Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б.Эльконина.



Эльконин был последователем Выготского и учеником Леонтьева. Сочетание культурно-исторического и деятельностного подхода. Как и Выготский, он понимает психическое развитие ребенка как культурно-исторический феномен, переход от естественного поведения к высшим формам поведения. Развитие – качественные изменения какой-либо психической ф-ции, возникновение в ней новообразования. В процессе развития изменяется структурная организация психики, т.е. она изменяется как целостная сис-ма. Психическое развитие в каждом возрасте определяется социальной ситуацией развития. Эльконин акцентирует внимание на проблему соотношения обучения и развития. У бихевиористов обучение = развитие. Для Пиаже, обучение следует за развитием. Выготский считал, что обучение ведёт за собой развитие. Эльконин выходит на анализ механизмов («движущих сил») развития. По Выготскому, соц. ситуация развития определяет психическое развитие. Соц. отношения всегда проявляются через деят-ть. Деят-ть выступает формой, через кот. транслируются формы культуры. Деят-ть явл-ся инструментом построения психики. Ведущая деят-ть (это понятие ввел Леонтьев) – это та деят-ть, в которой происходят наиболее существенные изменения в психическом развитии ребенка на определенном этапе его жизни.

Эльконин обращает внимание на то, что на разных этапах развития изменяется предметно-содержательная сторона ведущей деят-ти. Связь реб-ка с общ-вом опосредована обучением и воспитанием. Овладение предметом происходит через взрослого, предоставляющего общественные образцы. Для развития личности недостаточно наблюдения за поведением взрослого, необходимо воспроизведение в собственной деят-ти чел-ка. В периодизации проявляется две сферы жизни ребенка: сфера отношений «ребенок-предмет» и сфера отношений «ребенок-люди». Эльконин выделил следующие ведущие виды деят-ти в соответствии с различными этапами развития реб-ка:

1. Младенчество (0-1) ВД: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым. Новообразование: формирование эмоциональной связи, психологического единства с матерью, а через нее и со всем миром. Для реб-ка взрослый приобретает психологическое значение, становится образцом, на кот. он ориентируется (подражает). 2. Раннее детство (1-3) ВД: Предметно-манипулятивная деятельность. Активно продолжает развиваться сенсомоторный интеллект по Пиаже. Взрослый – образец взаимодействия с физическим миром, ребенок подражает ему. Новообразование: РЕЧЬ как ср-во решения задач, коммуникации, начинает называть предметы, свои операции, появл-ся эгоцентрическая речь. 3. Дошкольный возраст (4-6) Ребёнок начинает осознавать своё Я и противопоставлять свои желания желаниям взрослых. Поведение начинает мотивироваться социальными отношениями, а не внутренними побуждениями. ВД: Сюжетно-ролевая игра. Ребенок воспроизводит, моделирует соц. отношения, позволяет себе выходить за пределы конкретной ситуации. Формирование стремления к осуществлению общественно-значимой деятельности (школа). Новообразование: мышление становится символическим. 4. Младший школьный возраст (7-11/12) ВД: Учебная деятельность. В ней формируется теоретическое мышление. Многие психические функции становятся произвольными. Формируется способность думать о том, чего нет в опыте ребенка, мышление становится обобщенным, абстрагированным. Ребенок может решать различные задачи, планировать свою деятельность. 5. Подростковый возраст (11/12-15) Снижается значимость взрослого, а ориентируется на сверстника и его оценку поведения. ВД: Интимно-личностное общение, т.е. общение носит личностный хар-р, обусловлено не соц. ситуацией, а интересами. Формирование представлений о себе, самосознания. Человека должен почувствовать себя причастным к этому миру. 6. Юношество (16-18)Возникает необходимость в построении планов на будущее. ВД: Учебно-профессиональная деят-ть.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.