Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель коммуникации по Роману Якобсону. Условия для возникновения коммуникативных неудач.



Определение языка с комммуникативной точки зрения. Основные функции языка.

Язык-единственная универсальная система общения и передачи информации, максимально приспособленной для биологического рода, который мы представляем.

Ø -передача знаний из покления в поколения и от человека к человеку посредством зыка(земля вращается вокруг солнца; научные знаниЯ)

Ø -возможность делиться впечатлениями с другими людьми (рассказать о том, как великолепна балерина Майя Плисецкая; как прекрасна картина Три богатыря)

Вы будите говорить, живописать словом, если вам дано это умение. Результат может быть положительным: вам удастся донести до слушателя и объективную информацию(описать картину) и субъективную(передать свои впечатления). Но можжет произойти коммуникативная неудача: вы не найдете нужных слов,сами будете на себя сердится за свою беспомощность, а собеседник рахочаруется(Что же вы нашли в этой картине)

С помощью языка человек расчленяет этот мир на отдельные предметы и события, категориризирует их , придает им смысл.Категоризация-распределение субъектов по категориям, по классам-важнейший процесс познания человеком мира, отвечающий на вопрос «что это?» и осуществляющийся в языке.Мы категоризируем возвышенности на пов.Земли как пригорки,холмы, горы,скалы,горные цепи...+время суток+цвета

Понимание того, что язык не простое отображение действительности, что он-средство ее осмысления, сложилось на заре человечества и сохранилось по сей день.

Именно общаясь посредством ест.яз.,люди смогли по ходу развития цивилизации изобрести и усовершенсствовать друг.знак системы передачи информации- зрительные и слуховые.

 

Плохое или хор владение каким-либо естественным яз включает:

-умение говорящего отражать средствами языка все ситуации действительности, всю инф, кот.он хочет донести

-умение говорящего «переводить» в языковую форму «тексты», созданные средствами других систем передачи инф-зрительных и слуховых, выполнять обратную трансформацию, сочетать вербальные и неверб.средства инф и коммуникации

-умение правильно понимать устный и письменный текст

Модель коммуникации по Роману Якобсону. Условия для возникновения коммуникативных неудач.

Общение и передача информации посредством языка происходит по схеме, которую предложил известный лингвист Р.О. Якобсон(так называемая модель коммуникации по Роману ЯкобсОн)

Референт Код сообщение Адресант -------→Адресат контакт

Адресант-говорящий, или пишущий, отправитель речевого сообщения, автор текста;

Адресат-слушатель, читатель получатель речевого сообщения;

Код-язык, на котором передается сообщение, знаковая система(ы), используемые для выражения содержания, задуманного адресантом;

Референт- фрагмент мира, который описывается,изобажается в сообщении;тема, предмет сообщения;

Контакт- канал связи, средство и способ,которым осуществляется коммуникация ; ситуация, в которой коммуникация происходит;

Сообщение-сам передаваемый текст, последовательность устных или письменных знаков.

Коммуникативная неудача может произойти на каждом из участков схемы.

Вот ситуации, которые ожидают вас в студ.жизни. ВЫ подготовили доклад со сдайдвми, а проектор не работает-подвел контак.Вы собрались говорить перед однокурсниками,хорошо вам знакомыми и знающими предмет доклада, а на ваше выступление пришли студенты другого факультета: нужно приспособиться к изменившемуся адресату. Вам для курсовой обязательно нужно прочитать статью, а она имеется только в оригинале(немец/франц я, которого вы не знаете)- не владеете кодом, использованным авторром статьи для создания текста. Или –открыв интересующую вас статью, вы обнаруживаете, что она слишком длинная,но при ьэтом совсем не информаивная:жалко потерянного времени на «преодаление» сообщения, неумело закодированного адресантом. Вряд ли вы потом вернетесь к многословному и бессодержательному автору. Лучше найти другой источник,др текст, посвященный тому же референту,но более удачный.

Особую роль в коммуникации,конечно, играет адресат-тот, для кого мы говорим и пишем. Для письменного текста выделяют пять типов «неприятных» для адресата ситуаций, при которых он стремится разорвать контакт с текстом, прекратить коммуникацию:

· -я не хочу читать,т.к.мне не понятно.Трудное начало может привести читателя в панику, заставить его хаотично перемещаться по тексту, разыскивая точку опоры в виде знакомых слов или понятных мыслей, либо вообще вызвать отказ от чтения.

· -я не хочу читать,т.к. описываются незначительные,неитересные для меня предметы. В этом случае отказ от текста происходит по соображениям значимости речевого сообщения.

· -я не хочу читать,т.к. здесь нет ничего нового для меня. Здесь вступает в действие так называемая «догматическая защита» адресата: «я об этом знаю больше», «»это банально»

· -я не хочу читать,т.к. этот текст некрасивый,корявый, он просто не нравится мне эстетически. Крнечно, этот фактор действует не для всех текстов. Ля юридических документов,например, он отходит на задний план.

· -я не хочу читать, т.к.автор оскорбляет меня,не уважает того, о ком пишет, и/или слишком любит себя:самовыражается в тексте в ущерб уважительному общению с читателем.Мне не приятно общаться с человеом, который относится ко мне пренебрежительно.

Итак, текст должен быть понятным, значимым,эстетически и этически приемлимым для адресата.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.