реализации относительно сверстников и взрослых.

Психологические особенности общения и взаимоотношений подростков со сверстниками проявляются в следующем:

- подростки стремятся занять место в группе сверстников, соответствующих притязаниям.

- общение со сверстниками постепенно выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, охватывает новые интересы, виды деятельности, отношения. Все это постепенно выделяется в чрезвычайно важную д для подростка сферу жизни;

- общение со сверстниками приобретает такой ценности, оттесняет на второй план обучения и отношения с родными;

- недовольство своими отношениями со сверстниками часто является причиной снижения уровня учебных достижений и нарушений поведения;

- в общении для подростков становятся важными личностные качества (знания, честность, смелость);

- отношения характеризуются ориентацией на требования товарищей, их учета Проявлением этого является \"уличные законы\", \"кодекс чести\" и др.;

- подростки интенсивно формируются в группы, в которых имеется высокий уровень конформизма (пассивное, приспособленчество принятие групповых стандартов поведения, безусловное преклонение перед авторитетами);

- у подростков появляются референтные группы (группа-эталон, на нормы и ценности которой они ориентируются в своих поступках и самооценке);

- постоянно идет поиск друга, на фоне ревности, образ подростки дорожат дружбой;

- появляется взаимная заинтересованность ребят, желание понравиться, поэтому возникает обеспокоенность внешности

Психологические особенности общения и взаимоотношений подростков со взрослыми характеризуются такими проявлениями:

- подростки не соглашаются на неравноправные отношения, поскольку они не отвечают их представлениям о собственной взрослость и самостоятельность. Они требуют уважения, доверия, самостоятельности, ограничивают права взрослых и расширяют свои. Часто это приводит к невыполнению распоряжений взрослых, пренебрежение обязанностями, протесту;

- конфликтность возникает при условии, когда изменения в развитии личности подростка опережают коррективы отношений со взрослыми;

- характер общения подростков со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков, им нужно доверие.

Психологические особенности обучения подростков:

- подростки выбирают такие способы обучения, которые делают их более независимыми, более взрослыми в их глазах (выбирают самостоятельные формы занятий, а от учителя требуется понимание, поддержка, помощь);

- возникают новые мотивы учения: образованность, стремление устроиться в будущем (дальнейшее обучение, работа), стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, необходимость выполнять требования родителей;

- знания становятся ценностью. Они позволяют занять определенный статус среди сверстников;

- появляется направленность на самостоятельный поиск новых знаний;

- процесс усвоения знаний в школе может сопровождаться интеллектуально эмоциями но особенностью является то, что они не сами выбирают знания, поэтому одни ученики их легко усваивают, другие - только выборочные предметы;

- оценка подростков является статусом, показателем уровня знаний, стимулом;

- подростки активно испытывают свои силы в различных отраслях трудовой деятельности: организация различных мероприятий, общественно-политическую жизнь и т.д.

Все познавательные психические процессы подростков характеризуется произвольностью

У подростков совершенствуется чувствительность ощущений, на основе чего восприятие становится более полным и детальным, планомерным и последовательным.

Также в этом возрасте увеличивается объем памяти (за счет появления логического мышления), она становится более управляемой, формируется смысловая логическая память, увеличивается количество приемов запоминания.

Развивается абстрактное и формируется понятийное мышления. Появляются гипотетически-дедуктивные суждения. Развивается способность к умственным экспериментов, оперирование гипотезами. Формируется активное, самостоятельное, творческое мышление

Развитие воображения подростков характеризуется расширением содержания и появлением новых способов образования ее образов Воображение становится более произвольным, представляются не только предметы, но и образы будущих ситуаций в форме воображения в этом возрасте становится мечта. С ее помощью подростки создают образы своего желаемого.

У подростков активно развивается произвольная внимание ее устойчивость, распределение и переключение Существенно возрастает объем внимания, ее самоконтроль, регуляция внешних проявлений внимания, увеличивается концентрация внимания на поведении и действиях людей.

Вещание подростков развивается по четырем направлениям: 1) как средство общения, 2) как способ приобретения знаний, 3) как инструмент создания и средство выражения эмоциональных состояний и волевой регуляции поведения, 4) как объект изучения.

Параллельно у подростков повышается интерес к овладению выразительностью речи для демонстрации \"интеллектуальной силы\", развивается чувствительность к художественному слову, возникает тяга к написанию стихов, уменьшается количество лишних слов, увеличивается словарный запас, совершенствуется письменная речь. Однако, есть и трудности в развитии речи: отсутствует красноречие (неумение использовать язык для в творения чувств), часто язык является отрывочной и с неадекватной интонацией, имеется многословие, длинные предложения.

Развитие личности подростка характеризуется такими психологическими особенностями:

- появление чувства взрослости определяет направленность и содержание активности ребенка;

- они стремятся признания своей взрослости, поскольку не чувствуют себя взрослыми полной мере;

- появляется большая чувствительность к усвоению норм, ценностей, способов поведения;

- усиливается стремление быть самостоятельным;

- возникает постоянная потребность в доброжелательном отношении, тактичности со стороны взрослых;

- в деятельности подростки самостоятельно ставят цель, составляют план действий, подбирают средства. Но часто полностью вменяемыми, не стремятся самоанализа Их поступки характеризуются импульсивностью;

- в подростковом возрасте также развиваются специфические особенности самосознания, что проявляется в самооценке Механизмом развития самосознания подростков является их постоянная рефлексия, поэтому они зачастую не в довольными самими собой;

- подростки очень интересуются другими. Им нравится анализировать действия и мысли знакомых, разговаривать о своем внутреннем мире, переживания, чувства;

- развиваются такие волевые качества как настойчивость, целеустремленность. Но часто их волевые действия направлены только на что-то одно;

- бурно развивается волевая сфера подростков. Практически все их жизни и деятельности сопровождаются яркими эмоциями, чувствами, переживаниями, особенно в общении со сверстниками противоположного пола и;

- интенсивно формируется направленность, интересы.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.