Здавалка
Главная | Обратная связь

Предпосылки перехода к юношескому возрасту.



Этот период приходится примерно на 14–17 лет, то есть на восьмые — одиннадцатые классы.

В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим человеком») и связанный с ним интерес к учению. Значительно увеличивается привязанность к своей школе.

Подростки к моменту окончания основной школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что будет потом, им тоже неясно и внушает опасение. Необходимо подчеркнуть, что устремленность в будущее только в том случае оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому. Что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В данный период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший — плохой), отношение к себе как бы развивается в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У восьмиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

 

 


Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

2. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.

6. Ремшмидт Х. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

7. Эльконин Д. Б. Изобразительные психологические труды. М., 1989.

8. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн.заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 347-408

10. Фельдштейн Л.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995

11. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999

12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

13. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя к подросткам // Вопросы психологии. – 1984. - № 2

14. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1929—1931.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.