Здавалка
Главная | Обратная связь

Восстания в Уральской и Тургайской областях, на Мангышлаке



В декабре 1868 года антиколониальное восстание началось в Тургайской и Уральской областях и длилось оно по октябрь 1869 года. К весне 1869 года сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сеил Туркебаев и Беркин Оспанов, контролировавшие территорию по реке Эмба. Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов. Всего было сосредоточено 5300 человек и 20 орудий, не считая гарнизонов укреплений. Во время наступления карателей восставшие сосредоточились по рекам Уил, Сагыз, Эмба. 6 мая 1868 года около урочища Жамансай недалеко от Уила они атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение семи дней повстанцы держали его в осаде, после чего отряд вернулся в Калмыковскую крепость. Также сражение состоялось и у реки Ашыбулак с отрядом майора Пирогова. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно трех тысяч человек.

Напуганные размахом восстания, царские власти потребовали решительных действий по его подавлению. Карательную экспедицию возглавил сам военный губернатор Уральской области Н. А. Веревкин, под командованием которого был войсковой отряд, насчитывающий свыше 1700 человек. Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, ша-руа, которые несли все тяготы колонизации; участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хан-гали Арсланов возглавил отряд повстанцев. Но султаны, бии и старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.

В марте 1870 года началось восстание на полуострове Мангышлак. Поводом к нему послужили угрозы мангышлакского пристава подполковника Ру-кина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени адай принять “Временные положения” и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. 15 марта 1870 года отрад пристава Рукина с отрядом казаков, с управителями отделений в количестве 60 человек при четырех орудиях выступили в урочище Куруп, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд. Раненый Рукин застрелился. Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. 5 апреля они атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, продолжавшейся с 5 по 8 апреля. 9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под командованием графа Кутайсова. В конце апреля отрад графа в составе трех рот пехоты при одном орудии и трех сотен всадников выступил в степь, чтобы отрезать отступающим аулам путь на Устюрт. В мае прибыли новые силы с Кавказа: батальон Апшеронского полка, две стрелковые роты, две роты линейного батальона, четыре роты Дагестанского полка, две сотни терских казаков, четыре орудия. Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангышлак заняли царские войска. Руководители восстания И. Тленбаев и Д. Тажиев, преследуемые карателями, в декабре 1870 года ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс. баранов. Таким образом, выступление небольшой группы адаевцев против отряда Рукина переросло в восстание с участием до 6 тыс. человек, достигшее позднее 10 тыс., то есть практически значительной части населения полуострова. Российские правители сами вынуждены были признать, что “в данном случае на Мангышлаке приходилось не умиротворять и наказывать возмутившуюся провинцию, а вновь завоевывать”. Однако в 1873 году вновь произошло выступление адаевцев, так как для подготовки к походу на Хиву власти стали изымать у них верблюдов.

 

№66.Развитие промышленности и торговли во второй половине 19в.

Развитие промышленности в Казахстане было тесно связано с интересами русского промышленного капитала. Казахстан являлся сырьевой базой и рынком сбыта продукции капиталистической промышленности России. Однако перевозки сельскохозяйственного сырья в центральные районы обходились очень дорого. Поэтому русские промышленники стали создавать на месте небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: кожевенные, маслобойные, спиртоводочные заводы, мельницы, просорушки, мыловарни и др. На первом предприятии работало 5-10 человек, техника производства низкая, большинство рабочих временные.

Наряду с использованием сельскохозяйственного сырья, русские промышленники были заинтересованы в разработке полезных ископаемых Казахстана – золота, каменного угля, нефти.

В конце XIX века горная промышленность Казахстана переходит в руки иностранного капитала. Карагандинское месторождение продано французскому предпринимателю, затем перешло английским империалистам.

На базе Зыряновского месторождения французские капиталисты учредили «Зыряновское горно-промышленное общество» Американские бизнесмены скупали богатые золотом месторождения, арендовали предприятия находившиеся в Алтайском горном округе.

Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить его как сырьевую базу.

Большое значение имела постройка железнодорожной сети, увеличение перевозок грузов и расширение внешней торговли.

В 90-х годах XIX века началось строительство Сибирской железной дороги, пересекала северную часть Казахстана. Железные дороги способствовали усилению экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном.

