Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная ситуация развития современных подростков. Потребность занять свое место среди сверстников.



Социальная ситуация как условие развития и бытия личности в подростковый период имеет принципиальные отличия от ситуаций развития в детстве Разница связана не столько с внешними обстоятельствами, сколько с внутренними факторами Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, контактировать со сверстниками, но сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации. Теперь уже иначе расставляются акценты между семьей, сверстниками и школою.

Именно в подростковом возрасте изменяется внутренняя позиция в отношении школы и учения. Если в младших классах дети психологически захвачены собственно учебной деятельностью, то в период пубертата их начинают привлекать, как уже отмечалось, взаимоотношения со сверстниками. Эти взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса подростка.

В школьных условиях, не игнорируя обучение, подросток особого внимания придает общению. Главное место среди мотивов положительного отношения к школе занимает мотив общения со сверстниками, который аргументируется таким образом: мы ходим в школу не только учиться, но и общаться. Другие мотивы располагаются в следующей последовательности: качество преподавания предмета (\"учитель может хорошо объяснять\"), приверженность д в своей школы (\"хочу учиться только в нашей школе\"), контроль знаний, осуществляемой в школе (\"если можно было бы учиться дома, то никто ничего бы не делал\"").

В стенах школы подросток проводит большую часть своего времени в ней создаются условия для развития его личности. Такие условия могут подкреплять взрослые и, прежде всего, учителя Учитель в ролевой позиции взрослого друга довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка Ведь учитель, которого подростки очень уважают, объединяет их одной общей эмоцией, что особенно ценно для них. Другое дело, когда, например, центром обожания становится массовый кумир (актер, спортсмен, певец), которого подростки начинают подражать. Но и в первом, и во втором случае взрослые выступают в качестве значимых лиц для них и здесь важно то, кто из взрослых займет в сердцах подростков этот пьедестал.

Положительное отношение к учебной деятельности определяется следующими способами учебных действий, которые делают подростков более независимыми, более взрослыми в глазах. Поэтому для них приобретают привлекательности самостоятельные формы занятий; так они легче усваивают способы умственных действий со стороны учителя им импонирует только его поддержка.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения: желание быть образованным (\"учусь, чтобы быть грамотным человеком\"), стремление устроиться в будущей жизни (\"учусь, чтобы найти высокооплачиваемую работу\") подальше обучения (\"мечту поступить в институт\"), стремление к самоутверждению и самосовершенствованию \"не хочу быть хуже всех\", \"чем больше знаешь, тем лучше отношение к тебе людей\".

Для современных условиях школьного обучения более характерны, нетипичные сравнению с 80-ми годами, мотивы учения. Если подросток 70-х и 80-х годов рассматривал себя как часть общества, ставя интересы последнего выше собственных, то для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказываются стремление к саморазвитию и самореализации Причем, большинство под сверстников ориентирована сегодня на критерии, которые традиционно рассматривались как индивидуалистические: практичность, стремление к благополучию, самостоятельность взглядов и получение от жизни \"своего\", желание быть хорошим семьянином.

Для личностного роста подростка особую значимость приобретают полученные в процессе учения знания Они становятся той ценностью, которая обеспечивает расширение кругозора, позволяет занять определенный статус с среди сверстников. Усваивая жизненный опыт близких людей, подросток начинает хорошо ориентироваться в окружающей среде. Впервые в переходном возрасте проявляется самостоятельная направленность на поиск новых знаний: вместе с сверстниками подросток ездит на художественные и технические выставки, в музеи, ходит в театры, посещает кружки технического творчества, путешествует.

Процесс усвоения знаний в школе может приносить интеллектуальное удовлетворение подростку. Однако здесь существуют свои особенности: в школе он не выбирает самостоятельно знания для образования В результате можно видеть, что в некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают знания, другие-лишь выборочные предметы Если подросток не видит жизненного предназначения отдельных знаний, то у него пропадает интерес к соответствующим предметам.

Подросток с высокими притязаниями на признание среди сверстников может достичь такого статуса за счет прочных знаний. При этом, для него, по-прежнему сохраняет свое значение оценка его знаний Обращают н на себя внимание некоторые высказывания учащихся данного возраста по поводу оценок: \"Оценки помогают занять определенное место в школе\", \"Оценка-показатель знаний\", \"Оценка-стимул\" Вообще, у современных подростков отмечается критическое отношение к существующей системе оценок, хотя ими не исключается необходимость оценки учебных достижений.

Учебная мотивация подростков формируется на основе познавательных потребностей и учебных интересов. А для формирования у них более широкого круга склонностей и способностей большую роль начинает играть активную вы и пребывание сил в различных отраслях трудовой деятельности. Такие практические ориентации обуславливают возможность личностного самоутверждения и самосовершенствования.

Подростки могут участвовать в различных видах практической деятельности: в организационной, общественно-полезной работе, в учебно-образовательных мероприятиях, в общественно-политической жизни.

По объему затраченного времени подросток всего занят обучением, если он действительно учится, а не делает вид, что учится. Но учения, сохраняя актуальность, за психологической ролью не является ведущей д деятельностью для значительной части учащихся подросткового возраста.

Подростки, стремясь занять значимое место среди взрослых людей, выходят за пределы учебной деятельности, которая выступает для них как обязанность возраста, и ищут себе место в межличностном общении с при решении важных дел. Сюда входят физическая культура, общая физическая работа, направленная на изготовление различных предметов, общественно-политическая деятельность. При этом заметно, что у подростков еще не достаточно сформированы такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, терпение в достижении поставленных целей.

В настоящее время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности - это возможность зарабатывать деньги Современная экономическая ситуация такова, что некоторые родители соглашаются, чтобы подростки честно зарабатывали деньги, продавая газеты, моя машины, работая рассыльным. Вместе с тем, приобретение финансовой независимости, пока, опасно (как психологически, так и социально) в сегодняшних В нашем государстве н е существует традиционных методов зарабатывания денег подрастающей личностью Подросток может быть легко втянут в теневые финансовые структуры, различные кланы или бандитские \"стаи\" Поэтому проблема \"Дети и деньги\" стала очень актуальной в психологии воспитания.

Среди позитивных мер, связанных с общественно-полезным трудом, можно выделить участие подростков в предвыборной компании: они разносили агитационные письма, расклеивали их, занимались размещением рекламных сообщений и др. Это способствовало осознанию подростками своих растущих возможностей, которые создают основу для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании их прав взрослыми, их креатив в них потенциалов.

Конкретное время во многом определяет нравственные ориентации сензитивного к ним подросткового возраста Нынешняя действительность несет на себе отпечаток культуры прошлых поколений и одновременно впитывает в себя реалии бытия и мечты и утопии, обращенные в будущее Все это формирует общий фон социальной ситуации, влияет на моральное развитие личности подростка.

Возникновение ценностных ориентаций, позиций, установок и взглядов подростка, как правило, связано с процессом обучения В то же время для их развития большое значение имеет влияние окружающих обстоятельств, условий социализации и культурного уровня среды Моральный развитие приобретает существенных изменений именно в переходном возрасте. Развитие ценностных взглядов подростка характеризуется их усложнением, увеличением либерализации ее, ростом личностной независимости. Содержание их непрерывно меняется и зависит от актуального морального образца. Усвоение подростком морального образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимом для него социальном окружении. Но такое усвоение не всегда проходит бесконфликтно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.