Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности самосознания подростка. Развитие воли и стремление к самовоспитанию.



Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосоз­нания, потребности осознать себя как личность. У подростка воз­никает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собст­венной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем при­тязаний подростка, его мнением о себе и его реальным поло­жением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания, роста требований к под­ростку, его нового положения в коллективе у подростка возни­кает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеуст­ремленному развитию у себя положительных качеств и торможе­нию отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыха­ние и т. д. Один из подростков заявил, что он нашел «лучший способ развить у себя волю — это никогда, никому, ни в чем не уступать!» Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недо­статках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возрас­та — формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает счи­тать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки на­ступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, напри­мер своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убежде­нию, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участ­вовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к само­стоятельности и известной независимости. Отсюда их чувстви­тельность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собст­венных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувст­ва взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопро­тивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нуж­но не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаи­моотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраи­вать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в извест­ных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подрост­ков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — всего того, что было в какой-то" мере оправдано по отношению к дошколь­нику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребле­ния тоном категорических распоряжений и приказов, безапелля­ционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требова­ний вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляю­щих чувство собственного достоинства, самоуважения подростка.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.