Заметное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. В конце XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов. Были построены рыфзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдарье, на Аральском море, на озерах Балхаш, Зайсан.

В конце XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного и фабричного типа по потреблению сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге..

В 80-е годы XIX века предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или. Были построены Оренбургско- Ташкентская и др. железные дороги. Важную роль стала играть Транссибирская магистраль и, в частности, ее западный участок. Всего в Казахстане было построено 482 версты железной дороги.

Железнодорожный, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединяли Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.

Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение.

 

№67.История изучения Казахстана в 18-20 веках Левшин

В 1820 и 1803 гг. в казахские степи по поручению Азиатского департамента отправился чиновник А.И. Левшин (позднее - писатель, ученый, государственный деятель, годы жизни - 1799 — 1879).

Левшин – исследовал жизнь казахов, написал труд по истории «Описание киргиз-кайсацких орд и степей»(первое фундаментальное исследование по географии, истории и этнографии Казахстана, представляющего и до сего дня большой интерес для науки. Его «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» было еще 1840 г. переведено на французский язык, открыв для европейцев мир казахских степей и населяющего его народа.) законы Тауке, «казахский Геродот»

Результаты путешествия были значительны. Трехтомное исследование А.И. Левшина (1832 г.) является одним из наиболее ценных работ по казахам первой половины ХIХ в.. Оно представляет собой первый обзор истории Казахстана, не потерявший своего научного значения и в настоящее время. Ценность работы Левшина заключается в том, что она составлена на основании первоисточников, среди которых использованы и архивные материалы. Кроме исторических сведений работа включает обстоятельное описание всех сторон материального быта, социальной и духовной культуры, обычного права и системы управления. К работе приложен "Устав о сибирских киргизах".

В Оренбургском крае важную роль в организации исследований, в том числе и этнографических, играла Оренбургская пограничная комиссия, действовавшая с 1798 по 1859 гг. Архивные и текущие материалы этой комиссии изучал А.И. Левшин, в течение трех лет "состоявший при председателе Пограничной комиссии"

Исследование А. И. Левшина, известного путешественника и исследователя XIX века, представляет собой едва ли не первое в науке комплексное описание природы, животного мира, истории и этнографии казахских степей и народов их населяющих (не зря А. И. Левшина именуют Геродотом казахского народа). Подробно освещен вопрос взаимоотношений казахов с русскими и показаны исторические обстоятельства, обусловившие вхождение казахских территорий в состав Российской империи.

№68.Радлов

В.В. Радлов внес значительный вклад в становление и развитие

культурных и литературных связей между Россией и Казахстаном. В

созданных им научных трудах и документально-художественных

произведениях, особенно в путевых очерках, дневниковых записях и

воспоминаниях сохранены на века не только лучшие образцы устного

творчества казахов, но и правдивые картины их жизни и быта,

запечатленные без ложной романтики и без грима экзотики.

Неоценимое значение имели здесь личные впечатления, наблюдения,

выводы. Познавательный материал этих произведений используется

сегодня не только при изучении проблем русско-казахских литературных

отношений, но и историками, этнографами и другими специалистами. Объединяющим началом, философской основой

документально-художественной литературы о казахах являлась идея

цивилизации и просвещения их.

Известный русский ученый-востоковед, этнограф и лингвист В.В.

Радлов на протяжении весьма длительного времени разрабатывал

казахстанскую тематику в самых разнообразных аспектах. В его

произведениях отображались обширные интересные сведения о

казахской поэзии, песнях и музыке, излагались сюжеты известных в

степи поэтических сказаний о народных героях, об известной борьбе

человека за счастье, о единоборстве добра и зла. Первые сведения

автора о жизни и быте казахов появились в «Письмах» В.В. Радлова,

опубликованных в 1868 году.

В 1870 году Радлов написал «Краткий отчет о поездке в

Семиреченскую область и на Иссык-Куль летом 1859 года», в котором

содержатся различный этнографический материал о казахах и киргизах.

К 1888-1889 годах увидел свет его труд «Опыт словаря тюркских

наречий». В 1865 по 1907 издавались многотомные труды Радлова

«Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной

Сибири и Джунгарской степи». Третий том этого исследования под

названием «Киргизские наречия», вышедший в Санкт-Петербурге в 1870

Радлов отметил, что казахский народный эпос является продуктом

определенной эпохи, определенной ступени развития культуры

человеческого общества. Ученый подчеркивал, что «эпос есть и

поэтическое отражение всей жизни и всех стремлений народа, которые

состоят из отдельных характеристических черт».

Определенное внимание В.В. Радлов уделил и анализу произведений искусства древних номадов Алтая. В этой связи он указывал, что синкретические образы животных, в том числе и фантастические, связаны с религиозно-мифологическими представлениями кочевников и, возможно, они копировали идолов скотоводов.

В историко-этнографическом наследии В.В.Радлова выделяются три основных направ­ления: 1) этнографическое изучение малоиссле­дованных тюркских народов Западной Сибири и Средней Азии; 2) изучение археологических памятников Сибири; 3) опыты объяснения спе­цифики исторического развития кочевых наро­дов.Публикуемый отрывок посвящен третьему направлению, занимающему в трудах Радлова по своему значению далеко не последнее место.

 

№69.Щербин

Ф.А. Щербина известен своим большим вкладом в бюджетную статистику. Во время работы в Воронежском земстве, начиная с 1884 г., им были проведены бюджетные обследования крестьянских семей Воронежской губернии. Была разработана детальная программа бюджетных опросов, которая уточнялась и совершенствовалась на практике.

С 1896 по 1903 гг. Ф.А. Щербина по указанию императора Николая II командируется в Казахстан для руководства экспедицией по обследованию хозяйств казахов и выявлению земельного колонизационного фонда. Ф.А. Щербина возглавил экспедицию по исследованию 12 уездов в Аксютинской, Семипалатинской и Тургайской областях в Казахстане.

Исследование общественно-политических взглядов "и деятельности Щербины позволяет осмыслить идейное наследие, внутреннюю структуру, особенности эволюции и исторические судьбы русского реформаторского народничества, концепцию которого в ходе духовных исканий воспринял и проповедовал ученый. Кроме того, сквозь призму личной судьбы Щербины можно лучше понять и такое сложное, многогранное явление общественной жизни как разночинская интеллигенция, конкретнее представить ее менталь-ность, значение ее деятельности в пореформенной России, выявить вклад в развитие культуры и в просвещение русского общества. С другой стороны, изучение изменений в мировоззрении Щербины позволяет определить факторы, влиявшие на эволюцию его идейных установок, увидеть воздействие модернизирующейся общественно-политической среды на формирование сознания русского разночинца.

Обращение к теме имеет не только познавательный интерес и научную ценность, но и свою актуальность. Современное российское общество, испытывая в начале XXI в. настоятельную потребность в определении дальнейшего вектора развития, все чаще обращается к своему прошлому, анализирует как его достижения, так и трагические ошибки. В связи с этим трудно переоценить значение пореформенной эпохи отечественной истории, когда, как и сегодня, страна переживала процесс модернизации. В деятельности и взглядах Щербины отразилась вся противоречивость этого процесса, отразившегося на судьбах нескольких поколений. Таким образом, Щербина интересен современникам и тем, что он испытывал на себе и осмысливал противоречия переходной эпохи, разрабатывал пути их разрешения.

Изучение воззрений Щербины, который был одним из представителей русского реформаторского народничества, особенно актуально в связи с необходимостью разработки и осмысления идейного наследия этого общественного течения. Именно его концепции, синтезирующие идеи свободы личности и общинной солидарности, либеральной демократии и социальной справедливости, принципы гражданского общества и сильного государства, и, в итоге, направленные к достижению ненасильственного общественного прогресса, представляют определенную ценность и могут быть востребованы сегодня в построении цивилизованного демократического общества.

Таким образом, учитывая особенности казахского быта, Ф.А. Щербина создал самостоятельный образец монографического описания, где специальной характеристике подверглись аулы и общинно-аульные группы, фиксировались земли, которыми пользовались казахи, и возможные варианты перекочевок. Отдельно собирались сведения о естественно-исторических условиях местности, преобладающих видах растительности, ландшафте, производились заборы и анализ почв.

 

№70. Наука казахстана в 19 веке. Ч.Валиханов

XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.

Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.

1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.

В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас».

Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.

Оценивая деятельность Ч Валиханова, крупный ученый - востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его липе феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий...».

В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом

восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями.

Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил

большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью,

проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические

предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850

года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и

культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и

''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-

Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему

Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу,

ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей

между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи

разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению

кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой

отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар,

представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с

политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал

материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для

науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О

состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни

народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

Устному народному творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу".

 

№71.Развитие просвещения.И.Алтынсарин

Ибрай Алтынсарин (1841-1889) вошел в историю общественной мысли и литературы Казахстана как замечательный просветитель-педагог, писатель-фольклорист, этнограф, поэт, переводчик. И. Алтынсарин является одним из основоположников казахской реалистической литературы и литературного языка. Будучи переводчиком русской классики на казахский язык, он широко использовал опыт педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Всю свою жизнь И. Алтынсарин посвятил просвещению родного народа, оставив яркий след в педагогике. Его перу принадлежат не только стихотворные и прозаические произведения для детей («Весна», «Сын бая и сын бедняка», «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи», «Кипчак Сейткул» и др.), но учебники и учебные пособия, в которых он разрабатывал дидактические принципы обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности казахский педагог-просветитель подчеркивал особую роль художественной литературы и придавал ей огромное воспитательное значение.

В «Киргизской хрестоматии» И. Алтынсарина содержатся сведения о развитии науки, о пользе просвещения, о жизни и быте многих народов. О «Начальном руководстве к обучению киргизов русскому языку», о «киргизской хрестоматии» И. Алтынсарина, его этнографических статьях и исследованиях высоко отзывались как современники, так и его последователи-педагоги.

Отмечая выдающуюся карьеру казахского педагога-просветителя (от младшего толмача Оренбургского областного правления до инспектора киргизских школ Тургайской области), его коллеги подчеркивали личные качества И. Алтынсарина: «человек умный, честный, весьма симпатичный и к тому же поэт-художник в душе».

На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма. Приход Ыбырая на сцену истории, глубокий след его имени в сознании последующих поколений связаны, прежде всего, с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в
сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для призыва молодежи к обучению. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Елекском (Илецком), Костанайском (Николаевском), Ыргызском, Торгайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. К тому же по службе он был, целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из ярких направлений его деятельности — организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разно профильных школ, а в своем, завещании оставлял принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая.

Алтынсары-улы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей
начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени.

Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже предложения по привлечению его к ответственности.
Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсары-улы широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фармаковского, великого писателя Льва Толстого. Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсары-улы написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназнача-лись для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Однако «Киргизская хрестоматия» просветителя способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использовании этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, он не мог не принять влияния вдохновителя миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н. И. Ильминского, с которым находился в тесном общении.

№72.Великий поэт-просветитель Абай (1845-1904 гг.)

Абай Кунанбаев родился в Чингиских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был старшиной Тобыктинского города. Получив первоначальное образование дома у муллы, Абай был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-ризы. Не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной деятельности и будущей административной деятельности главы рода. Абай постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Втянутый в родовые распри, Абай не мог примириться с несправедливостью и жестокостью и часто шел в разрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Кунанбаю было не по душе стремление сына решать распри по справедливости, а не в родовых интересах. Между отцом и сыном назревает неприязнь и происходит разрыв. В течении 10-20 лет Абай, уже зрелый и культурный человек изучает народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. Когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето». Все остальные 20 лет его жизни прошли в содержательной творческой поэтической деятельности.

Абай написал стихотворение, назидания в прозе «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азили».

Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый должен вносить в это свой посильный вклад. Человек полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде. Труд - это не тяжелая повинность, а средство достижения расцвета материальных и духовных благ общества. «Труд развивает чувство познания, - писал он, - труд закрепляет в сознании услышанное».

В результате колониальной политики царизма и усиления гнета во второй половине XIX века шло очень быстрое ухудшение положения народных масс и разорение казахского шаруа. Абай указывал им путь к существованию, призывая не чуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще. Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Абай не скрывает причины своей неприязни и ненависть к тем, кто не был с народом. Баев он ненавидел за то, что они вымогают взятки, чинят раздоры и «бай сам торопится обмануть закон» Абай ненавидел и разоблачал правителей-взяточников, корыстолюбивых людей, невежественных мулл, считал их злом на пути к всенародному благоденствию. Основную силу способную преодолеть это зло, как многие, он видел в науке и просвещении.

 

№73)Присоединение Старшего Жуза к Российской империи

Старший жуз, численностью порядка 700 тысяч человек, традиционно занимал территорию от верхнего и среднего течения Сырдарьи до Семиречья включительно.Над казахами нависла грозная опасность – на территории нынешнего китайского Синьцзяна появился жестокий и страшный народ джунгары. Страшным этот народ был тем, что не просто грабил окрестные народы, а стремился поголовно их истребить. Единственным спасением было найти могущественного покровителя, и такого покровителя казахи нашли в лице России..

Старший жуз предпочел тогда остаться независимым и вскоре попал под власть Кокандского ханства. Лишь в середине XIX русские войска освободили от кокандцев земли Старшего жуза.
В 1741—1742 джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, но вмешательство русских пограничных властей заставило их отступить. Встретив в лице России сильного противника, джунгары теперь умеряют свой пыл и прекращают набеги на казахские земли.

Юридически присоединение Старшего жуза состоялось 10 июня 1734 года в соответствии с указом императрицы. Однако отдаленность последних от России существенно осложнила их практическое вхождение в состав Российской Империи. В результате к началу XIX века значительная часть Старшего жуза подпала под власть кокандского правителя Алим-хана.

В 1818 году Старший жуз вновь обратился с просьбой о принятии их в российское подданство. В мае 1824 года император Александр I подписал грамоту о принятии в подданство 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. В 1830 году присягу приняло население нескольких волостей Среднего жуза. Затем в течение 15 лет в российское подданство вступили почти все остальные роды Старшего жуза.

Таким образом, вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. По мнению известного историка Е. Бекмаханова: “… казахский народ, долгие годы стоявший перед альтернативой - быть ли подчиненным царской России или среднеазиатским ханствам, - избрал первый путь. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость”.

 

№74. Экономическое развитие казахстана в 19в.

Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам.
Первым происходящие изменения почувствовал казахский аул. Нарушение традиционных маршрутов кочевок, запрет подходить к большинству водных артерий, казачьим поселениям (еще по указам Х1Х века) привели к разрушению производительных сил общества, а отсутствие достаточных территорий - к уменьшению поголовья скота. Там, где казахи занимались землепашеством, лучшие земли были отданы переселенцам. В результате на остатках земель могли продолжать заниматься скотоводством лишь наиболее богатые люди аула, остальные становились батраками у своих же сородичей, либо у зажиточных переселенцев, или уходили на отхожие промыслы. Разрушалась социальная и родовая структура аула.
К концу Х1Х века изменившаяся экономическая структура хозяйства аула показала новую расстановку социальных слоев. Прежде всего, необходимо напомнить об активном перемешивании различных родов в процессе нового административного устройства казахских земель. Разрыв вековых связей, традиций, по-видимому, в какой-то мере облегчил переход к новым формам зарабатывания средств к существованию.
Основная часть богатых хозяйств сохранила за собой пастбища, зимовки и переориентировала хозяйства на товарный лад. Большая часть кочевников-скотоводов, имевших средние по величине хозяйства, активно приспосабливалась к новым экономическим условиям и вступала в товарно-денежные отношения.
В таких условиях казахский аул все более втягивался в орбиту торгово-денежных отношений.
Важной стороной экономического развития Казахстана стало строительство железных дорог, прокладка трактов.
Со второй половины XIX века начала складываться финансовая система. На территорию Казахстана распространилась деятельность Государственного, Крестьянского и Дворянского банков. Их филиалы существовали в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, поселке Коянды. Активно проникал в финансовую систему и Сибирский торговый банк. Появились биржевые организации при помощи которых осуществлялся оптовый сбыт продукции.
В целом экономическое развитие Казахстана в XIX в все более активным проникновением в традиционные структуры рыночных отношений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.